"Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской деятельности младшего школьника"(из опыта работы)
статья (4 класс) на тему

Выступление отражает опыт работы  младших школьников по духовно- нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Александровская СОШ»

Можгинский район

Удмуртская Республика

"Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Выполнила: Собина Людмила Александровна

                                                                           учитель начальных классов

  Своё выступление я начну словами Л. Н. Толстого. Он писал: «Из всех, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добро» Это он писал о нравственном воспитании.

В настоящее время вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано».

Первые уроки нравственности дети получают в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители–пример ему» - это слова Песталоцци.

Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком образе жизни семьи и, даже еще им не осознавая, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые закладываются в раннем детстве. К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание не всегда. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении и становлении личности ребёнка является школа.

    Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Они отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок в начальной школе ещё не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.

Одной из наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования является исследовательская деятельность.

 Использование в своей работе проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность.

Исследовательская деятельность здесь выступает не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося.

Вашему вниманию предлагаю несколько  исследовательских работ  в начальных классах , над которыми мы работали в начальных классах.  

Семья – это самое дорогое и родное,

Что есть у каждого человека.

                                      В. А. Сухомлинский

С целью изучения  истории  своей семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея написать исследовательскую работу «Откуда появилась моя фамилия» Такую работу можно написать 2-3 классе.

В своем исследовании мы поставили определенную цель – узнать историю и происхождение своей фамилии. 

Для достижения этой цели поставили следующие задачи:

Познакомиться с наукой, которая занимается происхождением фамилий.

Узнать, что обозначает слово «фамилия»?

Дать толкование своей фамилии.

Определить частотность и распространение своей фамилии.

В ходе реализации исследовательской работы  была проведена следующая работа:

1.Сбор информации  по данной теме,

2.Анализ собранных материалов,

3. Изучение и описания происхождения и значения фамилии Собин.

4.Проведение исследование «Какая фамилия самая распространенная  в нашей школе и в нашей деревне  и  в других населенных пунктах?»

Ученица со своей работой выступила  на школьной научно-практической конференции « Мир вокруг нас» , на классном часе,   потому что большинство ребят,  даже не задумывались о происхождении своей фамилии.

                                                  Семья – поистине высокое творенье.

                                                  Она заслон надежный и причал.

                                                  Она дает призванье и рожденье.

                                                   Семья для всех - основа всех начал.

                                   

Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы,  о заботливой строгости отца. Семья – это школа любви. Для православных семья является важнейшей частью их жизни. Считается, что брак должен заключатся не только для счастья двоих. Ведь одно из главных назначений семьи  – это ответственность и забота о детях, о родителях.

  Следующая исследовательская работа , которую мы писали в 4классе «Заступники семьи»

Цель этой работы определить роль православных традиции в образовании и  сохранении домашнего очага, через изучение влияния святых заступников на семьи.

Для этого мы ставим следующие задачи:

•        Изучение православных традиции: освящением, семейной иконы, молитва.

•        Выявить влияние православных традиций на формирование семейного благополучия.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Эксперимент

5. Анализ, обобщение.

В ходе реализации работы мы обсудили вопросы, связанные с исследовательской деятельностью и  план:

  1. Семейных традициях наших предков.
  2. Обряд освящения.
  3. Иконы и красный , святой угол.
  4. Семейной иконе святые покровители членов семьи

Презентация исследовательской работы прошла на внеклассном мероприятии , посвященное к Дню семьи.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. С родителями своих учеников я провожу беседы в рамках родительских собраний и индивидуальные консультации, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.  

И ещё хотелось бы сказать  об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности - это личный пример педагога и воспитателя, его отношение к детям, которое имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников.        

Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Девизом нашей работы  являются многим известные слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

Литература

1.        А.И.Баркан, «Его Величество Ребёнок»./ М.:1996г., с.4

2.        Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

3.        А Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2

4.        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.

5.        Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать ...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)

Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов...

1.Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника.

Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьник. Выступление: 14.09.2019г....