Методическая разработка игровой программы «Олимпиада зажигает огни»
методическая разработка по зож (2, 3, 4 класс)

Муттонен Ольга Валерьевна

Игровая программа для начальной школы, дающая представление об Олимпийском движении, зимних олимпийских видах спорта и Олимпийских играх в Сочи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

игровой программы

«Олимпиада зажигает огни»

для учащихся 2-3 классов

 

 Муттонен Ольга Валерьевна

учитель начальных классов

 

 Санкт-Петербург

2014


Тема:  «Олимпийские игры»

 Цель:  создать условия, при которых учащиеся начальной школы смогут почувствовать себя современниками исторического события

 Задачи:

  1. Познакомить учащихся с  особенностями проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.
  2. Дать представление детям об истории Олимпийских игр и Олимпийского движения.
  3. Обобщить знания детей о зимних олимпийских видах спорта.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.
  5. Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к одноклассникам, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Аудитория: дети  8-10 лет

Место проведения:   помещение класса

Название программы: «Олимпиада зажигает огни».

Актуальность:

 Спорт на всем протяжении истории нашей цивилизации занимает особое, в чем-то даже исключительное место в жизни общества. Ведь спорт, в своей основе - это не только соревнование в быстроте, ловкости, выносливости, силе, но и противоборство характеров, воли и даже интеллектов. Спорт – это путь к здоровому образу жизни, а его массовый характер – путь к здоровой нации. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

В настоящее время в администрации президента разрабатывается концепция по развитию патриотизма, а также идет поиск главной национальной идеи страны, которая сможет объединить россиян.

Олимпийское движение стало идеей, которая способна объединить весь мир.

Ведь к идеям и идеалам олимпизма относятся:

·  спорт в борьбе за мир и мирное сосуществование, взаимопонимание и взаимное уважение, создание мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства;

·  дружба и сотрудничество спортсменов всех стран и континентов;

·  запрещение дискриминации по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим мотивам;

·  борьба с национализмом, космополитизмом, допингом в спорте;

С июля 2007 года, когда стало известно, что Россия выбрана местом  проведения XXII зимних олимпийских игр, вся страна начала готовиться к этому спортивному празднику, стала одной командой.

 И, на мой взгляд, важная задача педагога – создание условий, при которых учащиеся начальной школы смогут почувствовать себя современниками этого важного исторического события, откроют для себя ценности Олимпийского движения, будут испытывать гордость за свою страну.

Характеристика игровой ситуации: выполняя задания на каждом этапе, команды (учащиеся 3-4 классов) помогают талисманам олимпиады зажечь факелы и передать эстафету олимпийского огня, чтобы  зажечь огонь в чаше.

Техническое обеспечение: 

  1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, магнитофон, приставка mimio.
  2. Презентация, видеоролик

План мероприятия:

  1. Деление на команды.
  2. Актуализация имеющейся у школьников информации о некоторых особенностях Олимпиады 2014 и мотивация к освоению новой информации и активной работе.
  3. Этап Зайки: «Историческая страничка»
  4. Этап Леопарда: «Быстрее, выше, сильнее»
  5. Этап Белого Мишки: «Биатлон»
  6. Этап Снежинки: «Зимние виды спорта»
  7. Этап Лучика: «Угадай»
  8. Интервью с гостем.
  9.  Церемония зажжения огня в чаше.
  10. Рефлексия «Салют»

Сценарный план

игровой досуговой программы «Олимпиада зажигает огни»

для детей 8 -10 лет

Звучит музыка. Учащиеся входят в класс. На входе каждый получает часть карточки – пазла.

Вед.        Здравствуйте. У каждого из вас часть пазла - картинки. На столах изображение, которое должно получиться в результате правильного сложения всех фрагментов. Ваша задача – найти свою картинку и  занять место за нужным столом. Когда на вашем столе  рядом с готовым изображением вы соберёте такое же из своих карточек, поднимите руки – это значит ваша команда в сборе.

Учащиеся выполняют задание и занимают места за своим столом.

Вед.        Итак, все команды в сборе.

Давайте познакомимся. Меня зовут Ольга Валерьевна.  Я предлагаю вам стать участниками новой игры. Начнём?

Чтобы игра прошла успешно, мне необходимо знать, как зовут вас. Напишите ваше имя на бейдже-звездочке и прикрепите её. Спасибо, очень приятно!

 Ребята, как вы думаете, какому событию она посвящена? Кто уже догадался? (XXII Олимпийским играм в Сочи)

Мы все хотим, чтобы эта Олимпиада запомнилась во всем мире, как одна из самых интересных и необычных. Уже сейчас эта зимняя Олимпиада особенная.

Во-первых, место проведения. В каком городе пройдет зимняя Олимпиада 2014? (Сочи)

Город Сочи всегда считался столицей летнего отдыха в России (изображение-плакат на интерактивной доске) Море, пальмы. И вдруг, черноморский город-курорт становится столицей зимней Олимпиады! (на плакат добавляется изображение дельфина на лыжах).

Вторая особенность – это наши маленькие друзья - талисманы, которые помогли вам разделиться на команды. Сколько их? (5)

А необычны они стали уже тем, что выбирали их мы все вместе, всей страной.

Талисманами Олимпийских игр 2014 года выбраны животные, которые являются типичными представителями юга, севера и средней полосы России (и.д.- карта России). Представителем севера России стал - ...? (белый медведь) Средней полосы - ..? (заяц-беляк) И представитель юга России - ..? (леопард, занесенный в Красную книгу) (звери расставляются на карте).

А вот Лучик и Снежинка – талисманы паралимпийских игр. Такие игры стартуют вслед за Олимпийскими. В них принимают участие люди с ограниченными возможностями. Но своими  спортивными достижениями они доказывают, что невозможного не существует.

Сегодня талисманы Олимпиады станут вашими проводниками в игре. Каждая команда получает название по имени своего талисмана.

А теперь я прочитаю стихотворение – загадку о ещё одном уникальном событии этой Олимпиады.  

Путь в Греции начал он свой, как всегда,

Пылающей нитью, связав города,

Деревни и сёла всей нашей страны,

Где все олимпийской идее верны.

С вершины Эльбруса в глубины Байкала,

На северный полюс и к морю на юг,

Под землю спустился и в космос поднялся,

Чтоб всё засияло огнями вокруг.

На тракторе, лодке, собачьей упряжке

И с Дедом Морозом в санях,

То плыл, то бежал, то скакал, то летел он

И в Сочи прибудет на днях.

О чём это стихотворение? (об олимпийском огне, об эстафете олимпийского огня)

(открыть карту маршрута эстафеты)

На один день каждый из городов и сёл, где прошла Эстафета, стал столицей Эстафеты Олимпийского огня. Олимпийский огонь всегда начинает свой путь на родине Олимпийских игр в Греции, а завершает на церемонии открытия Олимпиады.  Эта эстафета огня стала самой длинной в истории, она прошла более 65 тысяч километров, посетила 2 900 населённых пунктов, за 123 дня в ней приняли участие 14 тысяч факелоносцев. Факел был опущен под воду в озере Байкал и побывал на горе Эльбрус. На Северный полюс олимпийский огонь доставили на атомном ледоколе, а завтра чаша на стадионе в Сочи будет зажжена от того факела, который до этого побывал в открытом космосе.

Сегодня в классе у нас есть своя чаша. Мы с вами тоже станем участниками эстафеты огня. Как вы считаете, что станет финалом нашей эстафеты? (зажжём огонь в чаше) На каждом этапе эстафеты вас встретит проводник-талисман, который откроет для нас одну из страниц олимпийского движения и обязательно даст задание для каждой команды. Правильно выполнив задания, вы поможете нашим талисманам зажечь огонь в чаше.   Как вы думаете, что  вам  необходимо, какие качества в работе нужно проявить, чтобы справиться со всеми испытаниями? (дружба, взаимопомощь…)  

(на столе у каждой команды плакат с изображением талисманов с факелами и огоньки на двустороннем скотче)

И первый этап нашей эстафеты представляет Зайка. Зайка подготовила для вас «Историческую страничку», где собрала интересные факты из истории олимпийского движения и подготовила  загадочный «чёрный ящик». Давайте посмотрим.

 (презентация №1)

А теперь «чёрный ящик» и вопросы от Зайки.

(звучит музыка, выносят «чёрный ящик»)

1 вопрос: На спортивных состязаниях в Древней Греции венок из ветви этого дерева надевали на голову чемпиона, а сейчас листики этого дерева мама добавляет в суп. Что в «чёрном ящике»? (ветка лавра)

2 вопрос: 1 олимпийские игры современности, как вы знаете, были проведены в 1896 году на родине древних игр в Греции, в городе Афины. Место проведения II олимпийских игр было выбрано в знак признания заслуг барона Пьера де Кубертена. Столицей II олимпийских игр стал его родной город. А в «чёрном ящике» самый известный символ этого города. Что в «чёрном ящике»? (Эйфелева башня)

3 вопрос: В 1980 году он стал любимцем всей страны. На церемонии закрытия Олимпийских игр он поднимался в небо на воздушных шарах, а люди плакали, прощаясь с ним. Кто в «чёрном ящике»? (талисман  - мишка)

Все предметы названы правильно. Зажгите огонь на факеле Зайки.

(на двустороннем скотче к плакату с талисманами крепится огонек на факел)

Перейдём ко второму этапу. Разминка от нашего друга Леопарда. Знаете ли вы девиз олимпийских игр? («Быстрее, выше, сильнее»). А теперь поиграем. Встаньте около своих мест. Пока звучит музыка - вы маршируете на месте. Музыка останавливается, звучит команда – вы показываете движение. (демонстрация)

Прикрепите огонь к факелу Леопарда.

На следующем этапе нас встречает Белый Мишка. Он живёт в царстве снега и льда. Но скучать ему некогда. Мишка великолепный спортсмен. Он освоил много зимних видов спорта, ведь все они связаны со снегом или со льдом. А как хорошо вы разбираетесь в зимних видах спорта?  Давайте внимательно посмотрим Мишкин видеоролик и затем выполним его задания. Название Мишкиного конкурса вы узнаете, отгадав загадку.

Он лыжник отменный,

Стрелок меткий он.

Всё важно спортсмену,

Ведь спорт – ..? (биатлон)

Конкурс «Биатлон» ( приложение № … в mimio)

На доске 5 мишеней. Каждая команда должна отгадать 1 загадку. Правильный ответ – точный выстрел.

№1

Растолкали дружно сани

И запрыгнули в них сами.

Как горошки в боб набились,

Вниз по желобу спустились.

(бобслей)

№2

Только тем, кто не боится

Головой вперёд скатиться

Вниз по желобу крутому

Спорт с названьем незнакомым.

Что это за вид спорта?

(скелетон)

№3

Бегут спортсмены на коньках,

До финиша немножко,

За поворотом поворот –

Короткая дорожка.

(шорт-трек)

№4

Зовётся он – «свободный стиль»,

Про этот спорт ты много слышал.

Закрутит сальто высоко

Воздушный акробат на лыжах.

(фристайл)

№5

Есть на льду игра одна,

Очень сложная она.

Щеткой размети преграды,

Камень в дом доставить надо.

 (кёрлинг)

 (зажигаем факел Мишки)

Четвёртый этап, где нас встречает Снежинка. 

Для каждой команды карточка: слева – названия видов спорта, справа – изображение. Соедините линией изображение вида спорта с его названием. На выполнение задания у вас полминуты. Проверим. Линии соединились в виде снежинки.

(зажигаем факел Снежинки)

Мы с вами подошли к заключительному этапу нашей эстафеты.  Лучик уже ждет нас.  Наш маленький Лучик умеет зажигать огонь. Он может зажечь огонь в олимпийских факелах и в чаше олимпийского огня, но главное он умеет зажигать огонь в сердцах людей. Каждый, кого коснется олимпийский лучик, становится участником Олимпийского движения. Сейчас вы попробуете себя в роли спортсменов.

Каждая команда получит карточку с названием  одного из 15 зимних олимпийских видов спорта. Задание: не озвучивая всем, какой у вас вид спорта, надо будет показать его. А остальные команды  будут отгадывать название  (карточки в конвертах: фигурное катание, прыжки с трамплина, биатлон, хоккей, кёрлинг).

Молодцы! Мы можем зажечь факел Лучика (прикрепите огонек).

 (Зажигаем факел Лучика)

Мы помогли всем талисманам зажечь свои факелы!

Вы побывали в роли спортсменов. Конечно, чтобы стать спортсменом – олимпийцем надо много тренироваться, готовиться. И может быть кто-то из вас через несколько лет войдёт в состав олимпийской сборной. Но ведь вы уже сейчас можете стать участниками Олимпиады. А в качестве кого? (зрители, болельщики, корреспонденты школьной газеты..) А сейчас хочу представить вам  необычную гостью. Это Наташа Шинкаренко. Она  учится в 365 школе нашего Фрунзенского района. Ученики этой школы уже попали в историю Сочинской Олимпиады. Как видите, Наташа пришла к нам не с пустыми руками. Это настоящий факел  эстафеты Олимпийского огня. Прямо сейчас мы с вами можем стать корреспондентами и задать вопрос. Ребята, а вам интересно узнать, откуда у Наташи факел?  (Рассказ Наташи).

Если у вас появились ещё вопросы к Наташе, вы  сможете их задать на перемене.

У всех талисманов факелы зажжены и настало время зажечь наш огонь в чаше. Команды для церемонии зажжения постройтесь в 5 колонн. Наша гостья вручит вам ваш командный огонек. Первые в колонне по команде зажгите его и передайте эстафету участнику, стоящему за вами.

Когда огонек окажется в конце колонны, последний участник несет его в нашу чашу.

(Звучит музыка. Зажигаем огонь)

Наша игра подошла к концу. Кто считает, что сегодня помог своей команде- поднимите руку. Кто будет следить за выступлением наших спортсменов на Олимпиаде и болеть за них - приложите руку к сердцу. Кто желает российской сборной победы на олимпийских играх - поаплодируйте. У нас все получилось. Спасибо вам за работу.

Настало время прощального салюта. Его мы можем сделать сами. Если вам понравилось наше мероприятие, снимите свой бейдж и, выходя из класса, прикрепите его на плакат.

 До свидания!

Список литературы

Список использованных печатных источников

  • Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970.
  • От Олимпии до Москвы. Валерий Штейнбах  Детская литература. М., 1980.

Активные ссылки на страницы материалов в Интернете

Приложения

Приложение № 1 – Талисманы.

Приложение № 2 – Презентация «Историческая страничка».

Приложение № 3 – Презентация в mimio.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки игровых факультативных занятий для учащихся 1 класса «Путешествие в Страну слов»

Как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению? Начинать надо с игр. Серьезное отношен...

Методическая разработка тематического занятия «Танец в огне» с использованием электронно-образовательных ресурсов (ЭОР)

Занятие посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Его проведение можно приурочить к 8 сентября (начало блокады Ленинграда), к 27 января – Дню с...

Методическая разработка. Игровые формы работы на уроках сольфеджио.

Для современного преподавателя школы искусств один из острых вопросов на сегодняшний день  - как удержать ребенка в школе. Ни для кого не секрет, что дети, которые поступают в школу искусст...

Методическая разработка игровой программы "Верёвочка" для организации внеурочной деятельности младших школьников

Данный материал поможет при организации внеурочной деятельности младших школьников. В нем разработан сценарий игровой программы ,которая даст возможность  расширить знания детей о фразеологизмах ...

методическая разработка "игровой тренинг"

методическая разработка "игровой тренинг"...

Методическая разработка игровой программы "Летний калейдоскоп".

Методическая разработка в виде игровой программы. Проводится в лагере, на уроке, в конце года. Солнечное лето с забавами, загадками и затеями, сказочными вопросами, аукционами, песнями, цветочной азбу...

Методическая разработка игровой программы "Весёлые олимпийские игры"

Данная игровая программа может быть использована во время внеурочной деятельности или клубного часа в ГПД. Она рассчитана на детей младшего школьного возраста возраста....