Статья «Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС»
статья по теме

Клиншова Елена Анатольевна

Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС»

На современном этапе воспитание учащихся начальных классов осуществляется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности  содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования,  – это:

Ценность мира 

 1) как общего дома для всех жителей Земли;

 2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

 3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.    

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся реализуется в трех сферах: в процессе обучения; во внеклассной образовательной деятельности; в межличностных отношениях на всех уровнях. Предусмотрены следующие направления:

  • социально-нравственное (усвоение основных понятий о социальных нормах отношений; сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры социальных отношений);
  • общекультурное (усвоение основных общеэстетических понятий; усвоение основных экологических понятий; усвоение основных понятий, определяющих управление собой);
  • общеинтеллектуальное направление (усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; усвоение основных элементов общенаучных методов познания).

Вышеперечисленные направления предполагают использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную деятельность, направленную на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, представлений о нравственности, на приобщение к системе культурных ценностей, на трудолюбие и готовность к осознанному выбору будущей профессии, на развитие эстетического отношения к окружающему миру, на формирование ценностного отношения к своему и общественному здоровью, на становление активной жизненной позиции.

В этой связи осуществлялся поиск новых средств, методов и форм работы, обеспечивающих рациональное функционирование всех звеньев  духовно-нравственного развития и воспитания в школьном коллективе (на уровне деятельности учителей, родителей, учеников, администрации, общественности, внешкольных объединений и пр.):

  • Создание оптимальных, здоровьесберегающих условий для раскрытия личности воспитанника и всех участников воспитательного процесса, их саморазвития и самореализации в воспитательном пространстве школы.
  • Приобщение к ценностям культуры.
  • Формирование целостной картины мира личности.
  • Развитие творческой активности и формирование социальной ответственности позиции личности.
  • Поддержание и укрепление связи с местными органами муниципальной и государственной власти и управления педагогическими коллективами школы.
  • Активное использование в воспитательной работе возможностей органов школьного самоуправления.
  • Воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине, службе в армии, соблюдению преемственности традиций и усвоению нравственных ценностей России.

Направления духовно-нравственного развития и воспитания

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Ведущую роль в воспитании играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных  предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Школа России» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в них принципов гуманистического историзма, коммуникативного принципа и принципа творческой активности.  Обновлённый УМК создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

 «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим  заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность.  В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе,  об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Эти тезисы раскрываются через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура  - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее  формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.

Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Во всех учебниках УМК обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В содержание  всех учебно-методических комплектов для начальной школы заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Учебник  «Русский язык» несёт особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения,  развивает уважение и интерес к творческой работе.  

Учебник «Литературное чтение» содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.

Учебник курса «Окружающий мир» даёт возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Учебник изобразительного искусства помогает решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.  

Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках, помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников,  «несет» нравственные нормы  отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.

И на занятиях, и во внеурочное время стараюсь формировать у учащихся представления о достойном поведении и нравственных качествах человека. При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательного и товарищеского отношения между учащимися. Большое внимание в воспитании придаю проведению трудовых рейдов «Помоги пожилому человеку», «Поздравь ветерана», «Птичья столовая», «Укрась школу цветами»,  «Смастери сувенир для мамы (для папы)» ,  классных часов на темы: «Государственная символика России», «О добре и зле», «Не бросай друга в беде», «О братьях наших меньших», «Азбука вежливости».

В рамках предметной декады начальных классов дети участвовали в конкурсах «Самый грамотный», «Лучшая тетрадь», в конкурсе чтецов « Уж небо осенью дышало…», в «Весёлой эстафете», в конкурсе рисунков «В гостях у Осени». Учащиеся представляли ёлочные игрушки из пластика, фотографии с пейзажами на школьных конкурсах.

        В этом учебном году дети с удовольствием готовили номера художественной самодеятельности (стихи, танцы, песни) к общешкольным мероприятиям (к Дню знаний, к Дню учителя , новогоднему утреннику, конкурсу инсценированной песни, концерту для мам). Первоклассники участвовали в классных  викторинах по ПДД, по сказкам Пушкина, КВНах «А ну-ка,мальчики!», «А ну-ка, девочки!» , выезжали в цирк, посещали музей, смотрели театральные представления в школе.

 В 4 четверти планируются поездка в музей шоколада, экскурсия на реку, участие в смотре строя и песни к Дню Победы, в празднике «До свидания, азбука!».

В соответствии с новым ФГОС для начального общего образования  при обучении младших школьников особое внимание  уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей,  реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям,  к результатам труда и др.  

Первоклассниками были выполнены проекты  «Коллаж» по технологии, «Математика в пословицах, поговорках и загадках», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», «Что можно сделать из природного материала» по окружающему миру и другие.

        Большое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяю здоровьесберегающим технологиям( проведению речевых, музыкальных физминуток, зарядки для глаз,подвижных игр на переменах, классных часов и бесед на занятиях по окружающему миру  на тему «Берегите зубы!», «Осторожно-грипп!» , «Мой режим дня» и др.) Формированию здорового образа жизни способствуют горячее питание в столовой, приём кислородного коктейля, динамические паузы после уроков в ГПД и, конечно же, уроки физкультуры. В первом полугодии дети участвовали в кроссе, посвящённом передаче эстафеты Олимпийского огня городу Рязани, в мониторинге физической подготовленности.

        В заключение хочется отметить, что возрождение нашей страны связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем , но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Необходимо научить младшего школьника нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Россия - моё Побочино"

Тема проекта «Моя Россия – моё  Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих  учащихся и выпускниках школы. Особо ценен дан...

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ".

Презентация к  представлению статьи на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание обучающихся"....

Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС"

В становлении человека лежит духовно-нравственное воспитание, то, что может и должен формировать учитель. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и особенно к воспитанию...

Статья. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в группе продлённого дня.

Презентация к  представлению статьи на городском семинаре "Духовно-нравственное воспитание обучающихся"....

Доклад " Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС".

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...