Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лисицина Эльвира Александровна

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя и учителя начальных классов близка тема «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В послании Федеральному Собранию 2007 года В.В. Путин отметил, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности   такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность". К сожалению, в современном обществе сложилась отрицательная ситуация по данной проблеме. Причиной этого являются как ухудшение морально - нравственной обстановки в обществе, так и отсутствие положительных жизненных ориентиров для поколения юных.

В настоящее время, когда возрождается интерес к национальной культуре,  обрядам и обычаям наших предков,  различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения, что отвечает всем современным требованиям воспитательной работы в условиях реализации ФГОС. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий мир.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. Традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

Планомерная работа по духовно - нравственному воспитанию школьников на основе изучения культурных ценностей родной земли непременно даст положительные результаты. Подрастающее поколение будет воспитываться на основе духовных ценностей наших предков и выбора правильных нравственных качеств и формировать в своем сознании систему достойных отношений к тем или иным событиям, явлениям и фактам и окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe.docx65.1 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского

муниципального района» Республики Марий Эл

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большекарамасская средняя общеобразовательная школа»

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Лисицина Эльвира Александровна

учитель начальных классов

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя и учителя начальных классов близка тема «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В послании Федеральному Собранию 2007 года В.В. Путин отметил, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности   такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность". К сожалению, в современном обществе сложилась отрицательная ситуация по данной проблеме. Причиной этого являются как ухудшение морально - нравственной обстановки в обществе, так и отсутствие положительных жизненных ориентиров для поколения юных.

В настоящее время, когда возрождается интерес к национальной культуре,  обрядам и обычаям наших предков,  различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения, что отвечает всем современным требованиям воспитательной работы в условиях реализации ФГОС. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий мир.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. Традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.

Планомерная работа по духовно - нравственному воспитанию школьников на основе изучения культурных ценностей родной земли непременно даст положительные результаты. Подрастающее поколение будет воспитываться на основе духовных ценностей наших предков и выбора правильных нравственных качеств и формировать в своем сознании систему достойных отношений к тем или иным событиям, явлениям и фактам и окружению.

Цель:

совершенствование системы патриотического и гражданского  воспитания, формирование высоконравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей и создание условий для  формирования личности, гражданина и патриота Республики Марий Эл и России.

Задачи:

- воспитать любовь к своей малой Родине;

- приобщить обучающихся  к жизни, быту и культурным традициям;

- развивать творческие способности, коммуникативные навыки, нравственные качества;

- формировать патриотизм, любовь к России, малой родине, родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России, веры в великое будущее свой страны;

- укрепить и развивать нравственные нормы поведения.

По наследству нам достались богатые традиции народов,  которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине

В соответствии с требованиями ФГОС  духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени младшего школьного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок  обладает установкой  положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость данной проблемы, особенно в настоящее время, поэтому уже в младшем школьном возрасте  необходимо формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух школьника.

     Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Формы работы:

Уроки, проекты, деловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями народа, фольклором.

          Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий. Вместе с психологом провели диагностику «Нравственные понятия».  Итак, ученикам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа», «гордыня».

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустиной) (1 — 4 классы), которая включает оценивание 6-ти качеств личности: любознательности, трудолюбия, бережного отношения к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.

Несомненно, важное место в воспитании духовно-нравственного развития принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Наблюдается стабильная динамика успеваемости

Так, например учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение, дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.
Огромную роль на уроках играют и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам. Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев.

На уроках русского языка часто провожу работу по обогащению словарного запаса учащихся. Беседуем над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Стараюсь научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. После усвоения новой лексики предлагаю выполнить творческую работу, например, вставить в текст пропущенные по смыслу слова или написать сочинение – миниатюру с использованием новых слов. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников к окружающему миру. Я на уроках окружающего мира, ИКН, родного языка и литературы знакомлю  детей с историей и культурой народов Марий Эл и других народностей. Как жили наши предки, чем занимались, как одевались и как всё это сохранилось до сих пор. Знакомлю ребят с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей.  При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. Такие герои, как Онар, Чумбылат, Чоткар являются символом смелости и храбрости. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи. До сих пор сохранились в наших краях такие праздники, как Агавайрем, Сурем, Семык . Именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Дети знают обычаи и обряды своих предков, уважают культурные ценности своего края.

Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьников. Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции.

- дни знаний, день здоровья, праздник осени, день матери;

день именинника, новогодний карнавал.

- спортивные мероприятия: «В здоровом теле - здоровый дух», «Папа, мама, я – спортивная семья».

-масленица, праздник книги;

- интеллектуальные игры;

- научно – практические конференции и др.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия. 

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника. В своей работе я использую разные виды экскурсий

1. Экскурсии в природу

2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.

3. Обзорные экскурсии по селу.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. 

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край  заостряем внимание ребенка на красотах родного села;

Во время активных прогулок на свежем воздухе объясняю детям, что находится на родной улице, обсуждаем значение каждого предмета;

Даю  детям общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, библиотеки. Вместе наблюдаем за работой сотрудников этих учреждений, отмечаем ценность их ежедневного труда;

Вместе с учащимися принимаем активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;

Часто читаем интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;

Чтобы  научиться  жить  в  постоянно  меняющихся условиях окружающего  мира,  уметь их  прогнозировать,  учитывать,  влиять  на  них,  приспосабливая    к  своим     потребностям  и  интересам,  человеку важно  понять,  что  движет  этими  изменениями.  Для   этого   необходимо   приобщение  к  многообразию  исторической  памяти  своего  народа,  его   культурному  опыту.  Такой  опыт  новое  поколение  сможет сохранить, творчески  переосмыслить  и  на  его  основе  создать  новое.  Осознав себя носителем исторического сознания, будущие граждане смогут обеспечить  себе  достойную  жизнь   на  родной  земле.

 «День защитника Отечества», «Богатырская наша сила! » -вечера развлечений- каждое из этих мероприятий включает в себя этап подготовки: разучивание стихов, песен, танцев. Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка, его творческого потенциала.

- экскурсия к обелиску погибшим воинам в преддверии праздника Дня Победы, дети воздают память героям, отдавшим свои жизни в боях за Родину. Ребята под звуки тихой, спокойной музыки, возлагают цветы к обелиску.

Мои ученики с большим желанием участвуют в различных творческих конкурсах: рисунков, сочинений, стихов, проектов

Помимо школьной базы, которая помогает формировать у детей чувство патриотизма, огромный вклад в развитие этого качества оказывает родительское воспитание, их ценности, которые они стремятся передать своим детям.

          Научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с раннего младенчества. Я не знаю, кем станут в будущем ребята, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

     Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника, состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

     Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Отечества.

    Свое выступление хочу закончить словами Антона Семеновича Макаренко:

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                                                     

Литература.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.С. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва: Просвещение, 2011г.
  2. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников. М. 2009.
  3. Каркашина Т.Н. Духовно-нравственное воспитание в школе.- Волгоград: Учитель, 2010г.
  4. Кобзарева Л.А.. Развивающие образовательные технологии. Технология педагогических мастерских. Волгоград. 2012.
  5. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »

Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...

духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...

Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.

       Концепция нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечает, что современная школа должна воспитать готовность человека к &l...

Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Предлагаемые  в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов  в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...

Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет  его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...