НОД по развитию речи в старшей группе "В гостях у сказки"
учебно-методический материал на тему

Акифьева Наталия Валерьевна

В игровой форме педагог развивает монологические формы речи, упражняет детей распознавать и изображать различные эмоциональные состояния, формирует представление о театре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в старшей группе

 «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Программные задачи:

  • развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;

развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

  • поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
  • развивать первоначальные представления об особенностях жанра сказки и о некоторых ее признаках (композиция, средства языковой выразительности);
  • способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы;
  • учить детей только при помощи мимики и жестов исполнять роль;
  • упражнять детей в умении распознавать и изображать различные эмоциональные состояния;
  • формировать представление о театре;
  • развивать внимание, умение слушать и понимать услышанное;
  • побуждать эмоционально откликаться на воображаемые события;
  • воспитывать интерес к сказкам.

Предварительная работа:

  • чтение и заучивание текста для динамической паузы «Звери делают зарядку»;
  • рассказывание русской народной сказки «Репка» и рассматривание иллюстраций к ней;

беседы с детьми о театре, работе актеров

Материалы и оборудование: проектор и экран; ноутбук, слайды с картинками; простые карандаши и листы белой бумаги; фишки с изображениями персонажей сказки.

Ход ситуации

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Воспитатель задает детям вопросы. 

Вы любите слушать сказки?

Какие сказочные герои вам нравятся?

Может быть, кто-то хочет стать артистом?

Представьте себе, что вы артисты. Подумайте, как можно изобразить сказочного героя? Что вам для этого понадобится?

А можно без костюма изобразить персонажа из сказки?

Подумайте, дети! Может быть, кто-то из вас зна-ет, как без костюма можно изобразить сказочно-го героя?

Правильно, также нам в этом помогут мимика и жесты. Кто знает, что это такое? (при необходи-мости задает наводящие и уточняющие вопро-сы). Мимика — это выражение лица. Жесты — движения головы, тела, рук, ног. Можно ли настроение изобразить карандашом?

Я изобразила и сейчас хочу показать вам карточки-пиктограммы, изображающие разные настроения, а вы назовите и покажите его. Педагог показывает первую карточку с изобра-жением грустного лица.

Какое настроение изображено на этой карточке? Грустное — или грусть. Изобразите... Каким цветом можно ее изобразить?

Педагог показывает вторую карточку с изображением радостного лица.

Какое настроение изображено на этой карточке?

Радостное — или радость. Изобразите... Каким цветом можно ее изобразить?

Педагог показывает следующую карточку с изображением удивленного лица.

Какое настроение изображено на этой карточке?

Удивленное — или удивление. Изобразите... Каким цветом можно его изобразить?

Педагог показывает новую карточку с изобра-жением печального лица.

Какое настроение изображено на этой карточке?

Печальное — или печаль. Изобразите... Каким цветом можно ее изобразить?

Педагог показывает еще одну карточку с изображением испуганного лица.

Какое настроение изображено на этой карточке? Испуганное — или испуг, страх. Изобразите... Каким цветом можно их изобразить?

Получается, что злость, грусть, страх можно изобразить темными цветами, а радость — яркими.

Педагог предлагает детям встать в круг.

Представьте, что в руках у меня горячая картош-ка. Мы ее будем передавать по кругу друг другу. Не забывайте, что мы передаем. Представьте, что в руках у меня жидкая глина. Мы ее будем передавать по кругу друг другу. Не забывайте, что мы передаем?

После глины какими стали руки?

Представьте, что перед нами водопад с холод-ной прозрачной водой. Давайте помоем руки в этой прохладной воде. Умойтесь ею. А теперь представьте, что вы — семечко цветка, которое посадили в землю, и оно начинает расти. Мед-ленно растет, растет и превращается в цветок, который раскрыл лепестки.

Сейчас мы — деревья, которые качает сильный ветер.

Теперь вы — трава, которая пригибается к земле от ветра, качается в разные стороны.

Молодцы, ребята! Теперь давайте вспомним, в какой сказке есть бабка, дед, кошка, внучка, собака, мышка?

Правильно, все эти герои есть в русской народной сказке «Репка». Посмотрите на экран. Педагог включает проектор.

Давайте покажем ее с помощью мимики, жестов и голоса. Вы запомнили, что такое мимика? Жесты?

Распределять роли мы будем при помощи фишек, на которых изображены герои сказки. Возьмите одну фишку, посмотрите, какой герой вам достался, запомните, так как вы будете его изображать.

Подумайте, как вы будете изображать героя сказки? Какая будет мимика, какие жесты, как измените голос? 

Педагог собирает у детей фишки и начинает опрашивать, кто кого выбрал и как будет изображать. Взрослый предлагает детям продумать роль. Выбирает второстепенных героев, расставляет их по краю ковра.

     Подумайте, как солнце, трава, деревья, пти-цы, облака будут двигаться, когда их движения будут убыстряться, а когда затихать.

 Я буду читать сказку, а вы внимательно слу-шайте, что я буду говорить, и старайтесь пра-вильно выполнять движения и действия героев.

Однажды ранним утром, когда на небе ярко светило солнышко, когда легкий ветерок качал деревья и играл с облаками, пели птицы, в сво-ем доме проснулся дед. Проснулся, потянулся, подогрел чайник, налил чаю, попил. А потом пошел в огород сажать репку.

   Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

  Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытя-нуть не может. Позвал дед бабку.

Бабка в это время еду варила: солила, пробовала.

 Услышала, что ее зовут. Пришла. Тянут-потя-нут дед с бабкой репку, вытянуть не могут.

  Позвали внучку. Внучка рисовала карандаша-ми, красками. Любовалась. Услышала, что ее зовут, и пошла помогать. Тянут-потянут репку, а вытянуть не могут.

 Тут налетел сильный ветер, деревья закачались сильнее, птицы начали летать быстрее, травка наклонилась низко к земле, облака закрыли сол-нышко. Потом ветер успокоился, деревья стали качать ветвями тихо, птицы успокоились, облака открыли солнышко, которое еще ярче засияло.

Стали звать собаку Жучку. Она в это время бегала по огороду, искала, куца бы косточку спрятать. Нашла место, раскопала ямку, бросила косточку и закопала. Побежала помогать. Вытянуть не могут.

Позвали кошку, которая на солнышке лежа-ла, грелась, жмурилась от удовольствия. Села, начала умываться. Услышала, что ее зовут, и пошла помогать. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвали мышку. Мышка в норке порядок наво-дила: полы пылесосила, пыль вытирала, цветы поливала. Услышала, что ее зовут, прибежала помогать.

 Тянут-потянут репку... И вытянули! Все были рады! Молодцы, ребята, вы все были хорошими артистами. Теперь давайте немного отдохнем и поиграем. 

Динамическая пауза «Звери делают зарядку».

Звери делают зарядку:

Кто вприскочку,

Кто вприсядку. 

Кто-то плечи поднимает,        

Кто-то плечи опускает.

Сделаем руками взмах,        

Вправо мах и влево мах.        

Полуприсед,        

Присед.        

Наклон,        

Всем спортсменам        

Шлем поклон!        

Стройными красивыми        .

Все хотим мы стать,

Добрыми и сильными,

Чтоб весь мир обнять.

Ребята, кто вам понравился из наших героев? Расскажите, как ваш товарищ играл свою роль, какие выполнял жесты, какая у него была мимика, как менялся голос.

Сегодня мы были артистами. Что помогло нам изображать героев сказки? Кого труднее было изображать: людей, животных, деревья, птиц или природные явления (солнце, облака, ветер)?

Сейчас я предлагаю вам взять фишку с изображением того героя, которого вы изображали. Переверните ее на другую сторону и нарисуйте пиктограмму с вашим настроением, какое оно у вас сейчас?

Дети сидят полукругом на ковре в игровой комнате и отвечают на вопросы воспитателя.

Да, очень любим слушать сказки. Иван-царевич, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Хавро- шечка, Рукодельница .

Да!

Нужен костюм, маски, разные вещи.

Нет.

 С помощью голоса.

Дети отвечают 

Грустное.

Серым или коричневым.

Радостное.

Оранжевым, красным, розовым.

Удивленное.

Зеленым, бирюзовым, желтым.

Печальное.

Черным или серым.

Испуганное.

Черным или серым, темно-коричневым.

Дети встают в круг

Дети включаются в предлагаемые обстоятельства. Стоя в кругу, они делают вид, что передают друг другу горячую картошку, при этом мимикой, отдельными жестами показывают, какая картошка горячая.

Руки стали грязными. 

Дети делают вид, что умываются холодной водой.

Дети имитируют растущий из семечка цветок.

Дети имитируют деревья, раскачивающиеся на ветру. Педагог акцентирует внимание детей словами: «ветер», «сильный ветер».

Дети выполняют движения, которые называет педагог, рассказывая о траве.

В сказке «Репка».

Мимика — это выражение лица.

Жесты — движения головы, тела, рук, ног. 

Дети разбирают фишки, выбирают сказочных героев, которых будут изображать

Дети, которые выбрали себе главных героев, встают в два обруча, которые лежат на углах ковра: в одном — дети, изображающие людей, в другом — животных.

Инсценировка сказки «Репка».

Дети — второстепенные герои (солнышко, ветерок, деревья, облака, птицы) —• выполняют движения согласно тексту. Главный герой — дед — последовательно выполняет действия в соответствии с текстом: просыпается, потягивается, подогревает чайник, наливает и пьет чай, а потом идет на огород сажать репку.

Ребенок в образе деда «сажает репку». Ребенок-«репка» показывает, как постепенно растет, медленно вставая с корточек.

Дед тянет репку. У него ничего не получается. Он зовет «бабку».

Девочка в образе бабки имитирует действия: мешает ложкой в кастрюле, солит еду, пробует.

Прибегает девочка в роли бабки. Начинает помогать деду тянуть репку. У них ничего не получается.

Девочка в образе внучки сидит за столом и рисует, делает вид, что любуется своим рисунком. Услышала, что ее зовут, побежала в огород и стала помогать «деду» и «бабке» тянуть репку.

«Ветер», «деревья», «птицы», «травка», «облака», «солнышко» выполняют движения согласно тексту, который читает педагог. «Дед», «бабка», «внучка» зовут Жучку.

Ребенок, который взял на себя роль собаки, выполняет движения согласно тексту, потом бежит в огород, помогает деду, бабке, внучке тянуть репку. У них ничего не получается, они дружно зовут кошку.

Ребенок, который взял на себя роль кошки, выполняет движения согласно тексту, потом бежит в огород, помогает деду, бабке, внучке, собачке тянуть репку. У них ничего не получается, они дружно зовут мышку.

Ребенок, который взял на себя роль мышки, выполняет движения согласно тексту, потом бежит в огород, помогает деду, бабке, внучке, собачке, кошке тянуть репку.

Дети выполняют ходьбу на месте, руки держат на поясе.

Делают прыжок вверх.

Приседают, вытягивая руки вперед.

Поднимают и опускают плечи.

Вытягивают руки в стороны и делают ими махи вправо и  влево.

Держат руки на поясе и выполняют сначала полуприсед, потом садятся на корточки. Наклоняются вперед, при этом руки разводят в стороны.

Поднимаются на носки, поднимая руки вверх. Наклоняются вперед, а потом речитативом дружно читают продолжение текста

Дети высказываются. Педагог помогает им подобрать нужные слова, чтобы точнее выразить свои мысли.

Дети снова высказываются. Педагог помогает им подобрать нужные слова, чтобы точнее выразить свои мысли.

Дети берут фишки и рисуют пиктограммы со своим настроением. Педагог интересуется, какое настроение рисуют дети. После того как дети выполнят это задание, взрослый благодарит их и предлагает оставить фишки себе на память.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Встреча со Снежной королевой!+презентаия к занятию

Очень интересное,методически грамотно составленное,яркое занятие по развитию  речи.Имеет большое нравственное значение,так как дети совершают чудо- превращают злую королеву в добрую.Занятие сопро...

Занятие по развитию речи в старшей группе "9 Мая – День Победы"

Программные задачи: Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Дать знания о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только армия но и ...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

       Тема: «Волшебная книга»  Цель: - выявить полученные знания, навыки, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи: - связная речь: закр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Весна".

Вашему вниманию представляю занятие непосредственной образоватеной деятельности по развитию речи для старшей группы по теме" Весна" с испольованием мнемоттаблиц для соствления описательного ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Зимушка-зима»...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Дары осени"

Актуальность: предложенный материал поможет разнообразить занятия по развитию речи, формировать у детей интерес к народной культуре.Цель: создание условия для развития речи детей с использование...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весенняя сказка»

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе«Весенняя сказка»...