Педагогический практикум на тему "Грубость"
план-конспект на тему

Смирнова Мария Николаевна

Конспект педагогического рефлексивного практикума для родителей учащихся начальной школы на тему "Грубость"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лист-опросник

Кондуктор в автобусе: «Что вы мне 500 рублей подаете? У меня сдачи нет! Сейчас высажу!»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Нервный пациент (НП) в клинике второму пациенту (ВП): «Что, глаз нет? Не видишь, тут очередь! Куда лезешь? Самый умный что ли?» 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Покупатель: «Дайте мне, пожалуйста, витамины… забыл, как называются. Вот эти», - показывает на витрину. 
    Продавец: «А вам не надо, случайно, таблеток от памяти?» 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продавец: «Мужчина, что вы так долго копаетесь? Будете брать или нет? Вы уже полчаса тут стоите. Я вам не девочка на побегушках!» 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Педагогически-рефлексивный практикум

Методическая разработка родительского собрания

«Грубость».

Кабонен И.А., Смирнова М.Н.

1 этап Проблемный этап 

Цель: Заинтересовать и вовлечь в беседу на заданную тему родителей.

Знакомство с проблемой через притчу о грубости.

В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимая его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?

Как вы думаете, что ответил старый мудрец ученикам?

Какая черта характера помогала молодому бойцу выигрывать бои? (грубость и жестокость)

А почему не помогла в этот раз?

Что же такое грубость? Давайте попробуем разобраться и ответить на этот вопрос в конце собрания.

2 этап Теоретический этап 

Цель: Осмысление проблемы

Давайте разберемся и рассмотрим как трактуется смысл слова в различных словарях.

Лексическое значение слова грубость из книги «Основы духовной культуры» (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Грубость

нравственно-этическое качество личности, характеризующее нарушение правил общения и отношений. Грубость – это невежливость, хамство, дерзость, ругань. Грубиян – это человек, нарушающий этику отношений, не только не знающий правил хорошего тона, но не исполняющий законы духовной жизни о любви к ближнему. Грубость одного человека наносит вред другому – расстраивает нервы, вызывает ответный гнев, разрушает обстановку согласия и мира. Грубость – разрушительное качество личности.

Грубость  - также всякое грубое действие, оказательство грубого человека, неучтивость, дерзость, обида( из словаря В.И. Даля).

Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Кто-то наблюдает ее проявление со стороны,  кому-то постоянно приходится выслушивать грубые и обидные слова в свой адрес, а иногда  и грубить другим.
Не так обидно любому, взрослому или ребенку, забыть дома нужную вещь, как обидно услышать в свой адрес грубые, ничем не обоснованные слова. Не так тяжело выполнять новое задание, как тяжело работать и учиться в скандальной атмосфере, где все кричат и грубят друг другу. 

Известно, что чужая агрессия всегда трансформируется в аутоагрессию
(Аутоагре́ссия (Автоагре́ссия, Аутодестру́кция, Поворо́т про́тив себя́, от ауто- + агрессия) — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах), отсюда и плохое настроение, снижение самооценки, работоспособности и т.д.

Как же защититься от чужеродной агрессии и правильно среагировать на грубость? Как самому не стать грубияном и агрессором, особенно в отношениях со своими близкими?


3 этап Эмоциональный этап 

Цель: Сопереживание, отклик на проблему.

Ролик «Грубое отношение к детям» https://www.youtube.com/watch?v=_WSnP-t9Gws

4 этап Практически-деятельностный этап 

Цель: Поиск путей разрешения проблемы.

Разделимся на группы (3 группы). У каждой группы разрезанные карточки с высказываниями (по 7 фраз).  Вам необходимо подумать и заменить грубое высказывание, подобрав фразу, которая не обидит вашего ребенка. Соберите фразы.

https://pp.userapi.com/c639230/v639230492/6648c/S42R5Sd-Dvk.jpghttps://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664a1/pieeUqCO56k.jpghttps://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664c4/C_v9whhYpEQ.jpghttps://pp.userapi.com/c639230/v639230492/66493/YbTHLKD0Vpc.jpg

https://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664af/hAhYi_4gjBE.jpghttps://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664b6/kNFBab74rf8.jpg

Давайте послушаем, что получилось. Выслушивание ответов по группам.

5 этап Рефлексивный этап 

Цель: Осмысление своего отношения к нравственным нормам и ценностям.

Сегодня мы с вами говорили в основном о грубости в отношениях взрослого и ребенка, но на самом деле психологи в общем выделяют 4 вида грубости:

Агрессивная грубость(ответная)

Демонстративная (открытое хамство)

Непреднамеренная (случайная)

Замаскированная (лицемерие)

Со всем этим мы можем столкнуться в повседневной жизни.

Прежде чем вступать в схватки с обидчиками, надо поработать над своей самооценкой, уверенностью в себе и внутренней силой. Ведь сильному нахамить практически невозможно. 
В общении с подобными обидчиками никогда не показывайте, что вы растеряны. Честно, твердо и открыто выражайте свою точку зрения. Не защищайтесь и не обороняйтесь! Говорите спокойно и расслабленно. Хамы – трусы, они не привыкли к откровенности и спокойствию. Им нужно вывести вас из себя, чтобы подпитаться вашей энергетикой. Не доставляйте им такой радости. Ведь наши дети копируют наше поведение.

А теперь я попрошу вас заполнить опросные листы с предложением разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Впишите ответы, которые на ваш взгляд будут уместны.

  1. Кондуктор в автобусе: «Что вы мне 500 рублей подаете? У меня сдачи нет! Сейчас высажу!»

__________________________________________________________________

  1.  Нервный пациент (НП) в клинике второму пациенту (ВП): «Что, глаз нет? Не видишь, тут очередь! Куда лезешь? Самый умный что ли?» 

__________________________________________________________________

  1. Покупатель: «Дайте мне, пожалуйста, витамины… забыл, как называются. Вот эти», - показывает на витрину. 
    Продавец: «А вам не надо, случайно, таблеток от памяти?» 

_________________________________________________________________

  1. Продавец: «Мужчина, что вы так долго копаетесь? Будете брать или нет? Вы уже полчаса тут стоите. Я вам не девочка на побегушках!» 

__________________________________________________________________

Листы сдаются

6 этап Решение задачи

Цель: Распространение ценностных ориентаций на деятельность.

Как звучала тема нашего собрания?

Вернемся к притче.
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Таким образом, можно сделать вывод, что общий метод реакции на все виды грубости – не реагируй. Ведь иногда молчать – хорошо, безопасно и… красиво.
Недаром народная мудрость гласит: «Дурак кричит, а умный молчит».

Хамы всегда стремятся завоевать ваше внимание, им же надо как-то питаться вашей энергией. А потому обычное игнорирование для них – одно из страшнейших наказаний. 
Важно учесть: игнорирование должно быть правильным. Без обидного взгляда и грустных вздохов. Хам не должен принять ваше игнорирование за проглатывание обиды, неумение ответить или прощение. Никаких эмоций быть не должно. Обидчик для вас – пустое место. Вы - счастливый, успешный человек, которому некогда замечать подобные глупости. 


Мудрые мысли о грубости

“Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью.”

Н. Рерих

*

Грубость может скрывать доброе сердце, но она отталкивает и заставляет предпочитать (в обращении) льстивое лицемерие.”

П. Буаст

*

Грубость является той раковой опухолью, которая разъедает любовь. Каждый знает это, и тем не менее, хорошо известно, что мы обходимся с чужими людьми вежливее, чем со своими близкими.”

Дейл Карнеги

*

“Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло.”

Гегель

*

Грубость — остроумие дураков.”

А. Моруа

*

“Низкий на все отвечает грубостью, средний – грубостью на грубость, достойный же никогда не груб, как бы с ним не обращались.”

Древнеиндийское изречение

*

Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца.”

 С. Смайлс

*

Грубость — это духовная слабость.”

М. Эбнер-Эшенбах 

*

“Ты после грубого пинка

Попробуй подзови щенка!

Где раздают щенкам пинки, 

Там воспитатели пеньки!

С. Михалков

*

“Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.”

Эзоп

*

“У грубости родители - это невоспитанность и дурное общество.”

“Подобно тому как комплимент бывает редко без лжи, так и грубость редко бывает без известной доли правды.”

Г. Лессинг



Предварительный просмотр:

https://pp.userapi.com/c639230/v639230492/6648c/S42R5Sd-Dvk.jpghttps://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664a1/pieeUqCO56k.jpg

https://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664c4/C_v9whhYpEQ.jpghttps://pp.userapi.com/c639230/v639230492/66493/YbTHLKD0Vpc.jpg

https://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664af/hAhYi_4gjBE.jpghttps://pp.userapi.com/c639230/v639230492/664b6/kNFBab74rf8.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Тема: «Грубость»

Слайд 2

В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимая его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?

Слайд 3

Лексическое значение Грубость ( из книги «Основы духовной культуры » ( энциклопедический словарь педагога ).— Екатеринбург . В . С . Безрукова . 2000) нравственно-этическое качество личности, характеризующее нарушение правил общения и отношений. Грубость – это невежливость, хамство, дерзость, ругань . Грубиян – это человек, нарушающий этику отношений, не только не знающий правил хорошего тона, но не исполняющий законы духовной жизни о любви к ближнему. Грубость одного человека наносит вред другому – расстраивает нервы, вызывает ответный гнев, разрушает обстановку согласия и мира. Грубость – разрушительное качество личности. Грубость - также всякое грубое действие, оказательство грубого человека, неучтивость, дерзость, обида( из словаря В.И. Даля).

Слайд 4

Грубое отношение к детям

Слайд 6

4 вида грубости: Агрессивная грубость(ответная) Демонстративная (открытое хамство) Непреднамеренная (случайная) Замаскированная (лицемерие)

Слайд 7

Опросный лист 1. Кондуктор в автобусе: «Что вы мне 500 рублей подаете? У меня сдачи нет! Сейчас высажу!» _______________________________________________________ 2. Нервный пациент (НП) в клинике второму пациенту (ВП): «Что, глаз нет? Не видишь, тут очередь! Куда лезешь? Самый умный что ли?» ________________________________________________________ 3. Покупатель : «Дайте мне, пожалуйста, витамины… забыл, как называются. Вот эти», - показывает на витрину. Продавец: «А вам не надо, случайно, таблеток от памяти?» _________________________________________________________ 4. Продавец : «Мужчина, что вы так долго копаетесь? Будете брать или нет? Вы уже полчаса тут стоите. Я вам не девочка на побегушках!» ________________________________________________________

Слайд 8

— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? — Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников. — Тоже самое касается грубости, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Слайд 9

Таким образом, можно сделать вывод, что общий метод реакции на все виды грубости – не реагируй. Ведь иногда молчать – хорошо, безопасно и… красиво. Недаром народная мудрость гласит: « Дурак кричит, а умный молчит».

Слайд 10

Мудрые мысли о грубости “Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью .” Н . Рерих “ Грубость может скрывать доброе сердце, но она отталкивает и заставляет предпочитать (в обращении) льстивое лицемерие.” П. Буаст “ Грубость является той раковой опухолью, которая разъедает любовь. Каждый знает это, и тем не менее, хорошо известно, что мы обходимся с чужими людьми вежливее, чем со своими близкими .” Дейл Карнеги “Ведь грубость , жадность, несправедливость суть зло .” Гегель “ Грубость — остроумие дураков .” А . Моруа

Слайд 11

Презентацию подготовили: Смирнова Мария Николаевна и Кабонен Инна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Педагогическая диагностика, разработанная доктором педагогических наук, профессором Н,Ф, Виноградовой.

        Регулярные контрольные работы, срезы, итоговые работы по  предметам не дают полного результата. Мы можем увидеть конкретные ошибки, но не можем дать конкр...

педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения...

«Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»

Презентация передового педагогического опыта: «Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»    Составите...