Урок мужества "Мы должны всё помнить и чтить"
методическая разработка (4 класс) на тему

Зейлингер Ольга Николаевна

Расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла- участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель; пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны, своего края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Урок мужества

   

                                      «Мы должны всё помнить и чтить»

         

     

Цель: расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель; пробуждать у детей интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны, своего края.

Оборудование: стихи, информация о семье Степановых, мультимедийный проектор, презентация «Мать солдатская» (подвигу семьи Степановых посвящается), музыкальное сопровождение, плакаты военной тематики, живые цветы, сладкие угощения.

Предварительная работа: сбор материала, построение сценария, разучивание стихов, создание презентации, выставка рисунков «Победа деда – моя победа».

                                                               Ход мероприятия

слайд

        Ведущий 1. Ребята, сегодня, мы хотели бы поговорить о мужестве и стойкости наших солдат, о приближающемся празднике, о том какими мы должны расти.

         Ведущий 2. Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником – Днём Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветераном войны и празднуют.

         Ведущий 1. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танке, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и всё одолел. Не  ради наград, а ради того, чтобы мы с вами ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми.

   Видеофайл «Это был выпускной вечер и началась война…» (анимация – песок).        

Вдали видна школа. Дорога. Слышится голос диктора Левитана о начале войны. Люди добровольцами уходят на защиту своей Родины. Остались дома матери, дети и старики. Слышатся взрывы, бомбёжка продолжается, люди в панике. Вести с фронта, девушка держит конверт. Пришла похоронка. слайд

         Ведущий 2. Героев Великой Отечественной войны  много, имена многих, к сожалению, остались неизвестными. Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточённые бои, есть Могила Неизвестного Солдата, мемориалы и памятники. Возле них горит Вечный огонь, к ним возлагаются цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Чтец 1.     Великая Победа                      Чтец 2.    Мы встречаем день Победы,

            Великой войны победу                                      Он идёт в цветах, в знамёнах.

  Мы не должны забывать!                                  Всех героев мы сегодня

  В боях отстояли деды                                        Называем поимённо.

  Священную Родину-мать.

 

 

слайд

         Ведущий 1:     О, как прекрасно это слово - мама!

        Все на земле от материнских рук!

                                  О той, кто жизнь дарует и тепло,

        Звучащее в напеве колыбельном.

        О той, кто вас в терпение беспредельном  

        Растит, лелеет, ставит на крыло,

        О матери сегодня говорим мы.                                                            

        Ведущий 2:

Огромная тяжесть легла во время войны на плечи женщин. Эта женщина-мать вырастила, воспитала и проводила всех своих сыновей на фронт, а их было 9. Епистиния Федоровна Степанова именно о ней мы с вами сегодня и будем говорить.

слайд

        Ведущий 1:    

Имя этой кубанской колхозницы известно всему миру. Ее материнский подвиг бессмертен. Родилась она на Украине, но с детских лет жила на Кубани. У нее было редкое имя - Епистиния, в переводе с греческого - «знающая».

слайд

Ведущий 1:

Когда ей исполнилось 16 лет, выдали ее замуж. Вскоре и первенец у них появился - доченька  Стешенька. Работая на других, мать не могла приглядывать за своими детьми, и их дочь в трехлетнем возрасте, обварилась кипятком. В то время для батраков не было ни врача, ни больниц, и девочка умерла. В 1910 году у них появился сын - Сашенька. Рослый и крепкий малыш, уж как полюбила его мать, об этом могут знать только матери, берегла его, всю любовь ему отдавала. Потом появились Николай, Василий, Филипп, Валентина, Иван, Илья, Федор и опять Александр.

слайд

Ведущий 3:

Работящая и неутомимая, Епистиния Федоровна учила своих детей жить в труде, блюсти честь смолоду. Дружно и весело жили в семье Степановых.

слайд

Александр - старший сынок был в семье уже помощником, а ему исполнилось 17 лет. Отец уже советовался с ним, и они вместе решили стать на сторону красных. Как могли, помогали они Красной Армии - собирали и возили хлеб красноармейцам, укрывали их от белых казаков. Уходя в степь, Саша с порога крикнул: «Я скоро вернусь, мам!» Но домой он не пришел. В поле Александра схватили белогвардейцы, посчитали его за красного разведчика. Доставили в ст. Роговскую. Долго и жестоко пытали Сашу. Узнала утром: били его; выкрутили руки, выбили глаза и зубы, а затем расстреляли и бросили в яму, где было много казненных. Епистиния Федоровна вернулась на хутор окаменелая, она даже не плакала, горе сковало ее сердце. Александру было 17 лет. Тяжело перенесло сердце матери утрату, но есть еще другие дети, они ждут ее любви и доброты. Похоронили отца. Осиротели дети, отец был у них главным в семье.

слайд

Федор окончил 4 класса и в то время был у них самым грамотным и умным в семье. Работал в колхозе конюхом, учетчиком, счетоводом. Федор и матери помогал по дому, а мечтал Федор стать командиром Красной Армии и окончил курсы командиров в Краснодаре. Присвоили звание «младший лейтенант». Для прохождения военной службы отправили его на Дальний Восток. А в то время там шли бои с японцами. И в одном из боев, подняв взвод в атаку, младший лейтенант Федор Степанов пал смертью храбрых 20 августа 1939 г. За подвиг указом Президиума Верховного Совета лейтенант Степанов был награжден медалью «За отвагу» посмертно.

слайд

Жили Степановы в согласии и дружно. Они прекрасно понимали друг друга  молча, кому что подать, кому что помочь - это сплачивало их. Павел решил стать учителем, учить детей очень хотелось поступить в педагогическое училище, но смерть брата так подействовала на него, что он решил заменить брата и был направлен на учебу в Киевское артиллерийское училище. После окончания военного училища его направили на службу под Сталинград. Он стал минером.

Под стать брату, стал и Илья. Он хорошо пел, играл на гитаре. Он очень любил песню про трех танкистов. «Быть тебе, Илюша, танкистом, - говорили братья. И когда призвали его служить, он заявил, что желает учиться на танкиста.

Война для Павла началась с первого выстрела, он стоял на границе. Известие о нападении фашистов застало наших воинов врасплох. Утром 23 июня произошел первый бой с фашистами. Бой был страшный, противник имел огромное превосходство. Наши войска потерпели поражение. Многие погибли. Среди отступавших Павла Степанова не оказалось. Он остался на позиции навсегда. Год, два - ждала мать от сына вестей. Не дождалась. Пришло извещение: «Ваш сын, лейтенант Степанов Павел Михайлович, пропал без вести».

Не просыхали глаза матери от слез. Одного за другим провожала она сыновей на фронт, и ждала вестей. Какая мука для матери - неизвестность.

слайд

Высокое мужество и храбрость проявил Александр Степанов, мизинчик, как звали его в семье, в боях за Украину. Кроме того, что он был минером, и, рискуя своей жизнью, разминировал несколько минных укреплений, ему пришлось поднять в бой своих бойцов при форсировании Днепра и удерживать плацдарм от натиска фашистов. Было отбито 6 яростных атак. Степанов остался один - один отражал он седьмую атаку. Последней противотанковой гранатой взорвал себя и окружающих его врагов. За этот подвиг 20-летний Александр Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно - это был октябрь 1943 года.

слайд

А сын Илюшенька, который мечтал и стал танкистом, сражался со своей танковой бригадой в Прибалтике. Был ранен 3 раза, но, пролежав в госпитале, трижды опять рвался в бой. Шел июнь 1943 г. Танковая бригада под командованием гвардии Ильи Степанова принимала участие в боевых действиях на Курской дуге. Именно там пал смертью храбрых еще один сын из семьи Степановых. Это была вторая похоронка за один год.

слайд

Но этой похоронке было продолжение. На этот раз Василий. Он ушел воевать впервые дни войны, воевал в Крыму в артиллерийском полку. В 1942 г. его схватили фашисты при выполнении важного задания и бросили за колючую проволоку. Его жестко пытали, но он держался стойко, и через две недели после пыток его расстреляли.

слайд

 Ивана война застала в Белоруссии. После нескольких боев полк оказался в окружении. Раненый Иван попал в плен, едва поправившись, бежал, добрался до деревни  Великий лес, там его спрятали, а затем он сражался в партизанском отряде. Однажды фашисты выследили его и на глазах жены расстреляли. Это произошло в 1943 году.

слайд

Нет ее сыновей - все полегли, и только от Филиппа нет известий. А он воевал в Крыму, где и брат его Василий, однажды пути их пересеклись. Посидели, поговорили с час... Это была их последняя встреча. Свой последний бой он вел под г. Харьковом.

слайд 

 В 1943 году был тяжело ранен, пленен. Чуть оправился - бежал из концлагеря. Гитлеровцы его схватили, зверски избили и отправили вглубь  Германии.   Уже  после  Победы  Епистиния  Федоровна узнала  о последнем часе своего сына, ей прислали документ, что ее сын умер 10 февраля 1945 года в Германии в лагере № 326.

слайд

Пришла похоронка и на последнего сына Николая. Горю, матери не было равных. Все  9 сыновей ее кровиночки погибли. Но в 1945 году судьба дала ей радость. В августе 1945 г. вернулся домой ее сын Николай. Мать встретила сына у калитки и, сдерживая слезы, спросила: «Где ты был, сынок!»  «В госпитале, маманя, - ответил он устало, опираясь на палку. - Не хотел обнадеживать вас, думал, не выживу».

Позже он рассказал матери, что воевал за Дон, за Украину, несколько раз был ранен. В 1944 году был тяжело ранен, и 8 месяцев врачи боролись за его жизнь. И вот он в родном доме, рядом жена, мама. А мама, как он рада, как светятся ее уставшие от слез глаза. Недолго пожил ее сын. Умер от полученных ран в 1963 году.

слайд

Ведущий 2:

Девять сыновей. Они были разными, ее дети. Нет, не для войны она растила сыновей, не для горя, а на радость себе и людям.

слайд

Ведущий 1:

В 1975 году в ст. Тимашевской открыт музей, единственный музей одной семьи.

слайд

Жизнь Епистинии Федоровны Степановой - это подвиг всего нашего народа. О ее жизни, о ее горе должны вечно помнить все, кто живет на нашей планете. За ее подвиг она награждена орденом Отечественной войны                              I степени.               

                  Вечная память ей и ее детям. Минута молчания.

Ведущая 2.  Ребята у нас в гостях соседка, очевидец тех страшных событий ВОВ, героизма наших солдат Лидия Васильевна.  Давайте предоставим ей слово.            

                                       Видеофайл «Память»

Чтец 4. Победа! Победа! Победа!                     Чтец 5.  Пусть не будет войны никогда

    Приносится весть по стране                               Не коснётся нас больше беда!

    Конец испытаньям и бедам.                               В день Победы все песни поют

    Конец долголетней войне.                        В честь Победы сверкает салют!

Ведущий 1. И закончить нашу встречу я хочу минутой молчания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы должны их знать и помнить."

Школьники знакомяться с историей своей страны, учащиеся должны знать героев своей страны. Основная цель данной презентации направлена на патриотическое развитие....

Эссе "Я должна помнить о тепле своей души"

Эссе "Я должна помнить о тепле своей души"...

урок кубановедения «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!».

воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края;формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого...

Урок памяти. Трагедия Беслана. Помним и скорбим. (2 класс)

Урок памяти на основе трагедии в Беслане раскрывает понятие "террор", "терроризм", развивает у учащихся чувство сострадания к жертвам терроризма....

конспект урока "Мы должны охранять окружающую среду"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме"Мы должны охранять окружающую среду"...

Урок Памяти «Героям освободителям слава!». Донбасс помнит и чтит 73-ю годовщину освобождения Донбасса

Урок Памяти. Донбасс помнит и чтит 73-ю годовщину освобождения Донбасса...

Знать, чтобы помнить и чтить

            Мероприятие, посвященное 80-летию освобождения города   Щигры и Щигровского района от немецко- фашистских захватчиков...