ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Солнышко»
рабочая программа на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ  ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Солнышко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prishkolnogo_lagerya_solnyshko.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ школы № 34

_____________      

ПРОГРАММА

ПРИШКОЛЬНОГО

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ  ПРЕБЫВАНИЕМ

ДЕТЕЙ

«Солнышко»

Воронеж

Срок реализации: июнь  

Продолжительность смены  – 21 день.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто жить готовясь в детстве не живёт.

С. Я. Маршак.

Пояснительная записка.

  Лето! Какое это прекрасное слово - мягкое, яркое, ласковое… А если зажмурить глаза и произнести его по слогам «ле – то», то перед глазами возникает яркое солнце, желтый песок, голубая даль моря (реки, озера - неважно), сочная зелень и ощущение свободы и счастья. Если взрослому человеку это магическое слово так ласково на слух, то для школьника - что может быть желание и радостнее лета?! Такие длинные каникулы!

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Известно, что «улица» всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Здесь царствует стихия, нередко приводящая к противоправному поведению, а создание нравственно-здоровой среды, способной благоприятно влиять на каждого ребенка – это и есть то главное, что может дать действительный результат, нужный и родителям, и воспитанникам, и педагогам.

     По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

            Цель программы: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  • Создавать условия для организованного отдыха детей.
  • Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  • Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  • Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
  • Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
  • Формировать у ребят навыки общения и толерантности.

Принципы:

  1. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип демократичности: Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  4. Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.
  1. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Механизм реализации программы:

I. Подготовительный этап включает:

  1. подбор кадров;
  2.  комплектование отрядов, разработку документации.

II. Организационный этап включает:

  1. Создание своей территории «Государства» - формирование отрядов, знакомство – 1 день.
  2. Обустройство своей территории – выработка законов, правил, определение ролей, атрибутики, планы – 1 день.

Задачи:

-создать условия для раскрытия способностей каждого;

-создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива;

-выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.

Содержание: игры на знакомство, спортивные дружеские встречи, КТД на раскрытие творческих интересов и способностей.

III. Основной этап включает:

1.    Проживание на своей территории – реализация планов – 17 дней.

2.     Разворачивание деятельности развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Включение детей в различные виды коллективно – творческой деятельности. Проведение дополнительной образовательной деятельности. Проведение тематических дней, ролевых, деловых и др. игр, соревнований, конкурсов и др. в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом.

3.     Показ детских достижений через   разные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разных видах деятельности.

4.     Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки: с гербом и флагом отряда, с тематикой здорового образа жизни и направления профильной работы отряда, выставку рисунков.

Задачи:

-обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества;

-научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить деятельность на принципах самоуправления;

-создавать и укреплять внутриотрядные традиции;

-заботиться о сплочении детского коллектива.

Содержание: работа по плану лагеря, отряда: игры, праздники, состязания. Тематические дни, походы, работа клубов.

IV. Заключительный этап.

1.    Презентация своих территорий – конкурсы, награждения, закрытие лагеря – 2 дня.

2.     Итоговая диагностика.  Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание  эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов  смены. Награждение и поощрение участников и активистов. Анализ предложений и рекомендаций детей, родителей, персонала и др. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.

3.     Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка  о посещении лагеря в будущем году.

Задачи:

-создать атмосферу дружеского прощания;

-найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда, лагеря;

-подвести итоги;

-подготовить прощальные сюрпризы друг другу, воспитателям, вожатым.

Содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования, выступления отрядов, клубов, прощание.

Реализация программы

Все жители Солнечного государства делятся на города (отряды).  В каждом городе действуют глава города, заместитель главы города, жители. Во главе государства стоит президент. У всех городов есть свой флаг и герб.

Есть у государства своя денежная единица -солнышко. В первые дни ребята оформляют кредитные книжки, куда будут вклеивать монеты государства. Каждая монета – это вклад ребенка в развитие города, государства. Цвет монет зависит от мероприятия, в котором она получена.

В конце игры ребята, набравшие большее количество монет, становятся почетными жителями Государства. В заключительный день лагеря проходит их чествование и награждение.

В государстве действуют поликлиника – Солнечная амбулатория. Кафе – столовая.  Кинотеатр– кабинет № 8. Полиция – вахта. Волшебная школа – кабинет № 9 - технология. Караоке – кабинет № 8. Спортивная школа - спортивный зал.

Обозначения Солнечного государства:

 Президент– начальник лагеря.

Мэрия– воспитатели, командиры отрядов.

Главы городов– воспитатели.

Заместители глав городов– командиры отрядов.

Жители– воспитанники.

Главный врач – медицинский работник.

Шеф –повар– повар школьной столовой.

Конституция 

(принимается без обсуждения).

1.     Закон территории. Без разрешения ребенок не может покидать лагерь.

2.     Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

3.     Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохрани наш лагерь зеленым! .

4.     Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

5.     Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

6.     Закон вежливости. Будь вежлив к другим, и ты ощутишь прелесть вежливости на себе.

7.     Закон точного времени (не заставляй себя ждать).

8.     Закон чистоты. Не мусори, увидел мусор – подними.

9.     Закон самообслуживания.  Крепостное право отменили еще в 1861 году.

Гимн «Полесского государства»

Я, ты, он, она!
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове "мы" - сто тысяч "я",
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых -
В городах и сёлах!
Над тобою солнце светит, родина моя.
Ты прекрасней всех на свете, родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!
Содержание программы

Организационно – педагогическая деятельность

  • Комплектование штата лагеря кадрами;
  • Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
  • Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
  • Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
  • Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Работа по сплочению коллектива воспитанников

  Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

  • Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
  • Коммуникативные игры на знакомство;
  • Игры на сплочение коллектива;

Физкультурно-оздоровительная работа

   Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
  • Утренняя гимнастика;
  • Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
  • Принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • Организация пешеходных экскурсий;
  • Организация здорового питания детей;
  • Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр;
  • Посещение городских культурно – массовых и спортивных мероприятий.

Работа по развитию творческих способностей детей

  • Концертно-развлекательные программы
  • Игры – развлечения, викторины, соревнования
  • Экологические марафоны;
  • Кружковая работа;
  • Выставки рисунков и поделок
  • городские культурно – массовые мероприятия

Эстетическое направление

  • Посещение театров, кинотеатров, музеев;
  • Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Работа по  патриотическому воспитанию детей

  • Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.);
  • Проведение русских народных игр;
  • Посещение краеведческого музея;
  • Просмотр фильма о ВОВ;
  • День памяти.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила дорожного движения», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».

 Беседы, проводимые  медицинским работником:

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

«Чистота -  залог здоровья».

Аналитическая деятельность по работе программы

Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛОЛ.

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря

  • Укрепление здоровья детей
  • Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
  • Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка
  • Привитие навыков самообслуживания
  • Развитие чувства патриотизма
  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.
  • Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
  • Укрепление связей между разновозрастными группами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний оздоровительный школьный лагерь "Солнышко"

Организация летнего школьного оздоровительного лагеря...

Летний оздоровительный школьный лагерь "Солнышко"

Организация летнего школьного оздоровительного лагеря...

Программа оздоровительного летнего лагеря "Мечта"

Программа оздоровительного летнего лагеря "Мечта"...

Программа оздоровительного летнего лагеря "Мечта"

Программа оздоровительного летнего лагеря "Мечта"...

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"...

Отчет о работе летнего лагеря с дневным пребыванием “Солнышко” при МАОУ “СШ №1 имени Н.И.Кузнецова» Г.Пестово

В данной презентации рассказывается об организации отдыха детей в пришкольном лагере 2022-2023 учебный год.  Представлен фотоотчёт по модулям и напрвлениям, указаны ключевые мероприятия....