Сценарий "Ломоносов - гений 18 века"
методическая разработка на тему

Насипова Елена Викторовна

Сценарий разработан для учащихся 1-4 классов, в рамках проведения Ломоносовской декады в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_meropriyatie_pro_lomonosova_2018.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие учащихся 4 класса

для учащихся 1 – 4 классов, в рамках Ломоносовской декады

«Ломоносов - гений 18 века»,

посвящённое М.В. Ломоносову «Ломоносовская декада» – 2018 год

Классный руководитель: Насипова Елена Викторовна

Оформление мероприятия:

-портрет М.В. Ломоносова;

-высказывания, написанные  на доске и на отдельных плакатах:

… может собственных Платонов

и быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

М.В. Ломоносов

Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии.

М.В. Ломоносов

Ломоносов был великий человек. Между тем он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом

А.С. Пушкин

Слайд 1

Виолетта: Как же уже хочется посещать уроки химии, физики, биологии. Всё хочется посетить, всё хочется узнать!

Егор Килин: А ты к нам на кружок приходи, увидишь, как у нас интересно, мы сейчас заканчиваем сборку машины времени!

Кирилл: Шутишь? Это все сказки! 

Егор К: Ничего не сказки! Правда, в будущее мы пока заглянуть не сможем, но в прошлое – пожалуйста.

Виолетта: Отлично, а то мы на классном часе по поводу Ломоносовской декады решали-решали, как лучше провести праздник. А теперь мы сами сможем побывать в прошлом!

Егор и Кирилл (вместе): В каком еще прошлом? Вечно вы, девчонки, мечтаете непонятно о чём! Лучше в Лаборатории к Михайло Васильевичу!

Виолетта: Нет, нет и нет! Приготовьтесь - ВПЕРЕД! В ПРОШЛОЕ!

 Слайд 2

(Женя- Голос за сценой на фоне музыки) Я сижу на берегу моря и смотрю, как одна за другой набегают волны. Вот так же и 306 лет тому назад они набегали, когда родился мальчик, который по воле судьбы стал великим сыном России, - это был Михаил Васильевич Ломоносов.

Женя: Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучал и цвет.

Он создал Университет.

Своей, рискуя головой,

Разряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был – университет!»

Выступление 1 класса – «Ломоносов - гений 18 века»

Слайд 3

Учитель: Пусть и сегодня Ломоносов будет примером для нынешнего поколения, которое должно стремиться сохранять и приумножать духовные ценности. Сегодня мы будем говорить о нём, гении 18 века – Михаиле Васильевиче Ломоносове. И Ломоносовская декада, проходившая в нашей школе, посвящается ему и его трудам.

Андрей: 

Россия родила немало

Людей великих на земле.

Во все века одна лишь знала

Об избранных, об их судьбе.

Эпохой каждой восхищала

И всякий раз, не ошибясь,

Ты гениев нам посылала,

За судьбы их всегда молясь.

Максим М: 

Одним из них был Ломоносов,

Учёный – энциклопедист,

Поэт, мыслитель и философ,

Историк, материалист.

Кирилл М:  

Родился Михаил в России,

Недалеко от Холмогор,

Родители его любили,

Отец крестьянин был, помор.

Поморов море закаляло,

И в десять лет уже с отцом

Он в море выходил немало

И в деле преуспел морском.

Алина: 

Впитал душою Русский север,

 Природой русской покорён,

В её величие поверил

И начал изучать с тех пор.

Иван Шубной, Семён Никитич

Учили грамоте его.

И в ноги пал второй учитель –

Не знает больше ничего.

Я: 

Читает книги Ломоносов,

Что у соседей раздобыл,

И в девятнадцать лет с обозом

В Москву уехать он решил.

И скрыв своё происхожденье,

Как будто вышел из дворян,

Он поступает в академию,

Где лучшим он из лучших стал.

Андрей: 

Науки жадно изучает,

Даётся всё ему легко.

Вот только бедность изнуряет,

Пытается сломить его.

Диана: 

Но сила воли и стремленье

Постичь всё множество наук

Воспитывали в нём терпенье,

И он отправлен в Петербург.

Ах, Петербург, Петра творенье,

Все восхищаются тобой,

Ты город муз и просвещенья,

Красой твоей сражён любой.

Максим Я: 

Год, проучившись в Петербурге,

Отплыл он в дальние края.

В немецком городе Марбурге

Суть постигает бытия.

Казалось, не было науки,

Какую б он не изучал.

Во Фрейберге и в Петербурге

Исследованья продолжал.

Виолетта:

Он в совершенстве знал английский,

Французский, греческий, латынь,

Немецкий, польский и словенский.

Как у него хватало сил!

Его стремление к учёбе

Дало прекрасные плоды.

Он постепенно стал учёным,

Создал научные труды.

Диана:

Любая раскрывалась сфера,

Открытий много совершил.

Есть у Венеры атмосфера!

Поверхность солнца изучил.

Придумал множество приборов

Для неба, моря и земли,

Чтоб не блуждали астрономы,

Не потерялись моряки.

Женя

Как капитан, он бал отважный,

Открыл тогда во цвете лет,

О чем мечтал он, долгожданный

Московский университет.

Филолог, химик и геолог.

Географ, физик, металлург,

Художник и метеоролог,

Исследователь, драматург.

Андрей:

Любил Россию безгранично

И за народ переживал.

Все достижения в науке

Всегда народу посвящал.

Россию на весь мир прославил,

В науке вклад огромный внёс.

И след в истории оставил

России сын великоросс!

Слайд 4 (звучит колокольный звон.)

Слайд 5

Учитель: О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим.

Слайд 6

Максим М: На реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким.

Кирилл М: Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его мысль и дела…

Сценка «Хорошо ли быть Ломоносовым?»

(по произведению В. Киприянова) Захар М., Женя, Егор П.

Слайд 7 - маленький

Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:

Мишанька. Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь у старика Христофора: богачества, книг научных: славянская грамматика Смотрицкого, арифметика Магницкого, псалтырь Полоцкого, светильников разных.

Дед. А ты попросись, может, тебя в пасынки примут (посоветовал дед).

Мишанька. Хорошо …(машинально повторил Мишанька).

Дед.  А Ломоносовыми стало быть нехорошо? (подскочил уязвленный дед). Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка. Вот так разошелся у нас дедушко! ( с деловитостью хозяйки посетовала бабка Матрена).

Дед. А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.

Мишанька.  А ломаный нос хорошо ли?!

Дед.  А хошь бы и ломаный нос!

Бабка. Не у человека же!

Дед. У судна, у лодки, у корабля. А полуостровы как называются?

Мишанька.  Нельмин Нос, Канин Нос!

Дед. А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка. Будя ужо (осадила Матрена) развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.

Дед. Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!

Слайд 8 - маленький

Алина. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Но так, мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению наук.

Я. Одним из таких людей был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов, гениальные открытия которого вместили в себя семь веков до него и почти три века после него.

Андрей.

 Век восемнадцатый — России просвещение,

 Расцвет в науке, шаг в литературе.

 Образования явилось вдруг знаменье,

 И настоящий человек заложен в той натуре.

 Его фамилия известна всей России,

 И в городах, и в деревнях гордятся им,

 То имя на себя печать носило      

 И отпирало двери все благословением своим.

Диана.

 Открытия его нам до сих пор известны,

 Важны и применяются сейчас,

 И иностранцев нам высказывания лестны,

 Что это был России час.

 Его научные заслуги все бесценны,

 В литературу новые открытья внёс,

 Его прекраснейшие оды очень ценны,

 Талант ему признание принёс.

 Максим Я

 Его произведения читают в наши дни

 И ими восхищаются все до сих пор,

 Вся жизнь его — открытия одни,

 А кто того не знает, сильный им укор.

 Он подлинный был свет образованья,

 Всемирной славы в жизни он достиг,

 И заслужил  громкое признанье,

 И знания великие постиг.

Слайд 9-13 с лодки до лодки

Виолетта. Архангельская губерния была областью сравнительно высокой технической культуры, край смелых мореходов. С 10 лет отец брал мальчика с собой в море. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля "Чайка", летевшего на всех парусах! Отец научил его ориентироваться по звездам, пользоваться компасом, определять направление ветра, ставить парус.

Слайд 14 – сидит Ломоносов за книгой

Учитель. В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы "поступить там в ученье".

Слайд 15 – 16 с обозом идёт

С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного "полукафтан и три рубля денег" и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.

Сценка: Егор и Костя

Ломоносов: Татенька!! А все господа многограмотны.

Отец: Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому? Он писца да чтеца нанять может. Все равно как «Иван, сшей башмаки! Мария, пеки пироги!»…

Учитель: Михайле исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью 1730 года он упал отцу в ноги.

(Ломоносов падает на колени перед Отцом)

Ломоносов: Государь мой Татенька Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

Отец: люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отца должен бояться, от взгляда с ног падать, а у вас-де с сыном дружба-приятельство…Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

Ломоносов: Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше бытии враг, нежели друг?

Отец: как это враг? А для кого я потом кровавым дом и всё богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю: тебе!... Миша! Погляди-ко, руки-те отцовы….как крюки!..Сколько я на веку работы унёс!..Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь!...

Ломоносов: Татенька Василий Дорофеевич! Я с божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полёт управить…Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец: ну, сын…. Воля твоя… Люди-те, люди-те что скажут: «У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл скитаться…»

Ломоносов: Татенька, не плачь!...Воля твоя…

Отец: Нет, сын! Ты с отца волю снял!..

Учитель: Той же зимы Михайло покинул дом. Мимо отправлялся на Москву рыбный обоз. Миша и ушёл с обозом. Снёс на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег.

….Буря-непогодушка унесла его с родной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: «7-го декабря 1730 года с дозволения отца своего отпущен к Москве Михайло Васильев сын Ломоносов. О чём выдан пашпорт»

(Ломоносов и отец его уходят).

Слайд 17

 (голос за кадром)Женя

Под рокот свирепого моря,

В своей деревеньке глухой
Немало сурового горя
Ты видел, поэт дорогой:
И быстро промчалося время
И северный серый мужик, 
Узнавши тяжелое бремя,

Ты стал знаменит и велик

Диалог ведущего и Ломоносова. Костя и Алина

Ломоносов     

«Ушёл я из, отчего дома

И шёл с Холмогор сюда,

Надеясь найти искомое!

Возьмёшь меня в школу? Да?

Педагог школы:   

Ты юноша вельми речивый,

Учёному это подстать,

Но сколь законны твои порывы

Желательно мне узнать:

Имя отца как?

Ломоносов 

Василий Дорофеев…

Из-под Архангельска…

Ломоносов сын.

Я, domine, книгу твою имею,

Её мне земляк один

Раздобыл и оставил.

Я читал. И стою у дверей

Того, кто себя прославил

Учёнейшим из мужей.

Откроешь ли двери знанья?

Нужде моей помоги! –

Педагог школы: 

Коли пришёл уж, откуда

незнамо – оставайся. Мне смелый люб.

Но помни: горьки корни ученья,

Сладок лишь вкус плодов.

Учитель:   …Михайло сел за чтенье среди маленьких школяров».

Выступление 2 класса

Текст песни "Учиться надо весело"

1В дорогу, девчонки! 
В дорогу, мальчишки! 
По лесенке знаний 
Шагайте смелей! 
Чудесные встречи 
И добрые книжки 
Ступеньками будут на ней.

Припев:
И песенка, и песенка 
В дороге пригодится. 
Учиться надо весело, 
Учиться надо весело! 
Учиться будем весело, 
Чтоб хорошо учиться!

2По лесенке знаний
Вы сможете скоро 
Достичь недоступной 
Морской глубины, 
Спуститься под землю, 
Взобраться на горы 
И даже дойти до Луны.

Припев.

3Крутые ступеньки 
На лесенке будут, 
Но выверен точно 
Заветный маршрут, 
Чтоб вас подружить 
С удивительным чудом, 
Которое знаньем зовут.

Припев.

Слайд 18

СЦЕНКА ( Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех)

Виолетта: Глядите, какой болван пришёл с нами учиться!

Егор К: - Верзила, верзилой.

Андрей Ф:- Дядь, достань воробушка! 

(Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным проговорил) 

Ломоносов: - Что с тобой делать? На крышу забросить?

Учитель. Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть

Кирилл М:- Да он лучше учителей всё знает (шептались школяры).

Учитель. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3 класс и дальше.

Слайд 19 – 21 Славяно-греко-латинская академия

Женя. Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.

Слайд 22-23

Андрей. Как одного из лучших учеников его направляют для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук, а оттуда в Германию для обучения химии и горного дела.

Максим М:

"И всё Михайле мало, мало - 
Так воду жаждущие пьют. 
Казалось, знаний не хватало, 
Пробел, глядишь, то там, то тут. 
И в край загадочный и дальний 
Плывёт Михайло кораблём. 
Весёлой чайки взмах прощальный 
И к горлу подступает ком:"

Слайд 24-25

Кирилл  В 1736 году Михайло Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером становятся студентами Марбургского Университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями. Во Фрейнберге Михаил Ломоносов посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Генкеля, затем путешествует по Германии и Голландии.

Слайд 26 -27

Алина. В 1741 году сформировавшемся учёным возвращается Ломоносов в Россию в Петербургскую Академию наук.

Я. В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором.

Выступление 3 класса – парад наук Ломоносова

Андрей. Имя М. В. Ломоносова неразрывно связано с именем Ивана Ивановича Шувалова - это был его ученик в области стихотворства, а впоследствии стал покровителем Ломоносова.

Слайд 28

Я. Ломоносов нашёл в нём своего истинного ценителя, друга. Дружба Шувалова и Ломоносова, безусловно, была выгодна каждому из них в отдельности. Однако её результатом стал феномен, принадлежащий России в целом - Московский университет. Вместе они обсуждали проект устава университета.

Слайд 29

Сценка И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов об Университете.

(на сцене Ломоносов пишет письмо Шувалову)

Егор П: Милостивый государь Иван Иванович!

 Уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение об учреждении Московского университета.

Слайд 30

Шувалов – Максим Я: Подал прошение и рассказал об идее создания первого национального университета императрице Елизавете Петровне.  Сенат утвердил составленный вами «Проект об учреждении Московского университета».

Учитель: Елизавета Петровна 25 января 1755 года, в Татьянин день подписала указ об основании Московского университета в день памяти св. Татианы, торжественная церемония открытия университета назначена на 26.04.1755 года.

Женя. Ломоносов стремился поставить науку на службу человеку, заботился о широком внедрении результатов своих исследований в производство.

Слайд 31

Ломоносов (мал.): Захар М

Его слова звучат доныне
Как мудрый молодым завет.
Они важны для нас сегодня,
Хоть минуло немало лет.

Ломоносов (юноша): Костя

Не думал даже опускать
Ни рук своих златых,
Ни гордую главу.

Ломоносов (взрослый): Егор П

И ты любовью вечной Россию полюбил,
И, словно своей честью, Россией дорожил.

6. Шувалов: Максим Я

Из мрака и невежества Россию поднимал
И в одах своих дивных державу воспевал.

7. Бабка: Женя

О, ты не просто академик,
Ты гений, ты творец, титан,

8. Дед: Егор К

Ты создал новые науки,
Открыл врата познанья нам!

Учитель: Тот, кто не ищет личной славы - к тому она приходит сама. А мы, его потомки, по прошествии двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего Отечества. На этом наше мероприятие окончено. Слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Э.Успенский"Крокодил Гена и его друзья"

Урок по литературному чтению во 2 классе.Цель:развивать умения читать осознанно текст художественного произведения, составлять план , делить его на части....

А.В.Суворов- гений военного искусства.

Познакомить с биографией великого русского            полководца А.В.Суворова;           ...

Урок чтения 2 класс УМК "Перспектива" Э.Успенский "Крокодил Гена И его друзья""

Урок чтения 2 класс. УМК "Перспектива". Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Урок входит в раздел "Мы друзья" составлен в соотвенствии с технологией ТРИИК. Подробное описание и технологическую к...

Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация

Конспект  составлен для внеурочной деятельности + презентация.   У нас проводится  кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...

Урок чтения. Первый класс. "Как найти настоящих друзей? (отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)."

Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...

3-4 класс. Интерактивная игра-тренажёр «День рождения крокодила Гены» (безударные гласные, непроизносимые согласные)

Цель: формировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, непроизносимой согласной и слов с буквосочетанием СН, в которых буква Т не пишется.[[{"type":"media...