Роль домашних заданий в самообразовании младших школьников.
презентация к уроку (2 класс) на тему

Дулушкова Елена Владимировна

Уважаемые папы и мамы, сегодняшний разговор  посвящен актуальной теме- проблеме организации домашней работы школьника. Разговор направлен на то, чтобы донести до родителейинформацию о том, что домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных навыков.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила игры, или зачем нужны домашние задания ? Подготовила материал учитель начальных классов Дулушкова Е.В.

Слайд 2

Известный психолог Д.Б. Эльконин так говорил о значении домашнего задания: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Слайд 3

любознательный, активно познающий мир владеющий основами умения учиться любящий свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Портрет выпускника начальной школы.

Слайд 4

Домашнее задание выполняет различные функций: Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему. Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Слайд 5

Причины невыполнения домашнего задания: Ученик боится , что не справится с поставленной задачей. Не посильность выполнения домашнего задания. Неумение организовать своё рабочее место и планировать время. Лень и нежелание заниматься умственным трудом.

Слайд 6

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ : 1 этап. «Создание мотивации и принятия правил». 2 этап. «Мы вместе» 3 этап. «Я сам + мы вместе» 4 этап. «Сам + я рядом» 5 этап. «Я сам и немного взрослый»

Слайд 7

На заметку родителям Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца. Посмотрите, есть ли оплошности в работе. Предложите найти их самому. Не высмеивайте его ошибки.

Слайд 8

Задача учителя – объяснить, для чего нужно домашнее задание. Закрепление новых знаний. Тренировка в выполнении простых и сложных заданий. Развитие навыка самостоятельной работы. Воспитание ответственности и трудолюбия, дисциплинированности и аккуратности.

Слайд 9

Задача учителя – мотивировать учащихся к выполнению заданий, используя различные формы домашних упражнений. Традиционные ( учебник или дидактический материал) Творческие и исследовательские ( доклады , сообщения , опыты) Интерактивные (интернет пространства)

Слайд 10

Портал « Началка.Семинфо .» nachalka.seminfo.ru

Слайд 11

Образовательный портал на базе интерактивной платформы. Uchi.ru

Слайд 12

Портал « TestEdu . ru » -Образовательные тесты для подготовки к ВПР (всероссийские проверочные работы)

Слайд 13

Объем домашних заданий не должен превышать 50% объема аудиторной нагрузки. В 1 классе – (со второго полугодия) – до 1 часа В 2-м классе – до 1, 5 часов В 3-4 классах – до 2 часов ( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02)

Слайд 14

Рекомендации психолога Начать надо с организации атмосферы домашних уроков. (организация рабочего места и эмоционального настроя) Запастись терпением. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудится, а результат его невысок. Объяснить ребёнку, что важен не только высокий результат, больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда. Херлуф Бидструп

Слайд 15

Рекомендации психолога Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. Херлуф Бидструп

Слайд 16

Спасибо за внимание. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.



Предварительный просмотр:

Дулушкова Е.В.

Выступление на  онлайн - собрании для родителей.

  1. Актуальность темы.

Домашнее задание – обязательный атрибут традиционной и инновационной системы образования. Вместе с тем, необходимость его выполнения вызывает много вопросов, как у учеников, так и у родителей.

Родителей чаще всего интересуют следующие моменты:

  •  надо ли помогать  ребенку в выполнении домашнего задания;
  •  как развивать самостоятельность и надо ли контролировать;
  •  надо ли заставлять переписывать неряшливо написанную   работу несколько раз;
  •  как усадить ребенка делать уроки и как бороться с ленью.

Уважаемые папы и мамы, сегодняшнее собрание посвящено актуальной теме - проблеме организации домашней работы школьника. Разговор направлен на то, чтобы донести до родителей информацию о том, что д/з играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. А системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения не отягощает ребёнка, а наоборот, помогает  ему  получать  навык  поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок. У детей появляется уверенность в своих силах, своих знаниях, своих способностях. И не стоит забывать, что навык самостоятельной работы невероятно важен в познавательной деятельности и в развитии творческого мышления.

Известный психолог Даниил Борисович Эльконин так говорил о значении домашнего задания: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

  1. ФГОС. Портрет выпускника начальной школы.

Перед вами «Портрет выпускника начальной школы». Чему должен научиться  ребёнок, и с какими умениями прийти в среднее звено?

С введением федерального образовательного стандарта в образовательный процесс, выдвигаются новые требования к выпускнику начальной школы.

Одними из важных аспектов портрета  является:

  1. Владеть основами умения учиться.
  2. Быть готовым к самостоятельным действиям  и отвечать за свои поступки.
  3. Цель домашнего задания.

Учёба в школе –  это серьёзный труд. Поэтому важно, чтобы у школьника с первых дней обучения было сформировано грамотное представление о домашней работе.

Ребёнок должен понимать, что:

*Домашняя работа необходима для отработки навыка самостоятельности.

В школе чаще идет фронтальная работа учителя с классом, и лишь небольшое время посвящено самостоятельной работе. При этом любая контрольная работа требует от ребенка умения работать самостоятельно. Поэтому без отработки умений самостоятельности дома – навыки будут сформированы не в полной мере.

Если родители делают за ребенка домашнюю работу или ее выполнение пускают «на самотек», то ребенок при выполнении самостоятельной или контрольной работы теряется, так как у него не сформировался навык самостоятельной работы, который

формируется при участии значимого взрослого.

*Домашняя работа нужна для закрепления, повторения, расширения изученного материала. Ведь то, что мы усвоили на уроке, требует участия механизмов кратковременного запоминания, а если мы хотим, чтобы материал усвоился на длительный срок, необходимо дополнительное повторения его дома.

4  Функции выполняет домашнее задание?

Домашнее задание выполняет ряд функций:

Одной из главных является функция выравнивания знаний ребенка, в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика и ответственности за выполняемое задание.

Видим, как важно домашнее задание при обучении детей!!!

И все же, почему ученики не хотят выполнять домашнее задание?

Ученики считают, «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители. Зачем же из года в год  педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему  столько  же поколений несчастных школьников стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые хитрости?

Каковы причины невыполнения домашнего задания?

1. Ученик боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

Многие дети боятся неудач, тем самым формируется различного вида поведение (раздраженность, отрешенность, «торможение» реакции).

2. Не посильность выполнения домашнего задания.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи, потому что не усвоил материал на уроке, был невнимателен, или задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю задачу. А ребёнок привык делать работу по образцу.

3. Неумение организовать своё рабочее место и  планировать время.

4.Лень, нежелание делать домашнее задание.

Здесь надо учитывать психологию развития ребёнка. Его способности и особенности развития, характер, привычки.

И всё же главная цель домашних заданий, начиная с начальных классов  – формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Часто слышу от родителей такие слова: «Со мной никто не делал домашней работы, почему же мой ребенок нуждается в моей поддержке – почему он такой несамостоятельный?

Любой ребенок нуждается в поддержке родителей в выполнении домашних заданий, особенно на первых порах, а кто-то и до конца обучения в школе. И это нормально.

*Современные программы усложнились, времени на их усвоение дается меньше, а особенности внимания, мышления, памяти остались такими же, какие были у детей 50 – 60 лет назад. При этом ребенок не робот – он не всегда может с первого раза освоить тему

на уроке, а ведь именно на ее закрепление дается домашняя работа. Поэтому здесь без поддержки родных никак не обойтись.

*Все дети разные, так же как различны их индивидуальные особенности развития – что один делает с легкостью, другой делает с трудом. Поэтому важно, никогда не сравнивать возможности ребенка с родительским потенциалом, потенциалом брата (сестры) – это может спровоцировать развитие школьной тревожности у ребенка, а также появление мысли о том, что такой, какой он есть, он не нужен маме с папой.

*Самостоятельность не возникает сама по себе. Умение работать самостоятельно – это новый сложный навык, которому необходимо целенаправленно учить ребенка. Известно, что развитие любого умения и навыка проходит ряд стадий и важную роль в этом играют значимые взрослые.

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ следующие :

1 этап. Создание мотивации и принятия правил.

2 этап. «Мы вместе»

3 этап. «Я сам + мы вместе»

4 этап. «Сам + я рядом»

5 этап. «Я сам и немножко взрослый»

Как только появляется  у ребёнка первое домашнее задание, сразу же вместе с ним надо договориться о том, как его  выполнять. Важно заметить: именно договориться – потому что введение новых правил не должно восприниматься как нечто навязанное сверху.

Я назову вопросы, которые следует обсудить с ребенком:

1.Время приготовления уроков.

2.Место, где он делает уроки.

3.Необходимость поддерживать чистоту на рабочем месте.

4.Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться, кушать, играть, бегать, смотреть телевизор и т.д.

5.Как вообще делать уроки: с чего начать и чем закончить. С каких заданий надо начать выполнение домашней работы?

6.Надо ли пользоваться черновиком?

7.Как часто  надо делать переменки и сколько времени можно отдыхать?

8.Решить спорные вопросы. Как быть, если начался мультик, а уроки не доделал?

9. Поощрения и наказания.

  1. О чем  часто спрашивают родители:
  1. С каких предметов лучше начинать приготовление уроков – легких или трудных?

Все зависит от особенностей работоспособности ребенка.

 Если ребенок может сразу, без «раскачиваний», сосредоточенно приступить к выполнению домашних заданий и сохранять внимание в течение длительного срока, то можно начинать выполнение домашних заданий с наиболее трудных предметов, при этом делая перерывы для отдыха.

• Если ребенок долго втягивается в работу, то целесообразно начинать с легких, не требующих сосредоточения внимания. Такой ребенок, начиная с трудных заданий , может сделать много ошибок.

2)Нужно ли заставлять ребенка делать работу на черновике?

Черновик полезен и необходим ребенку, но важно грамотно распоряжаться им. Разберем отдельные моменты:

*Если ребенку надо списать текст, то здесь ни о каком черновике и речи быть не может – всё делается сразу на чистовик, предварительно разобрав правила списывания.

*Если ребенку надо вставить пропущенные буквы, то можно попросить его вставить буквы в учебнике, а потом принести на проверку – опять же обходимся без черновика.

*Если ребенку необходимо решить задачу, то содержание черновика зависит от того, насколько ребенок освоил тему и научился оформлять свои действия.

3)Нужно ли заставлять ребенка переписывать домашнюю работу?

Переписывать домашнюю работу можно только в том случае, если в ней есть большое количество ошибок. При этом процесс переписывания должен подаваться не так: «Ты ничего сам сделать не можешь!», а спокойно, объясняя ребенку необходимость переписывания и совместно исправляя ошибки.

Но для родителей такая ситуация должна стать поводом задуматься: «Почему ребенок сделал так много ошибок?»

4) Что делать, если ребенок отвлекается во время приготовления уроков?

Ребенок можно отвлекаться по разным причинам:

  • - трудности внимания – значит, маме надо  находиться рядом, тренировать внимание или обратиться за помощью к психологу
  • - ребёнку непонятен или сложно даётся материал – следует объяснить материал на доступных примерах;
  • -  ребёнок не знает, как себя организовать для выполнения работы -  значит, надо повторить правила выполнения домашнего задания;
  • - ребенок отвлекается на окружающие предметы – исключить внешние раздражители: телевизор, компьютер, музыку;
  • - у него нет стимула к выполнению домашних заданий - постараться заинтересовать его; вести «лист достижений»; хвалить его за трудолюбие;  показать ребенку, что ошибка – это нормальное явление для школьника и не стоит бояться их совершать;

5) Что делать, если ребенок отказывается делать уроки?

  • Со стороны родителей важно сохранять самообладание и не начинать сразу применять «исключительные меры» воздействия на ребенка.
  • Важно в спокойном тоне попытаться выяснить причину отказа.

А они могут быть самые разные: непонимание предмета, по которому задали уроки;- усталость;- болезнь;- у ребенка нет настроения и желания делать уроки именно сейчас, как негативная  реакция на просьбы родителей.

  • Зная спектр причин отказа, необходимо гибко действовать по ситуации.

6) Что делать, если ребенок не садится делать уроки без мамы и ждет ее прихода с работы?

Совместно выполнять с ребенком домашние задания. И постепенно следовать этапам формирования умения выполнять домашнее  задание. Об этапах  я говорила.

7) Ребенок отказывается читать …

Надо понять, что скрывается за отказом, причины могут быть разные:

  • - у ребенка низкий темп чтения и тогда процесс чтения для него сложен;
  • - не интересны тексты;
  • - большой объем текста, а слова трудные;
  • - в семье отсутствует стремление к чтению со стороны родителей - если они сами дома не читают, то нельзя рассчитывать на то, что ребенок полюбит чтение;
  • - родители слишком увлекаются, заставляя читать ребёнка сверх его желания;

Общие рекомендации:

  • Чтобы у ребенка появилось желание читать, нужно, чтобы он видел, что мама и папа тоже читают.
  • Записать ребёнка в библиотеку.
  • Посещать книжные магазины.
  • Для отработки навыка чтения необходимо давать школьнику небольшой текст с интересными иллюстрациями.
  • Читать вместе с ребёнком, читать по ролям.
  • Рассуждать над прочитанным.

8) Надо ли заниматься с ребенком в каникулы?

  • Если ребенок не испытывает особых проблем при обучении в школе, то в занятиях нет необходимости. Единственное  правило -  за несколько дней до начала учебы стоит повторить с ребенком некоторые базовые правила. Также можно в рамках каникул предлагать ребенку развивающие или предметные игры.
  •    Отдельный вопрос –  те дети, которые испытывают трудности в обучении, не в полной мере усваивающие программу, для них  каникулы –  это возможность подтянуть материал или хотя бы его не забыть. Здесь дополнительные задания должны быть организованы с учетом всех правил. Важно, чтобы после каникул ребенок не пришел в школу уставшим.

  1. Задачи учителя.

Какие задачи  ставит перед собой учитель, чтобы помочь ученику при выполнении домашних заданий?

Во-первых: объяснить ребёнку  для чего необходимо домашнее задание.

Во- вторых: мотивировать учащихся к выполнению заданий, используя различные формы домашних упражнений.

Кроме традиционных упражнений, учитель использует в своей практике и интерактивные задания.

Я хочу пояснить родителям, что включают в себя интерактивные домашние упражнения, которые дети с большим удовольствием выполняют.

1) Это: использование личного интернет пространства  учителя на портале «nachalka.seminfo.ru», где учитель предлагает выполнить ученикам тесты, которые создал сам.

2)  Это образовательный портал «Учи.ру», на котором учащиеся отрабатывают изученный материал в  интерактивной игровой форме и выполняют задания различных олимпиад по русскому языку , математике и по другим предметам.

3) Ещё один не менее интересный  для детей портал  « TestEdu.ru» -Образовательные тесты.

Это каталок интерактивных тестов по различным предметам для начальной школы и старших классов.

В этом году наши четвероклассники активно использовали тесты данного сайта для подготовки к ВПР (всероссийским проверочным работам).

Определённо, домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах.

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется нормативным актом: «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где прописано, что объём домашних заданий не должен превышать 50% объёма классной работы.

А теперь несколько  советов психологов родителям:

       Начать надо с организации атмосферы домашних уроков.

(организация рабочего места и эмоционального настроя)

  1. Запастись терпением.
  2. Сочувствуйте  своему ребёнку, если он долго трудится, а результат его невысок.
  3. Объяснить ребёнку, что важен не только высокий результат, больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.
  4. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  6. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

И в завершении своего выступления хочу сказать:

 «Все проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых к ребёнку».

Спасибо за внимание и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.



Предварительный просмотр:

Дулушкова Е.В.

Выступление на  онлайн - собрании для родителей.

  1. Актуальность темы.

Домашнее задание – обязательный атрибут традиционной и инновационной системы образования. Вместе с тем, необходимость его выполнения вызывает много вопросов, как у учеников, так и у родителей.

Родителей чаще всего интересуют следующие моменты:

  •  надо ли помогать  ребенку в выполнении домашнего задания;
  •  как развивать самостоятельность и надо ли контролировать;
  •  надо ли заставлять переписывать неряшливо написанную   работу несколько раз;
  •  как усадить ребенка делать уроки и как бороться с ленью.

Уважаемые папы и мамы, сегодняшнее собрание посвящено актуальной теме - проблеме организации домашней работы школьника. Разговор направлен на то, чтобы донести до родителей информацию о том, что д/з играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. А системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения не отягощает ребёнка, а наоборот, помогает  ему  получать  навык  поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок. У детей появляется уверенность в своих силах, своих знаниях, своих способностях. И не стоит забывать, что навык самостоятельной работы невероятно важен в познавательной деятельности и в развитии творческого мышления.

Известный психолог Даниил Борисович Эльконин так говорил о значении домашнего задания: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

  1. ФГОС. Портрет выпускника начальной школы.

Перед вами «Портрет выпускника начальной школы». Чему должен научиться  ребёнок, и с какими умениями прийти в среднее звено?

С введением федерального образовательного стандарта в образовательный процесс, выдвигаются новые требования к выпускнику начальной школы.

Одними из важных аспектов портрета  является:

  1. Владеть основами умения учиться.
  2. Быть готовым к самостоятельным действиям  и отвечать за свои поступки.
  3. Цель домашнего задания.

Учёба в школе –  это серьёзный труд. Поэтому важно, чтобы у школьника с первых дней обучения было сформировано грамотное представление о домашней работе.

Ребёнок должен понимать, что:

*Домашняя работа необходима для отработки навыка самостоятельности.

В школе чаще идет фронтальная работа учителя с классом, и лишь небольшое время посвящено самостоятельной работе. При этом любая контрольная работа требует от ребенка умения работать самостоятельно. Поэтому без отработки умений самостоятельности дома – навыки будут сформированы не в полной мере.

Если родители делают за ребенка домашнюю работу или ее выполнение пускают «на самотек», то ребенок при выполнении самостоятельной или контрольной работы теряется, так как у него не сформировался навык самостоятельной работы, который

формируется при участии значимого взрослого.

*Домашняя работа нужна для закрепления, повторения, расширения изученного материала. Ведь то, что мы усвоили на уроке, требует участия механизмов кратковременного запоминания, а если мы хотим, чтобы материал усвоился на длительный срок, необходимо дополнительное повторения его дома.

4  Функции выполняет домашнее задание?

Домашнее задание выполняет ряд функций:

Одной из главных является функция выравнивания знаний ребенка, в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика и ответственности за выполняемое задание.

Видим, как важно домашнее задание при обучении детей!!!

И все же, почему ученики не хотят выполнять домашнее задание?

Ученики считают, «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители. Зачем же из года в год  педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему  столько  же поколений несчастных школьников стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые хитрости?

Каковы причины невыполнения домашнего задания?

1. Ученик боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

Многие дети боятся неудач, тем самым формируется различного вида поведение (раздраженность, отрешенность, «торможение» реакции).

2. Не посильность выполнения домашнего задания.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи, потому что не усвоил материал на уроке, был невнимателен, или задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю задачу. А ребёнок привык делать работу по образцу.

3. Неумение организовать своё рабочее место и  планировать время.

4.Лень, нежелание делать домашнее задание.

Здесь надо учитывать психологию развития ребёнка. Его способности и особенности развития, характер, привычки.

И всё же главная цель домашних заданий, начиная с начальных классов  – формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Часто слышу от родителей такие слова: «Со мной никто не делал домашней работы, почему же мой ребенок нуждается в моей поддержке – почему он такой несамостоятельный?

Любой ребенок нуждается в поддержке родителей в выполнении домашних заданий, особенно на первых порах, а кто-то и до конца обучения в школе. И это нормально.

*Современные программы усложнились, времени на их усвоение дается меньше, а особенности внимания, мышления, памяти остались такими же, какие были у детей 50 – 60 лет назад. При этом ребенок не робот – он не всегда может с первого раза освоить тему

на уроке, а ведь именно на ее закрепление дается домашняя работа. Поэтому здесь без поддержки родных никак не обойтись.

*Все дети разные, так же как различны их индивидуальные особенности развития – что один делает с легкостью, другой делает с трудом. Поэтому важно, никогда не сравнивать возможности ребенка с родительским потенциалом, потенциалом брата (сестры) – это может спровоцировать развитие школьной тревожности у ребенка, а также появление мысли о том, что такой, какой он есть, он не нужен маме с папой.

*Самостоятельность не возникает сама по себе. Умение работать самостоятельно – это новый сложный навык, которому необходимо целенаправленно учить ребенка. Известно, что развитие любого умения и навыка проходит ряд стадий и важную роль в этом играют значимые взрослые.

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ следующие :

1 этап. Создание мотивации и принятия правил.

2 этап. «Мы вместе»

3 этап. «Я сам + мы вместе»

4 этап. «Сам + я рядом»

5 этап. «Я сам и немножко взрослый»

Как только появляется  у ребёнка первое домашнее задание, сразу же вместе с ним надо договориться о том, как его  выполнять. Важно заметить: именно договориться – потому что введение новых правил не должно восприниматься как нечто навязанное сверху.

Я назову вопросы, которые следует обсудить с ребенком:

1.Время приготовления уроков.

2.Место, где он делает уроки.

3.Необходимость поддерживать чистоту на рабочем месте.

4.Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться, кушать, играть, бегать, смотреть телевизор и т.д.

5.Как вообще делать уроки: с чего начать и чем закончить. С каких заданий надо начать выполнение домашней работы?

6.Надо ли пользоваться черновиком?

7.Как часто  надо делать переменки и сколько времени можно отдыхать?

8.Решить спорные вопросы. Как быть, если начался мультик, а уроки не доделал?

9. Поощрения и наказания.

  1. О чем  часто спрашивают родители:
  1. С каких предметов лучше начинать приготовление уроков – легких или трудных?

Все зависит от особенностей работоспособности ребенка.

 Если ребенок может сразу, без «раскачиваний», сосредоточенно приступить к выполнению домашних заданий и сохранять внимание в течение длительного срока, то можно начинать выполнение домашних заданий с наиболее трудных предметов, при этом делая перерывы для отдыха.

• Если ребенок долго втягивается в работу, то целесообразно начинать с легких, не требующих сосредоточения внимания. Такой ребенок, начиная с трудных заданий , может сделать много ошибок.

2)Нужно ли заставлять ребенка делать работу на черновике?

Черновик полезен и необходим ребенку, но важно грамотно распоряжаться им. Разберем отдельные моменты:

*Если ребенку надо списать текст, то здесь ни о каком черновике и речи быть не может – всё делается сразу на чистовик, предварительно разобрав правила списывания.

*Если ребенку надо вставить пропущенные буквы, то можно попросить его вставить буквы в учебнике, а потом принести на проверку – опять же обходимся без черновика.

*Если ребенку необходимо решить задачу, то содержание черновика зависит от того, насколько ребенок освоил тему и научился оформлять свои действия.

3)Нужно ли заставлять ребенка переписывать домашнюю работу?

Переписывать домашнюю работу можно только в том случае, если в ней есть большое количество ошибок. При этом процесс переписывания должен подаваться не так: «Ты ничего сам сделать не можешь!», а спокойно, объясняя ребенку необходимость переписывания и совместно исправляя ошибки.

Но для родителей такая ситуация должна стать поводом задуматься: «Почему ребенок сделал так много ошибок?»

4) Что делать, если ребенок отвлекается во время приготовления уроков?

Ребенок можно отвлекаться по разным причинам:

  • - трудности внимания – значит, маме надо  находиться рядом, тренировать внимание или обратиться за помощью к психологу
  • - ребёнку непонятен или сложно даётся материал – следует объяснить материал на доступных примерах;
  • -  ребёнок не знает, как себя организовать для выполнения работы -  значит, надо повторить правила выполнения домашнего задания;
  • - ребенок отвлекается на окружающие предметы – исключить внешние раздражители: телевизор, компьютер, музыку;
  • - у него нет стимула к выполнению домашних заданий - постараться заинтересовать его; вести «лист достижений»; хвалить его за трудолюбие;  показать ребенку, что ошибка – это нормальное явление для школьника и не стоит бояться их совершать;

5) Что делать, если ребенок отказывается делать уроки?

  • Со стороны родителей важно сохранять самообладание и не начинать сразу применять «исключительные меры» воздействия на ребенка.
  • Важно в спокойном тоне попытаться выяснить причину отказа.

А они могут быть самые разные: непонимание предмета, по которому задали уроки;- усталость;- болезнь;- у ребенка нет настроения и желания делать уроки именно сейчас, как негативная  реакция на просьбы родителей.

  • Зная спектр причин отказа, необходимо гибко действовать по ситуации.

6) Что делать, если ребенок не садится делать уроки без мамы и ждет ее прихода с работы?

Совместно выполнять с ребенком домашние задания. И постепенно следовать этапам формирования умения выполнять домашнее  задание. Об этапах  я говорила.

7) Ребенок отказывается читать …

Надо понять, что скрывается за отказом, причины могут быть разные:

  • - у ребенка низкий темп чтения и тогда процесс чтения для него сложен;
  • - не интересны тексты;
  • - большой объем текста, а слова трудные;
  • - в семье отсутствует стремление к чтению со стороны родителей - если они сами дома не читают, то нельзя рассчитывать на то, что ребенок полюбит чтение;
  • - родители слишком увлекаются, заставляя читать ребёнка сверх его желания;

Общие рекомендации:

  • Чтобы у ребенка появилось желание читать, нужно, чтобы он видел, что мама и папа тоже читают.
  • Записать ребёнка в библиотеку.
  • Посещать книжные магазины.
  • Для отработки навыка чтения необходимо давать школьнику небольшой текст с интересными иллюстрациями.
  • Читать вместе с ребёнком, читать по ролям.
  • Рассуждать над прочитанным.

8) Надо ли заниматься с ребенком в каникулы?

  • Если ребенок не испытывает особых проблем при обучении в школе, то в занятиях нет необходимости. Единственное  правило -  за несколько дней до начала учебы стоит повторить с ребенком некоторые базовые правила. Также можно в рамках каникул предлагать ребенку развивающие или предметные игры.
  •    Отдельный вопрос –  те дети, которые испытывают трудности в обучении, не в полной мере усваивающие программу, для них  каникулы –  это возможность подтянуть материал или хотя бы его не забыть. Здесь дополнительные задания должны быть организованы с учетом всех правил. Важно, чтобы после каникул ребенок не пришел в школу уставшим.

  1. Задачи учителя.

Какие задачи  ставит перед собой учитель, чтобы помочь ученику при выполнении домашних заданий?

Во-первых: объяснить ребёнку  для чего необходимо домашнее задание.

Во- вторых: мотивировать учащихся к выполнению заданий, используя различные формы домашних упражнений.

Кроме традиционных упражнений, учитель использует в своей практике и интерактивные задания.

Я хочу пояснить родителям, что включают в себя интерактивные домашние упражнения, которые дети с большим удовольствием выполняют.

1) Это: использование личного интернет пространства  учителя на портале «nachalka.seminfo.ru», где учитель предлагает выполнить ученикам тесты, которые создал сам.

2)  Это образовательный портал «Учи.ру», на котором учащиеся отрабатывают изученный материал в  интерактивной игровой форме и выполняют задания различных олимпиад по русскому языку , математике и по другим предметам.

3) Ещё один не менее интересный  для детей портал  « TestEdu.ru» -Образовательные тесты.

Это каталок интерактивных тестов по различным предметам для начальной школы и старших классов.

В этом году наши четвероклассники активно использовали тесты данного сайта для подготовки к ВПР (всероссийским проверочным работам).

Определённо, домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах.

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется нормативным актом: «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где прописано, что объём домашних заданий не должен превышать 50% объёма классной работы.

А теперь несколько  советов психологов родителям:

       Начать надо с организации атмосферы домашних уроков.

(организация рабочего места и эмоционального настроя)

  1. Запастись терпением.
  2. Сочувствуйте  своему ребёнку, если он долго трудится, а результат его невысок.
  3. Объяснить ребёнку, что важен не только высокий результат, больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.
  4. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  6. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

И в завершении своего выступления хочу сказать:

 «Все проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых к ребёнку».

Спасибо за внимание и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Презентация для классного часа о роли домашнего задания в самообразвании школьника....

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Роль домашнего задания в самообразовании школьника...

Родительское собрание по теме "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий;  дать рекоменда­ции родителям по организации самообразования школьника....

Разработка родительского собрания на тему: "Роль домашнего задания в обучении младших школьников"

Разработка родительского собрания для родителей 2-го класса п о теме:"Роль домашнего задания в обучении младших школьников" с красочной презентацией познакомит с нормами САН ПИ к объему домашней работ...

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями....

Статья "Роль домашнего задания в самообразовании школьника с ОВЗ"

В данной статье содержится материал для рекомендаций родителям о ходе выполнения учащимися домашнего задания....

Конспект родительского собрания на тему : "Роль домашнего задания в жизни младшего школьника"

Цель: знакомство родителей с важностью выполнения домашнего задания в начальной школе, обсуждение методов и способов, облегчающих процесс выполнения домашнего задания для учащихся 2 -4 классов....