Статья "Игры на прогулке в группе продленного дня"
статья (2 класс) на тему

Игры с разьяснением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_progulke_v_gruppe_prodlennogo_dnya_1.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Игры на прогулке в группе продленного дня».

Группы продленного дня в школах являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся начальных классов.

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе являются одним из важнейших средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний у воспитанников. Они способствуют снижению заболеваемости, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Но педагогам, работающим в группах продленного дня, следует расстаться с мифом о том, что прогулка - одна из самых легких педагогических форм. Только поняв сущность прогулки, можно оценить ее огромные воспитательные возможности.

Выбирая прогулку, как форму работы с воспитанниками, необходимо помнить, что прогулки должны отличаться одна от другой. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать.

Прогулки со спортивными элементами считаются наиболее любимым детским занятием. Заранее необходимо обеспечить воспитанников спортивным инвентарем: мячами, скакалками, обручами. Спортивная площадка служит отличным местом для организации спортивных игр, эстафет и прочих развлечений. Прогулки проводятся перед самоподготовкой. Обычно длятся 45-60 минут. Для примера приведу несколько игр, которые применяю в работе.

Пятнашки

Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Главное правило игры: тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

У этой игры есть несколько вариантов.

«Пятнашки-зайцы»: пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит ему запрыгать на двух ногах, как зайцу, и он окажется в безопасности.

«Пятнашки — ноги от земли»: играющий может спастись от пятнашек, если встанет на какой-то предмет, например, на камень, дощечку.

«Пятнашки с домиком»: по краям площадки рисуют два круга — это домики. Один из играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый игрок может спастись от пятнашек в домике, так как в границах круга пятнать нельзя.

«Пятнашки с именем»: все играющие, кроме пятнашек, выбирают себе имена (названия цветов, птиц, зверей, героев мультфильмов). Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал, громко выкрикнув свое игровое имя.

«Круговые пятнашки»: участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих встают на некотором расстоянии друг от друга, один из них — пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет его. Освободившееся место в кружке занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

Вышибалы в квадрате

Участники игры делятся на две команды, одна из которых будет находиться в квадрате 10 х 10 м, а другая за её пределами. По сигналу участники внешней команды начинают выбивать мячом своих соперников. Игрок, которого выбили, садиться на скамейку. Варианты: 1. Выигрывает команда, которая выбьет всех противников за более короткое время. 2. Выигрывает команда, выбившая большее количество игроков за определённое время.

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки чертятся два круга на расстоянии 10—15 метров друг от друга. Это «дома». В одном из домов находятся все играющие, кроме двух водящих — Морозов, которые стоят посредине площадки. Морозы, обращаясь к играющим, говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я — Мороз Красный Нос,

Я — Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

И тут же играющие перебегают в противоположный «дом». Морозы стараются перебегающих «заморозить» (пятнают). «Замороженный» игрок остается на месте до тех пор, пока кто-либо из игроков не «разморозит» его во время следующей перебежки. Новые Морозы выбираются после двух-трех перебежек.

Правила игры: игрокам не разрешается выбегать из «дома» раньше, чем сказаны слова: «И не страшен нам мороз!». Если игрок вбежал в «дом», он не может оттуда выбежать тотчас еще раз, чтобы «разморозить» кого-то из товарищей. «Размороженный» игрок бежит в тот «дом», куда бегут все играющие.

День и ночь
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков. «Запятнаные» переходят в команду соперника.

Кто дальше?..
На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать 2—4 воспитанника со скакалкам.
По первому сигналу воспитателя они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1—1,5 минуты) останавливаются. Побеждает воспитанник, который оказался впереди.

Игры-эстафеты

Воспитанникам стоит рассказать, что означает слово «эстафета». Оно происходит от итальянского staffa стремя. Так называли в древней Европе срочное донесение, которое посылали с нарочным, обычно конным.

В давние времена и у нас в России, когда не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни самолетов, письма и другие срочные бумаги доставлялись эстафетной почтой. От одной почтовой станции к другой ямщик гнал тройку лошадей. На станции лошадей перепрягали, и новая почтовая тройка мчалась дальше. Люди так и говорили: «Отправить бумаги эстафетой».

Теперь эстафетой называют командные соревнования или игру, где нужно преодолевать дистанцию, разбитую на этапы, и в конце определенного этапа один участник команды передает другому какой-нибудь предмет (эстафетную палочку, флажок, мяч, скакалку) или выполняет какие-то действия, движения, стараясь опередить в скорости соперников из других команд.

Для участия в игре-эстафете создаются две команды, равные по числу участников и примерно равные по силам. Команды выстраиваются в параллельные колонны по одному на расстоянии 2—3 метра одна от другой. Для наблюдения за строгим соблюдением правил участниками команд (не выбегать из строя раньше времени, не заходить за стартовую черту, класть все предметы на свои места и др.) воспитатель может назначить помощников, которые прикрепляются к каждой команде.

Эстафета со скакалками

На расстоянии 15—20 метров одна от другой чертятся две параллельные линии. У первой линии выстаиваются в затылок две команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалки. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставится флажок. По сигналу воспитателя первые номера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно, передают скакалку следующему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку, тоже направляясь к флажку. Когда последний участник команды достигнет финиша, он поднимает руку со скакалкой вверх. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.

Эстафета с мячами
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне воспитанник держит в руках мяч.
По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым воспитанник передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний воспитанник в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.
Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.
Варианты игры:
• сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
• мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
• комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.
Подводя итоги игры, воспитатель отмечает четкость командной игры.

Эстафета «Сороконожки»

В игре участвуют две команды, каждая получает длинную веревку (скакалку). Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую одни держатся правой рукой, другие — левой. По сигналу воспитателя команды бегут к финишу (дистанция — 30— 40 метров), все время держась за веревку. Выигрывает команда, прибежавшая к финишу первой, при условии, что ни один из ее участников не бросил веревки.

Эту игру можно провести по-другому. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. Все поднимают вверх правую руку и держатся за шнур, натянутый вдоль колонны. По сигналу воспитателя обе команды направляются к финишу (дистанция — 10—15 метров) и возвращаются. Побеждает команда, вернувшаяся раньше.


Не урони мяч
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.

По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.
Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.
Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.

Как видим из описания игр, это игры, на которых выросло не одно поколение детворы. Нам кажется, что они были всегда, сами в них играли. Но, к сожалению, оказывается, что многие дети нашего времени не догадываются о существовании таких игр. А ведь их стоит разучить и обязательно играть в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение прогулки в группе продленного дня

Статья о важном значении прогулки в режиме работу группы продленного дня....

Статья: "Игры на прогулке в группе продленного дня"

В статье рассматриваются особенности выбора игр на прогулке с учащимися в группе продленного дня....

Правила поведения на прогулке в группе продленного дня

Группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Следовательно, перед группами продленного дня сто...

Прогулка в группе продленного дня

  Использование прогулок в режиме ГПД предоставляет огромные возможности для улучшения и эстетического воспитания младших школьников. Мир прекрасного раскрывается через наблюдени...

Подвижные игры на прогулке в группе продленного дня (3, 4 класс)

Подвижные игры  на прогулке в группе продленного дня (3, 4 класс)Подвижные игры на свежем воздухе развивают координацию движения, способствуют улучшению кровообращения и главное, дарят ребёнку за...

Прогулка в группе продленного дня

Прогулка в группе продленного дня...

«Обеспечение двигательной активности детей на прогулке в группе продленного дня.

Статья.«Обеспечение двигательной активности детей на прогулке в группе продленного дня.         Подготовила:Воспитатель ГПДМалышева З.А...