Внеклассное занятие "Дорогою добра"
материал (3 класс) на тему

Медведева Галина Николаевна

Внеклассное занятие расчитано для учеников 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost._konspekt.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект занятия по внеурочной деятельности

Тема: «Дорогою Добра».

Цели: 

  1. Формирование умения выделять нравственную сторону поступков.
  2. Воспитание в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
  3. Развитие эмпатии, стремления радовать окружающих и самого себя своими добрыми поступками.

Планируемый результат обучения:

 

Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых слов).

Коммуникативные УУД: Умение ведения диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД:

1. Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

                                           

                                         Ход занятия:

1.Организационный момент. 

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.
                                         Ну-ка, дети, соберитесь,                              
           И друг другу улыбнитесь!

- Посмотрите друг на друга, на всех своих одноклассников. Улыбнулись? Всегда приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!  Мы все улыбнулись, и наша жизнь, стала радостнее и добрее.   (Песня «Улыбка»)

Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. (выдёргивают карточки)

Учащиеся рассаживаются по группам: «Доброта», «Милосердие», «Уважение», «Радость»).

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Мы с вами разделились на 4 группы. На какие? (дети перечисляют)

Сегодня на занятии мы будем говорить о поступках ваших и других людей, будем учиться дарить людям радость своими поступками, быть внимательными, будем учиться общаться.

 Кто уже догадался, какова тема нашего занятия?

 Попытайтесь её сформулировать?

 Тема нашего занятия: «Дорогою добра»

- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно рассматривать добрые и недобрые поступки, знать правила вежливости?

(Предполагаемые ответ: чтобы мы стали лучше, добрее, терпимее друг к другу.)

Прочитаем девиз нашего занятия: (на доске или в слайде)

«Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть!»

- Сегодня для нас главное слово «доброта».

- Что же такое доброта? 

Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.

Работа в группах

- Каждое слово несет в себе определенную информацию. Расшифруйте, пожалуйста, это слово. Подберите слова  на каждую букву этого, которые обозначают  хорошие качества у людей.

  (каждая группа расшифровывает слово Доброта)

Д – добродушный, добрый, доверчивый
О – открытый, отзывчивый
Б – благотворительный, благотворящий, благородный
Р – решительный, радостный
О - ответственный
Т – толерантный, терпеливый, трогательный
А – активный

Проверка работы в группах.

(зачитывает 1 ученик из каждой группы)

3. Путешествие

- Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие. Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях (напечатать названия на табличках)

“Море Вежливости”.

“Остров добрых людей”.

“Непроходимое болото трудных задач”.

“Опушка сказочных героев”.

“Озеро добрых поступков”.

1 остановка «Море вежливости»

-Что такое вежливость?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

-Какие правила вежливости вы знаете?

- У вас на столах лежат конвертики со словами, из которых вы должны составить правила вежливости. У каждой группы по 1 правилу.

  1. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  2. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
  3. В разговоре и игре помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
  4. Не отвечай на грубость грубостью.

Игра “Вежливо — невежливо”

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо или невежливо» и выполняйте движения головой: кивок или повороты в стороны.


Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

 Говорить: «Спасибо» за подарок?

 Обозвать обидным словом соседа?

 Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Помогать родителям?

Помочь подняться по лестнице.
Не вставать на обращение учителя.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.

 Уступить место старшим.
Попрощаться уходя.
Обижать младших.
Пожилых уважать.

Уважать желание других.

- Остановимся на последней фразе. В каждом классе есть ребята, которые забывают об этом правиле: пристают к другим детям и заставляют их делать то, чего они не хотят. К чему это приводит?

(Предполагаемый ответ: к дракам, ссорам)

Убедимся в этом ещё раз.

 «Хочу бодаться» (басня С. Михалкова)

-Послушайте басню.

Это был ужасно приставучий козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

- Хочу бодаться! Давай бодаться!

- Отстань от меня! – сказал индюк и важно отошёл в сторону.

- Давай бодаться! – пристал козлёнок к поросёнку.

- Отвяжись! – ответил поросёнок и зарылся пятачков в землю.

Подбежал козлёнок к старой овце.

-Давай бодаться!

- Отойди от меня! -  попросила овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

- А я хочу! Давай пободаемся!

Промолчала овца, а сама отошла в сторону.

Увидел козлёнок щенка.

- А ну! Давай бодаться!

- Давай! – обрадовался щенок и больно укусил козлёнка за ногу.

-Постой! – заплакал козлёнок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

- А я хочу кусаться! Ответил щенок и ещё раз укусил козлёнка.

- Какой сделаем вывод? Над чем заставляет нас задуматься эта басня?

(Нельзя приставать к детям и делать то, чем они не хотят заниматься)

- Какого человека можно назвать вежливым? (Вежливый человек- человек, который знает и употребляет, вежливые, добрые слова).

2 остановка «Остров добрых людей»

- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

- А сейчас послушайте небольшой рассказ и попытайтесь ответить на вопрос: каким может быть человек?

В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – Это не человек, – ответил дед.

 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – И это еще не человек, – ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

 – А это что за человек? – спросил внук.

 – Обыкновенный человек, – ответил дед.

Анализ рассказа:

- Понравился ли вам рассказ?

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?  

-  Каким еще человеком его можно назвать? 

- Чему нас учит эта история?

3 остановка «Непроходимое болото трудных задач»

- Ребята, мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете, к сожалению, бывает и зло.

- Что такое зло?

Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

- А коль существует добро и зло, значит люди могут совершать добрые и недобрые (злые) поступки.

- Наша 4 остановка называется «Непроходимое болото трудных задач».

-Чтобы перебраться через него надо решить задачи.

-Это будут не математические задачи, а жизненные.

- Но я думаю, что вы с ними справитесь без труда.

(Каждая команда получает задачу, анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение.)

 

  1. Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод. Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы?
  2. Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?

  1. Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», - сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У — у, предатель», - подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?

  1. Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба. Как вы думаете, ребята?

4 остановка «Опушка сказочных героев»

- Ребята, а вы любите сказки?  В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.  Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.

(Белоснежка, Баба Яга, Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Дракон, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.)         

5 остановка «Озеро добрых поступков»

-Как вы думаете легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть 

И в беде друг друга не забыть

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

- Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки) Надо ли стесняться быть добрым? Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? На доску я вывешу слова, которые обозначают «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы поступков с «добром» было больше. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, вы называете свой поступок, а я снимаю – злой.

 -  Вот видите, ребята, и зло можно победить.

-Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

4. Подведение итогов

- Наше занятие подошло к концу. Подойдите ко мне и встаньте в круг. Вам понравилось наше занятие?  Что больше всего запомнилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

В конце хочу прочитать такие строки:

Когда по склонам вечной суеты
бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ

И радость помоги найти кому-то.

Песня «Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Добро и Зло"

Мероприятие учит раскрывать лица Добра и Зла....

Внеклассное мероприятие "Доброе слово на выручку готово"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия "Доброе слово на выручку готово". Цель данной разработки: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих ...

Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"

Меропрятие  итоговое, больше развлекательного характера, чем познавательного....

Внеклассное мероприятие "Доброе дело два века живет"

Сценарий внеклассного мероприятия о доброте для учащихся начальных классов...

Конспект внеклассного занятия "Добрый доктор Айболит от болезней защитит"

Цель:формировать у учащихся, воспитанников знание о профессии "врач",дать представление о некотрых врачебных специальностях (окулист, стоматолог,хирург, педиатр).Воспитание потребности расти здоровым,...

Внеклассное мероприятие "Доброе слово и кошке приятно!"

Цель мероприятия: воспитание чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу; умения находить общий язык с окружающими; осознание влияния поступков на чувства других людей; воспитание ...