Беседа о совести для младших школьников.
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бардышева Марина Вадимовна

Материал для беседы с младшими школьниками о совести на основе анализа рассказа В.Осеевой "Почему?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Беседа о совести для младших школьников.

В ком стыд, в том и совесть.

Цель: уточнение представлений детей о совести, о совестливых и бессовестных людях, о том, зачем человеку совесть.

Задачи:

  • познакомить с  рассказом В. Осеевой «Почему?»
  •  учить анализировать поступки литературных героев и свои собственные поступки
  • воспитывать нравственные качества личности

Учитель. Что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.

Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.

Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно. Чувство стыда — это показатель наличия совести у человека. Какие чувства, ощущения вы испытывали?

Учитель. Народ придумал много крылатых выражений, пословиц

о совести:

совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть со стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; знает кошка, чье мясо съела; угрызения совести

и об ее отсутствии:

хоть наплюй в глаза: ему все божья роса; душа христианская, а совесть-то цыганская.

Как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.

Чего не сделает человек совестливый?

 Не обидит слабого, старого, малого.

 Не влезет без очереди.

 Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

 Не свалит свою вину на другого.

 Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.

 Не выгонит из дома состарившегося пса.

 Не будет радоваться чужому горю.

Учитель. О том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева (аудиокнига)

В семье бережно хранились вещи погибшего отца. Сын нечаянно разбил чашку, из которой всегда пил чай папа, но обманул маму, свалив свою вину на собаку Бума. Мама в холодную дождливую ночь выгнала Бума на улицу. Мальчик всячески уговаривал ее впустить собаку в дом, но та была неумолима. Мама сразу почувствовала, что сын обманывает, и ждала его признания, переживая и за сына, и за собаку, мокнущую под дождем. Но мальчик не решался сказать правду. Вот как описывает В. Осеева переживания ребенка:

«За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном... Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее...

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...»

Когда все осталось позади, каждый из трех героев долго не мог уснуть и думал о своем «почему». Бум думал о том, почему его выгнали, а потом впустили и обласкали. Мама думала о том, почему сын не сказал ей правду сразу. А мальчик думал о том, почему мама не стала его бранить, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил не Бум».

Учитель. Как вы думаете, почему мальчик не признался сразу? Почему мама после признания сына не стала бранить его? Есть ли совесть у этого мальчика? Кто может сказать, какого цвета совесть? А где она находится? Если совесть мучает, как ее успокоить? (Загладить вину: попросить прощения, покаяться, совершить хороший поступок.) Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверное, для того, чтобы человек смог оставаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьей самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?

Высказывания детей.

Учитель. Человеку свойственно ошибаться, совершать поступки, за которые бывает стыдно. От этого никто не застрахован. Но давайте учиться признавать ошибки — это самое трудное. Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, перед своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда, бесспорно, нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Беседа с младшими школьниками "Один дома"

Данная беседа проводиться с детьми с целью предупреждения несчастных случаев, когда ребёнок находится один дома....

Беседы с младшими школьниками.

Беседы с младшими школьниками на экологической тропе. Описывается экскурсия на пришкольном участке, которая проводится в форме игры. В статье приводятся примеры "Экологических станций"....

Д.С. Лихачёв "Письма о добром" (беседа по книге для младших школьников)

Беседа по книге Д.С. Лихачёва "Письма о добром" для учащихся начальных классов...

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников.

Материал предназначен для использования в учебной и воспитательной работе учителей начальной школы....

Становление у младших школьников установки поступать по совести в процессе изучения модуля "Основы православной культуры"

В презентации представлена авторская модель становления у младших школьников установки поступать по совести....

Этические беседы по экологии с младшими школьниками.

Экологическая ситуация, сложившиеся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требует скорейшей перестройки ...