Гражданское образование и патриотическое воспитание на уроках в начальнлой школе
опыты и эксперименты по теме

Краснова Светлана Николаевна

    Младший школьный возраст наиболее сентиментальный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Поддатливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

    Реализуемая мною программа, представлена в виде курса, который  строится на основе условно – концентрического принципа. В нём выделены шесть  тематических блоков, в которых отражены общечеловеческие ценности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

«Гражданское образование и патриотическое воспитание на уроках в начальной школе»

    Патриотизм, на мой взгляд - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

     Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.

     В наше время патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная

цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

    Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

- расширение знаний о родном крае, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное настоящее;

- изучение живой национальной культуры, народного искусства;

- привития учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам своей родины.

    Цель гражданского образования – создание условий для первичной социализации растущей личности. Данная программа направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности. В ней прослеживается культурологический принцип, ориентированный на приобщении учащихся к достижениям культуры разных стран, осознание родной культуры как части мировой.

    Младший школьный возраст наиболее сентиментальный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Поддатливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

    Реализуемая мною программа, представлена в виде курса, который  строится на основе условно – концентрического принципа. В нём выделены шесть  тематических блоков, в которых отражены общечеловеческие ценности.

I блок «Отечество. Родина. Россия»

Цели: - расширить представление об истории своей страны,   родного края,

           его культуре, традициях;

           - привить любовь к родному краю.

II блок «Государственные символы России»

Цели: - познакомить с возникновением символики Российской Федерации;

           - показать сущность и значение государственных символов.

III блок «Познание мира. Культура разных народов»

Цель: познакомить детей с культурой и традициями других народов.

IV блок «Семья и человек»

 Цели: - познакомить детей с семейными ценностями и традициями;

            - воспитать добрых, отзывчивых детей;

           - воспитать уважения к старшим.

V блок «Человек и общество»

Цели: - познакомить детей с их правами и обязанностями;

          - научить применять их в жизни.

VI блок «Богатыри земли русской»

Цели: - познакомить с героическим прошлым нашей Родины;

          - сформировать представление о таких понятиях, как «героизм»,

          «мужество», «верность» и «преданность отечеству»

     Над данной программой я начала работать с детьми четвёртого класса. А потом решила продолжить эту работу в системе, начиная с первого класса, разработав программу по патриотическому воспитанию младших школьников на учебных занятиях и во внеурочное время, привлекая родителей, участников событий.

 

Название блока

Работа на уроках

Работа во внеурочное время

Работа с родителями

Результаты

I блок «Отечество. Родина. Россия»

Цели:  -расширить представление об истории своей страны,   родного края,

его культуре, традициях;

      - привить любовь к родному краю.

Работа на уроке окружающего мира в первом классе на тему: «Что мы знаем о нашей стране и своём селе»

На уроках внеклассного чтения в первом классе конкурс стихов о Родине

На уроках двигательной активности в 1 – 2 классах разучивание русских национальных игр

Работа над циклом  уроков окружающего мира во втором классе на темы: «Твой адрес в мире», «Путешествие по родной стране», «Путешествие по Москве», «Московский Кремль», «Город на Неве», «Путешествие по Оке».

Работа на  уроках окружающего мира по разделам: «Страницы  истории Отечества», «Современная Россия» и «Родной край – часть большой страны»

Работа на уроках литературного чтения во втором классе по разделу: «Страницы истории»

Работа на уроках внеклассного чтения в четвёртом классе над книгой «Зори Иргиза»  

Сочинение – рассуждение в четвёртом классе на тему: «С чего начинается Родина?»

Работа на уроках литературного чтения в четвёртом классе по разделу: «Откуда пошла Русская земля…»

Работа на уроках литературного чтения по разделам: «Люблю природу русскую», «Тихая моя Родина»

Экскурсия в краеведческий музей

Классный час на тему: «Путешествие к истокам моей малой Родины»

Беседа на тему: «Какой мы хотим видеть нашу Родину?»

Конкурс рисунков на тему: «Образ России в моём представлении»

Вечер поэзии «Люблю Россию я…»

Классный час, посвящённый Дню Единства России

Проведение традиционных славянских праздников: «Рождественские посиделки», «Масленица»

(см. приложение 1)

Выставка книг, журналов, газет по проблемам патриотического воспитания

Работа над проектами на темы: «Моя малая Родина», «Историческое прошлое нашей Родины»
«Кто прославил наш край», «Песни, сказки, легенды нашего края»

Вечер встречи «Бабушкины и дедушкины истории»

Лучшие дипломы были отмечены дипломами

II блок «Государственные символы России»

Цели: - познакомить с возникновением символики Российской Федерации;

    -показать сущность и значение государственных символов

Работа на уроках изобразительного искусства на тему: «Символы России»

Урок – игра в четвёртом классе  на тему: «Моя Родина – Россия»

Работа над циклом  уроков окружающего мира в четвёртом классе из раздела: «Современная Россия»

Классный час на тему : «Символика нашей Родины: флаг, герб, гимн»

Выставка рисунков на тему:

 « Символы России»

Беседа с  детьми и родителями на тему: «Патриотическое воспитание»

Лучшие рисунки были представлены на выставке

III блок «Познание мира. Культура разных народов»

Цель: познакомить детей с культурой и традициями других народов

Работа на уроках литературного чтения во втором классе по разделу: «Сказки народов Мира»

Работа на уроке самоопределения во втором классе на тему: «Земля – общий дом для всех людей»

Работа на уроках окружающего мира во втором классе на темы: «Путешествие по планете»,  «Страны мира

Работа на уроках литературного чтения в четвёртом классе по разделу «Зарубежная литература»

Чтение турецкой народной сказки «Ашик Кериб»

Классный час «Я – гражданин»

Классный час «Права ребёнка»

Внеклассное занятие «Царство Закон, царство Беззаконие»

КТД «Какого народа я сын?»

Дети совместно с родителями изготавливают костюмы народов мира.

Выставка эскизов костюмов народов мира.

IV блок «Семья и

человек»

Цели:  -познакомить детей с семейными ценностями и традициями; - воспитывать добрых, отзывчивых граждан;

- воспитывать уважения к старшим.

На уроках окружающего мира во втором классе на тему: «Наша дружная семья»

На уроках самоопределения во втором классе работа на темы: «Правила нашего дома», «Я забочусь о родителях»

На уроках технологии изготовление подарков для мам  и бабушек к празднику «8 марта»

Сочинение – рассуждение на тему: «Зачем человеку семья?»

Конкурс рисунков на тему «Рисуем милой мамочки портрет»

КТД «Бабушкины сказки»

КТД «День матери»

Выставка семейных альбомов на тему: «Счастливая семья»

Утренник «Загляни в мамины глаза»

Выставка «Наше творчество и творчество наших мам и бабушек»

Праздник «Мы – весёлая семья»

Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»

Разработка и реализация проектов: «В гостях у Домовёнка», «Мы – талантливая семья», «Мы – очень дружная семья», «Моё генеологическое древо»

Лучшие проекты отмечены дипломами

Выставка проектов в фойе школы

V блок «Человек и общество»

Цели: - познакомить детей с их правами и обязанностями;

- научить применять их в жизни.

На уроках самоопределения во втором классе проводится работа на темы: «У меня есть права»,  «Мои права дома»

На уроках самоопределения в четвёртом классе проводится деловая игра «Мы выбираем тип управления»

Классный час «Я – гражданин»

Классный час «Права ребёнка»

Внеклассное занятие «Царство Закон, царство Беззаконие»

Родительское собрание на тему: «Права и обязанности ребёнка в семье»

Сочинение «Чем я могу быть полезен государству

VI блок «Богатыри земли русской»

Цели: - познакомить с героическим прошлым нашей Родины;

          - сформировать представление о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность отечеству»

На уроках самоопределения во втором классе проводится работа на темы: «У меня есть права»,  «Мои права дома»

На уроках самоопределения в четвёртом классе проводится деловая игра «Мы выбираем тип управления»

Работа на уроках внеклассного чтения во втором классе на тему: «Страницы истории»

На уроках технологии изготовление праздничных открыток для пап и дедушек к празднику «День защитника Отечества»

На уроках изобразительного искусства рисуем на темы: «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава!»

На уроках технологии изготовление подарков для ветеранов

На уроках русского языка в четвёртом классе дети пишут сочинение на тему «Они защищали Родину»

Проведение в четвёртом классе серии уроков на тему «Защитники земли русской»

Проведение в четвёртом классе серии уроков на тему «Богатыри земли русской»

Проведение в четвёртом классе серии уроков на тему «Этих дней не смолкнет слава!»

Проведение смотра строя и выправки

Экскурсия в школьный «Музей Боевой Славы»

Уроки мужества с ветеранами ВОВ и локальных войн «О Доблести, о Мужестве, о Славе!»

Митинг, посвящённый дню Победы

Конкурс проектов «Подарок ветерану»

Праздничный концерт к 65 годовщине Победы «Спасибо деду за победу»

Конкурс рисунков, посвящённый празднику 9 мая

Проведение спортивного праздника, посвящённого «Дню защитника Отечества»

Родительское собрание

«Поздравляем наших пап и дедушек»

После митинга  ветеранам были вручены подарки

Лучшие сочинения были отправлены на конкурс в район

Работа на уроках внеклассного чтения во втором классе на тему: «Страницы истории»

На уроках технологии изготовление праздничных открыток для пап и дедушек к празднику «День защитника Отечества»

На уроках изобразительного искусства рисуем на темы: «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава!»

На уроках технологии изготовление подарков для ветеранов

На уроках русского языка в четвёртом классе дети пишут сочинение на тему «Они защищали Родину»

Проведение в четвёртом классе серии уроков на тему «Защитники земли русской»

Проведение в четвёртом классе серии уроков на тему «Богатыри земли русской»

Проведение в четвёртом классе серии уроков на тему «Этих дней не смолкнет слава!»

Данная программа реализуется с учётом возрастных особенностей детей, усложняясь из года в год: если в первом классе дети только смотрят и рисуют, то в четвёртом они уже анализируют, делают выводы, пишут сочинения – рассуждения, высказывают своё мнение. Содержание каждого предыдущего блока неразрывно связано с содержанием последующего. Многие занятия  проходят  в нетрадиционной форме: игра – путешествие, урок игра, конкурсы, спортивные соревнования, выставки, викторины.

     В процессе реализации программы используются: метод разъяснения(патриотический и гражданский долг на примере героических подвигов соотечественников); наглядные методы, практические методы (составление карт «Путешествие по России); метод личного примера старшего поколения.

     Работа по данному направлению предусматривает активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Наше сотрудничество начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания. В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей и детей (анкетирование, конкурсы, создание совместных проектов).

    Привлекая конкретные семьи к работе по тому или иному направлению, тщательно продумываю и использую разные формы работы: массовые, групповые, индивидуальные.

     Программа «Гражданского образования и патриотического воспитания» затрагивает многие вопросы правового воспитания, что создаёт условие для социализации растущей личности. Данный курс рассматривается как пропедевтическая основа для изучения граждановедения в основной школе.

Приложение 1

         

                 Урок- игра на тему: «Моя Родина – Россия»

Задачи: - формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине;

              - познакомить с понятиями «Родина», «государственные символы»,

                «президент», «символы президентской власти»;

             - способствовать формированию чувства гордости за свою Родину;

             - учить бережному отношению к историческому наследию и

                традициям народов России.

Оборудование: видеоаппаратура, аудиоаппаратура, запись песни «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера); презентация фильма «Просторы России»; листки с пословицами о Родине; портрет Президента РФ; Конституция РФ; изображение штандарта, флага России, гербов разных городов; карандаши, фломастеры; бумага; текст гимна России.

                                          Ход урока:

(Дети делятся на команды)

     Звучит песня «С чего начинается Родина?»

- Сегодня мы поговорим о нашей Родине,  её просторах, государственных символах и законах. Мы не случайно разделились на команды. Наше сегодняшнее занятие будем проходить в форме игры – соревнования. Сейчас первое задание – за одну минуту придумать название каждой команде, связанное с тематикой нашего занятия.

   (Придумывают название командам)

- Сейчас я прочитаю вам три высказывания, а вы должны ответить, какое из них является верным.

     Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкое люди.

     Родина – это место , где человеку хорошо жить.

     Родина – это место, где человек живёт.

- Да, действительно,     Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкое люди.

Великую землю,

Любимую землю

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

- Какая страна для вас является Родиной? (Россия)

- Кто знает, откуда взялись слова «Русь» и «русский»? (ответы детей)

- Есть предложение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось». Некоторые исследователи полагают, что от слова «русло» - углубление , по которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. Города, деревни и сёла наши предки строили на берегах водоёмов.

    А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей огромной стране. (Просмотр фильма «Просторы России»)

- Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Как вы думаете, что нас всех объединяет? (Все мы – россияне.)

     Конкурс «Объясни пословицу»

(Каждая команда получает листок, на котором написана пословица о Родине, нужно объяснить её смысл)

С родной земли умри – не сходи.

Родина краше солнца, дороже золота.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Родная земля во сне снится.

 Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Родная сторона мать – чужая мачеха.

 - У каждой страны есть человек, который ею управляет. Как называется должность такого человека? (Президент).

- А как зовут нашего президента? (Учитель показывает портрет президента)

- У нашего президента есть свои символы власти. Кто знает,  что это за символы? (Ответы детей)

- В 1996 году были установлены символы президентской власти Российской Федерации: штандарт (флаг) Президента РФ, Знак президента и специальный экземпляр текста Конституции. Символы президентской власти предполагается передавать вновь избранному президенту во время вступления в должность после принесения клятвы на верность своему государству.

    Штандарт представляет собой квадратное полотнище бело – сине – красного цвета с золотым изображением в центре государственного герба. Полотнище окаймлено золотой бахромой. (Учитель показывает изображение штандарта.) Штандарт находится в Москве, в служебном кабинете резиденции президента. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией и на транспортных средствах президента.

    В 1995 году символом президентской власти стал специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ, на которой президент приносит присягу. (Учитель показывает Конституцию РФ.) Конституция  - это основной закон страны, в ней написаны основные права и обязанности, например, учиться в школе, получать образование, становиться достойным гражданином своей страны.

Там также записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам.

    - Какие вы знаете государственные символы? (Герб, гимн, флаг.)

    - А сейчас я предлагаю поговорить об одном из символов  государственной власти. О каком, догадайтесь, отгадав загадку:

Гордо рею я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня.

 Я России часть и знак –

Бело –сине – красный…(флаг)

    (Учитель показывает флаг России.)

    - Кто знает, когда поднимают флаг?

( Флаг поднимают, когда наши спортсмены одерживают победу в международных соревнованиях, в праздники.)

     - Кто знает, что означают цвета  на нашем российском флаге?

Белый цвет – символ чистоты.

Синий цвет – символ благородства.

Красный цвет – символ мужества и храбрости.

     - О каком государственном символе мы не сказали? (О гербе)

     - Попробуйте выбрать из изображённых гербов российский герб. (Учитель раздаёт изображения гербов разных городов.)

    - Под каким номером он находится?

    - Опишите герб нашей державы. ( Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле, над головами орла расположены три короны, в лапах орёл держит скипетр и державу.)

     - Что символизирует двуглавый орёл? (Это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и с востока.)

     - Что символизируют три короны? (Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов.)

     Что символизируют скипетр и держава? (Скипетр и держава – символы государственной власти.)

Конкурс «Герб дружбы»

    - Сейчас вам предстоит нарисовать герб своей команды. Он может быть различной формы: круглой, овальной, квадратной. Оценивается оригинальность и красочность. (Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Время на выполнение задания – 5 минут.)

     - А теперь поговорим ещё об одном государственном символе – гимне.

     - Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Когда исполняется гимн, мужчины снимают головные уборы.)

     - Сейчас мы проверим, знаете ли вы слова гимна.

Конкурс «Допиши гимн России»

       Каждая команда получает заготовки со словами гимна, но в некоторых местах его слова не дописаны. Задача участников – вставить пропущенные слова в гимн. За каждое верное слово команда получает 1 балл. Время на выполнение задания – 4 минуты.

Россия – священная наша _____________!

______ - любимая наша ______________!

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье ____________________.

Славься,___________ наше свободное,

Братских народов ___________ вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься ___________! Мы___________ тобой!

От  южных морей до полярного __________

Раскинулись ________ леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты __________!

Хранимая Богом ____________________.

Славься, _____________наше свободное –

____________народов союз вековой,

Предками данная мудрость___________

Славься,  __________! Мы гордимся ________ (…)

(Команды отдают листочки с гимном)

   - А сейчас мы прослушаем гимн России, чтобы вы проверили себя, те ли слова вы вставили.

(Слушаем гимн)

   - Молодцы, вы достойно справились со всеми заданиями. Давайте ещё раз вспомним, что же мы сегодня делали, что нового узнали?

(Сегодня мы говорили о нашей Родине, её государственных символах, символах президентской власти.)

    - Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля. Человек любит людей с которыми он живёт, любит свой народ.

(Ребёнок читает стихотворение)

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!   

Учитель подводит итоги игры и награждает лучших медальками.

Урок по литературному чтению в четвёртом классе из серии

«Защитники земли Русской»

Тема:  К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

Цели урока:- познакомить с новым литературным жанром;

                    - познакомить с историческими событиями нашей Родины;

                    - учить детей вдумчивому чтению художественного произведения

                      с целью осознания образа главного героя;

                    - формировать представление о литературном персонаже –  

                       защитнике, патриоте земли Русской;

                    - формировать оценочное суждение и воспитывать чувство

                      патриотизма.

Оборудование: портреты защитников земли Русской, писателя,  

                            композитора; репродукции картин; запись с фрагментом

                            оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин». На доске написаны

                            слова патриот, патриотизм.

                               

                                            Ход урока:

  1. Вступительная беседа.

      На доске записан эпиграф к уроку: «Напоминать юношеству о подвигах предков, - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине…»

    - О чём говорит автор этих строк? ( О том, что прививать любовь к Родине можно, рассказывая молодым о подвигах предков. Есть такие люди, которые на деле доказывают преданность своей Отчизне, готовы пожертвовать всем ради её процветания. Примеры мужества и героизма наших предков рождают чувство уважения и гордости за свою страну. Такие люди были во все времена и называют их – защитники земли Русской.)

   - Кого можно назвать защитниками земли русской?

   - Знаете ли вы таких людей?

   - Читали ли мы произведения о таких людях? Вспомните и назовите их.

   - А каких вы помните былинных героев? Назовите героев картины В.М.Васнецова «Богатыри». Все они имели настоящих прототипов.  Русская земля богата защитниками. Были они и в годы монголо – татарского ига – Александр Невский, Дмитрий Донской; войны с французами 1812 г. – Михаил Илларионович Кутузов; во время войны 1941 – 1945 гг. – маршал Георгий Константинович Жуков, молодогвардейцы и многие другие. Дошли до нас и предания о богатырях, живших и защищавших нашу землю тогда, когда Русская земля только ещё «собиралась».

   - Как вы думаете, что объединяет всех этих людей? (Таких людей, кто любит Родину и предан ей, называют патриотами).

   (Дети читают на доске слово патриот)

   - Главной чертой характера людей, о которых мы говорили, является патриотизм. Таким человеком можно назвать Кондратия Фёдоровича Рылеева. (Учитель показывает портрет) Современник Пушкина, он прожил недолгую жизнь – 31 год. Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем, защитником русской земли. Поэт – декабрист. Участвовал в восстании. Цель которого была облегчить жизнь простого человека. Восстание было разгромлено. Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. Ценой собственной жизни поэт доказал, что слова его не расходятся с делом.  

   - Автор эпиграфа к уроку – Рылеев. Эти слова Кондратия Фёдоровича являются вступлением к книге «Любовью к Родине дыша…», написанной в первую очередь для молодого поколения. В книге собраны произведения о героях, любящих свою страну и жертвующих всем ради Отчизны.

   Сегодня мы познакомимся с одним из таких героев – Иваном Сусаниным. Что вы о нём знаете?

   (В 1612 году Русь переживала тяжкие времена. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики – ляхи. Они хотели утвердить на российском престоле своего царевича. Но у них ничего не получилось. Иван Сусанин ценой своей жизни спас царевича Михаила Романова. В городе Костроме поставили Сусанину памятник. Рылеев посвятил ему своё произведение, которое назвал думой.)

   - Почему автор назвал своё произведение думой?

На вопрос: «Над чем нас заставляет задуматься автор в своём произведении?» - мы ответим в конце урока.

 

  1. Первичное чтение думы.

   - Дума – это большое стихотворное произведение на историческую тему. Послушайте думу. (Чтение текста учителем.)

   - О каком историческом эпизоде рассказал Рылеев в своей думе?

   - Можем ли мы  Ивана Сусанина назвать защитником земли русской? Прочитайте текст про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Отметьте в думе строки, которые, на ваш взгляд, свидетельствуют  о том, что Сусанин совершает подвиг и ведёт себя как настоящий герой.

Физминутка

  1. Вторичное чтение и анализ думы.

- С чего начинается дума?

- Что означают слова: «сердцем вскричали враги»?

- Найдите и прочитайте строки, где ляхи упрекают Сусанина. В чём же они упрекают старого Ивана?

- В каких словах звучит уверенность ляхов в своей победе?

- Кого защищает Сусанин?

- Куда он приводит неприятеля?

- Каким мы видим здесь героя думы?

- С какой целью он себя так ведёт?

- Найдите и прочитайте разговор Сусанина с сыном. Что поручает герой сыну?

- Прочитайте строки, в которых звучит любовь героя к Родине и сила духа.

- Что нового вы узнали об Иване Сусанине?

- Перед каким выбором стоит герой? Найдите эти строки.

- Что выбирает Сусанин?  Найдите эти строки и прочитайте.

- Сусанин предпочёл умереть за русское племя, чем жить предателем. И вот настало утро. Сусанин повёл в лес врагов. Давайте прочитаем отрывок со слов «Друг за другом…» и до конца.

- Как вы поняли выражение вотще настороже?  Как здесь себя ведёт Сусанин? Понимает ли он, что погибнет? Найдите слова, которые доказывают это.

- В каких словах звучит угроза Сусанину?

- Что он говорит в ответ на угрозы ляхов?

- Какие слова говорят  о вере русского человека?

- Можно ли сказать о патриотизме Ивана Сусанина? Ведёт ли он себя как настоящий защитник Родины?

- В начале чтения думы было дано задание – отметить слова, строчки, которые доказывают, что Иван Сусанин – защитник земли русской. Все ли слова, которые вы отметили, прозвучали на уроке? Ещё раз перечитаем последние строки о гибели героя. С какой интонацией будем читать эти строки?

- Какие слова помогают определить интонацию?

  1. Выразительное чтение.

     (Дети читают по цепочке)

- Какими строчками автор заканчивает думу?

- Как вы понимаете смысл этих строк: «Есть кем гордиться русской земле!»?

Физминутка для глаз

  1. Обобщение.

- Какое чувство рождает у вас это произведение?

- Вернёмся к эпиграфу. Прав ли был Рылеев? Над чем заставляет задуматься нас автор?

- Какова главная черта характера русского человека? (Подвиг Ивана Сусанина был повторён в годы Великой Отечественной войны  простым крестьянином Матвеем Кузьминым.) Вспомните рассказ Б.Полевого  «Последний день Матвея Кузьмина». Как встретил смерть Матвей?

- Чем похожи два этих человека? (Два простых русских крестьянина в разные эпохи совершают один подвиг. Такие люди будут всегда. Сила духа русского человека, патриота, защитника вдохновляла не только писателей , поэтов, художников, но и композиторов. Мужество, героизм воплощены в музыке. Один из самых великих русских композиторов Михаил Глинка, современник Рылеева, написал оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Опера заканчивается  гимном «Славься», в котором композитор прославляет русский народ, отважных сынов, Русь и подвиг Сусанина. Сейчас мы послушаем этот гимн.

  1. Итог урока.

- Понравился ли урок?

- Что узнали нового?

     - Чему научило вас это произведение?

    Домашнее задание: научиться выразительно читать думу; подготовить рассказ о героях.

        Праздник в начальной школе «Рождественские посиделки»

Цели: - познакомить детей с русскими народными традициями, обрядами;

           - воспитать любовь и уважение русской православной культуре.

Оборудование к I части: экран, мультимедийная презентация «Рождение Христа»;

                           ко II части: стол, лавки, ёлка, пряха, расшитые рушники, глиняная  посуда, икона, домотканый половик.

Ход мероприятия:

I часть

( На экран выводятся слайды мультимедийной презентации «Рождение Христа». Два ведущий читают стихотворения ).

  1. То были времена чудес,

Сбылись слова пророка,

Сходили ангелы с небес,

Звезда катилась от Востока.

Мир искупленья ожидал –

И в бедных яслях Вифлиема,

 Под песнь хвалебную Эдема,

Младенец дивный воссиял.

  1. Огни по городу погасли,

На улицах немая мгла.

Вот мать кладёт младенца в ясли,

Над ним поникла, замерла.

Темно в их храмине убогой,

Солома в яслях холодна.

И зимний ветер стонет строго,

Стучится в дверь и у окна.

Но окружён своим сияньем,

Младенец светится из мглы;

Его согреть своим дыханьем

Спешат покорные волы.

  1. Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком,

 Всех уютней было кошке,

В яслях греть дитя бочком.

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал.

Посмотреть бы на ребёнка хоть минуточку и мне!

И заплакал звонко - звонко

В предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей».

     4. В эту ночь земля была  в волненьи:

Блеск большой диковинной звезды

Ослепил вдруг горы и селенья,

Города, пустыни и сады.

Овцы, спавшие на горном склоне,

Пробудившись, увидали там

Кто – то светлый, в огненном хитоне,

Подошёл к дрожащим пастухам

Встаньте и пойдите в город Вифлеем,

Души усладите и скажите всем:

«Спас пришёл к народу,

Спас явился в мир.

Слава в высших Богу,

А на земли Мир!»

5. По пустыне, по дороге

Шли три путника святых,

Шли они издалека,

Много приняли труда.

Перед ними шла с востока

Чудно яркая звезда.

К небесам она взошла

И Христу на поклоненье

Трёх волхвов вела.

  1. Ещё те звёзды не погасли

Ещё звезда сияет та,

Что озарила миру ясли

Новорождённого Христа.

Тогда, ведомые звездой,

Чуждаясь ропоты толпы,

Благоговейною толпой,

К Христу стекалися волхвы.

7. Под покровом ночи звёздной

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом замело.

Кое – где огни по окнам,

Словно звёздочки горят,

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят.

  1. Под оконцами стучатся,

«Рождество твоё» поют.

«Христославы! Христославы!»

Раздаётся там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа.

9. Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола.

И с ним в лад слова звучат:

«Мир на земле и счастья вам».

  1.  Да прибудет счастье

Во твоём дворе,

Все в Господней власти,

Будет и тебе.

Распивай стихеры.

Восхваляй Христа.

Нам без нашей веры,

Горечи верста.

                                                                     II    Часть

Русская изба

( В избе бабушка и внучка, внучка прибирается, а бабушка прядёт и поёт песню «В низенькой светёлке»)

Внучка   Зимний вечер тёмен, долог

               Насчитаю сорок ёлок.

               То на лавке посижу,

               То в окошко погляжу.

               Позову – ка я ребят

               К себе на посиделки

               Будут песни, будут пляски.

               Сейчас избу приберу и гостей позову.

               Эй, подруженьки – подружки,

               Веселушки – хохотушки!

               Эй, ребята – молодцы,

               Озорные удальцы!

               Приходите поплясать –

               Зимний вечер скоротать.

               Сорока стрекочет,

               Гостей пророчит.

(Раздаётся звон бубенцов, смех, пение)

Бабушка  Пожалуйте гости дорогие!

Внучка    Веселья вам да радости!

Бабушка  Давно вас ждём – поджидаем,

                 Праздника без вас не начинаем.

Внучка    У нас для каждого найдётся

                 И местечко и словечко.

Бабушка  Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку,

                 кому – правду, кому – песенку.

(Гости заходят, кланяются, рассаживаются)

                - Счастья, вам, хозяюшки!

                - Большого здоровья!

                - Хозяин весел  - и гости рады!

                - Русский человек – хлеб - соль водит.

                - У нашей хозяюшки все в работе, и собаки посуду моют.

                - За шутку не сердись, а в обиду не давайся.

Бабушка  Удобно ли вам гости дорогие, всем ли места хватило?

Гость       Гостям то хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Внучка    В тесноте, да не в обиде!

Бабушка  Небылицы в лицах,

                 Сидят в светлицах,

                 Щёлкают орешки,

                 Да творят насмешки.

                                   Шутливые диалоги

- Федул, чего губы надул?

- Кафтан принёс починить.

- Починить можно, да иглы нет.

- А ты пальцем придержи.

- А велика ль дыра?

- Остались ворот да рукава.

                                                           - Ты пирог ел?

- Нет не ел.

- А он вкусный был?

- Очень

_ Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло. На печке в шубе согреться можно.

Бабушка   Хороша сказка складом,

                  А песня ладом!

(Песня «То не ветер ветку клонит»)

Мальчик   Хватит девьки горевать

                  Не пора ли поплясать

                  Нет посиделок без хороводов!

Бабушка   А ну – ка, девицы – красавицы,

                  Выходите на хоровод!

(Бабушка и все девушки водят хоровод и поют)

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

(После хоровода все рассаживаются)

Мальчик   Эй, сударыни – вострушки,

                  Запевай скорей частушки!

                                           Частушки

Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Эх, топни нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке.

Если б не было погоды –

Не пошёл бы снова снег.

Если б не было мальчишек-

Не пошла б сюда во век!

С горы камушек свалился,

В быстру реченьку попал.

Мой милёночек женился,

Не богаче меня взял.

Сшей – ка,батюшка, сапожки,

Вдоль деревни мне ходить.

Накладу чисты следочки,

Пускай миленький глядит.

Девочка   Пришли колядки-

                 Блины да ладки.

                 Коляда, коляда!

                А бывает коляда

                На кануне рождества!

                Коляда пришла –

                Рождество принесла!

(Песня «Усень Коляда»)

Внучка     А давайте поиграем!

(Игра «Вишенка»)

(Бабушка говорит слова и раздаёт гостям угощенье)

 Удалые гости,

 Ряженый народ,

Подставляйте горсти –

Прорастай зернинка,

Гость мой богатей,

Вот  тебе и свинка,

Дам тебе курей.

Ничего не жалко,

Эх, гуляй, душа!

И коляда с палкой

Ходит не спеша.

(Гости складывают угощенье в корзинку и кланяются хозяйке)

Девочка   Отдай Бог тому, кто в этом дому!

Мальчик  Наделил бы вас Господь и житьём, и здоровьем, и богатством!

(Гости уходят)

                                           

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...

Гражданское образование и патриотическое воспитание обучающихся начальной школы через кружок «Маленький Россиянин».

Актуальность данной темы прописана в ФГОС«…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):} любящий свой народ, свой край и свою Родину...

Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспи...

«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Материал содержит теоретическую часть и практические задания....

Презентация:«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Презентация содержит практический материал для использования на уроках русского языка во 2 классе....

Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках в начальной школе

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а...