Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Волшебный карандаш" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

 

 Актуальность и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_karandash.docx.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                   Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебный карандаш" для 3 класса составлена в соответствии с положениями:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1576 "О внесени изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373";
  • основной образовательной программой начального общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа";
  • авторской программой

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.

Вид реализуемой рабочей программы: данная рабочая программа составлена для начальной общеобразовательной школы.

Место предмета в учебном плане:

на реализацию данной программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

 Цели программы:

  • развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором;
  • опираясь на индивидуальный подход к каждому ребенку, содействовать развитию творческой инициативы, выдумки и художественных способностей детей в атмосфере доброжелательности и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности;
  •  формирование у учащихся эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства; - овладение детей знаниями основ реалистического рисунка;
  • формирование навыков рисования с натуры, по памяти;
  • ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного творчества России.

 Задачи программы:

  • обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыками в изобразительном искусстве; - развитие стремления к углублению знаний;
  •  формирование интереса к художественно-эстетической деятельности;
  •  развитие образного мышления и творческой активности учащихся;
  •  формирование чувства коллективизма; - создание комфортной обстановки на занятиях;
  •  развитие аккуратности, опрятности; - выявление творческих способностей и развитие индивидуальных изобразительных навыков ребенка;
  •  организация и оформление выставок детских работ в школе по темам, участие в городских выставках;
  •  дополнительное знакомство детей с художественными произведениями живописи, творчеством художников. Место курса в учебном плане.  

Основное содержание внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебный карандаш" 68 часов.

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основы художественной грамоты. 32 ч.

1-2

Вводное занятие.

2

коллективно - индивидуальная

Рассказ детей о правилах безопасной работы

3-4

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

2

индивидуальная

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг

5-6

Натюрморт из трёх предметов.

2

индивидуальная

 Самостоятельное составление натюрморта.

7-8

Рисующий свет.

2

индивидуальная

Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды.

9-10

Холодные цвета. Стихия – вода.

2

индивидуальная

 Рисование по методу ассоциаций.

11-12

Теплые цвета. Стихия- огонь

2

индивидуальная

 Рисование по методу ассоциаций.

13-14

 « Осенние листья».

2

индивидуальная

Зарисовки растений с натуры.

15-16

Природная форма – лист.  

2

индивидуальная

Выполнение тоновой растяжки цвета, акварель.

17-18

Натюрморт.

2

индивидуальная

Рисование натюрморта.

19-20

 «Дворец Снежной королевы».

2

индивидуально - групповая

Рисование по представлению.

21-24

Портрет мамы.

4

индивидуальная

Рисование по памяти.

25-26

«Цветы зимы».

2

индивидуальная

Рисование на тему.

27-30

 «Здравствуй ,праздник Новый год!»

4

индивидуально - групповая

Творческая работа по замыслу детей.

31-32

«Прогулка по зимнему саду»

2

индивидуально - групповая

 Выполнение композиции с фигурами в движении.

Графика. 8 ч.

33-34

Вводное занятие, введение в тему.

2

коллективно - групповая

 Изучение  графических материалов и приспособлений.

35-36

«Листья и веточки».

2

индивидуальная

Рисование с натуры. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

37-38

«Осенние листья»

2

индивидуально - групповая

Выполнение композиции  с использованием листьев гербария в качестве матриц.

39-40

Натюрморт  

2

индивидуальная

Выполнение наброска рисунков с разных положений.

41-42

«Село родное»

2

индивидуальная

Рисование на тему в технике монотипии.

43-44

«Терема».  .

2

индивидуальная

Создание гравюры на картоне.

45-46

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

2

индивидуальная

Изготовление открытки с использованием шаблона и трафарета.

47-48

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

2

индивидуальная

 Творческая работа.

Наше творчество. 2 ч.

49-50

«Мир вокруг нас»

2

индивидуально - групповая

Рисование с натуры. Гуашь .

Рассказы детей об экологических проблемах окружающей среды.

Техники изобразительного искусства.8  ч.

51-52

Волшебные нитки.

2

индивидуально - групповая

Практическая работа с помощью красок и нити.

53-54

Кляксография.

2

индивидуально - групповая

Практическая работа с помощью красок и зубной щетки.

55-56

Выдувание.

2

индивидуально - групповая

Практическая работа с помощью красок.

57-58

Пальчиковая живопись

2

индивидуально - групповая

Практическая работа пальцами

Наше творчество. 10 ч.

59-60

Рисование по теме: «Победа!»

2

индивидуально - групповая

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

61-62

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

2

индивидуально - групповая

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

63-64

«Мы рисуем бабочку».

2

индивидуальная

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

65-66

Рисование по теме:«Мечты о лете!»

2

индивидуальная

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

67

68

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Выставка рисунков. Подведение итогов.

1

1

индивидуально – групповая

коллективная

Творческая работа.

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности общекультурного направления  "Волшебный карандаш".

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий: Личностные УУД:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;
  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;
  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
  • осознание ответственности за выполненное художественное художественноепороизведение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над  художественным произведением);
  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, находить ответы.

Предметные результаты:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий .

Календарно-тематическое планирование

2 часа в неделю (68 часов год)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Время

Основы художественной грамоты. 32ч.

1-2

Вводное занятие.

1 ч.

3-4

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

2 ч.

5-6

Натюрморт из трёх предметов.

2 ч.

7-8

Рисующий свет.

2 ч.

9-10

Холодные цвета. Стихия – вода.

2 ч.

11-12

Теплые цвета. Стихия- огонь

2 ч.

13-14

 « Осенние листья».

2 ч.

15-16

Природная форма – лист.  

2 ч.

17-18

Натюрморт.

2 ч.

19-20

Вводное занятие.

2 ч.

21-22

 «Дворец Снежной королевы».

2 ч.

23-26

Портрет мамы.

4 ч.

27-28

«Цветы зимы».

2 ч.

29-30

 «Здравствуй ,праздник Новый год!»

2 ч.

31-32

«Прогулка по зимнему саду»

2 ч.

Графика. 16 ч.

33-34

Вводное занятие, введение в тему.

2 ч.

35-36

«Листья и веточки».

2 ч.

37-38

«Осенние листья»

2 ч.

39-40

Натюрморт  

2 ч.

41-42

«Село родное»

2 ч.

43-44

«Терема»

2 ч.

45-46

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

2 ч.

47-48

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

2 ч.

Наше творчество. 2ч.

49-50

«Мир вокруг нас»

2 ч.

Техники изобразительного искусства.    8 ч.

51-52

Волшебные нитки.

2 ч.

53-54

Кляксография.

2 ч.

55-56

Выдувание.

2 ч.

57-58

Пальчиковая живопись

2 ч.

Наше творчество.  10  ч.

59-60

Рисование по теме: «Победа!»

2 ч.

61-62

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

2 ч.

63-64

«Мы рисуем бабочку».

2 ч.

65-66

Рисование по теме:«Мечты о лете!»

2 ч.

67

68

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Выставка рисунков. Подведение итогов.

1 ч.

1ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс

Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс

   Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...