Рабочая программа занятий внеурочной деятельности социального направления "В школу с улыбкой".
рабочая программа (1 класс) на тему

Варданян Мариа Араики

Рабочая программа социального направления "В школу с улыбкой" может быть использована учителями в 1 классе общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности социального направления «В школу с улыбкой» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа построена  на основе авторских программ М.А. Панфиловой «Психопрофилактические сказки для школьной адаптации», А.Л. Сиротюк «Коррекция интеллекта дошкольников», Д. А. Глазунова «Развивающие занятия для первого класса», Т.А. Соловьёвой и Е.И. Рогалёвой «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде».

Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности;
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
  • учиться наблюдать;
  • моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  • учиться работать в паре и в группе;
  • выполнять различные роли;
  • слушать и понимать речь других ребят;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  •  ценностное отношение к России, к своей малой Родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  •  элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  •  опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  •  первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Духовно-нравственное развитие:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о негативном воздействии на здоровье человека вредных привычек.

Творческо-эстетическое воспитание:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  •  первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  •  элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  •  первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
  • Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

учащихся

Наличие у учащихся начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

В результате урочной и внеурочной деятельности на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет отслежено, как сформирована внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет выявлено, как учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий необходимо выяснить, как учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий составляет интерес, как учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Формы и методы работы:

  • тренинговые упражнения,
  • диагностические процедуры,
  • игры.

Содержание программы

Занятие № 1. Я уже школьник.

Беседа, конкурс загадок об учебных принадлежностях, тест на развитие графического навыка, знакомство с правилами поведения в школе.

Цель: осознание первоклассником своей новой социальной роли.

Занятие № 2. Ты и твоё имя.

Беседа, исполнение песен, разбор ситуаций из жизни, знакомство с правилами этикета.

Цель: ознакомление с происхождением и значением славянских и некоторых современных имён.

Занятие № 3. Моя семья.

Работа с сигнальными карточками, рассказы о своей семье, чтение и обсуждение сказок и легенд о матери.

Цель: знакомство с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими приглашение и знакомство, создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания памяти.

Занятие № 4. Я среди других.

Разучивание стихотворений о маме, знакомство с правилами поведения человека в обществе, выполнение задания диагностического характера, отгадывание стихотворений-загадок о человеческих качествах.

Цель: ознакомление с правилами поведения, формирование толерантных отношений к другим людям.

Занятие № 5. Мои сверстники и друзья.

Диагностическое упражнение, игра «Да-нет-да», чтение и обсуждение были и притчи.

Цель: формирование первоначального представления о друге как о верном товарище, становление толерантного отношения к вкусам, наклонностям, интересам и особенностям людей.

Занятие № 6. Учимся говорить вежливо. Правила поведения в транспорте.

Знакомство с элементарными речевыми нормами, работа в парах, моделирование средств транспорта из бумажных деталей, знакомство с правилами поведения в транспорте,  выполнение задания по классификации разных видов транспорта,  обсуждение ситуаций «Мы едем в трамвае», «Мы едем в автобусе».

Цель: ознакомление с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими диалог, формирование общего представления о транспорте и его видах, ознакомление с правилами поведения в транспорте.

Занятие № 7. Правила поведения на улицах и дорогах.

Беседа, отгадывание загадок о различных транспортных средствах, знакомство с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, работа с моделью светофора, работа в парах – изучение дорожных знаков.

Цель: ознакомление с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитание чувства ответственности пешехода как участника дорожного движения.

 

Занятие № 8. Мой дом и опасности в нём.

Работа со схематичными рисунками правил безопасного поведения дома, знакомство с телефонами экстренных служб, формулирование правил пользования электроприборами.

Цель: развитие представлений о быте дома и окружающих в нём опасностях, воспитание ответственности за свои поступки и поведение в доме.

Занятие № 9. Уроки бабушки Медуницы. Первая медицинская помощь.

Работа со схематичными рисунками, практические упражнения по оказанию первой медицинской помощи при ожогах, порезах, ушибах, обморожениях.

Цель: формирование всесторонних представлений о первой медицинской помощи, формирование навыков здорового образа жизни.

Занятие № 10. Время и его измерение. День да ночь – сутки прочь.

Знакомство с различными способами измерения времени, выполнение заданий в рабочем листе, чтение и обсуждение отрывка из сказки Е. Шварца, отгадывание загадок,  работа со схемой «Части суток», игра «Назови соседей».

Цель: формирование диалектико-материалистического представления о времени и его измерении.

Занятие № 11. Дни недели и времена года. Двенадцать месяцев.

Знакомство с названиями дней недели, месяцев, игры «Лови, бросай, дни недели называй», «Какой день недели спрятался?», работа со схемой «Времена года», чтение и обсуждение стихотворения «Куда подевался понедельник?», сказки В. Даля «Старик-годовик».

Цель: ознакомление с названиями дней недели, формирование умения проводить аналогию между временами года и частями суток, ознакомление с народными названиями месяцев.

Занятие № 12. Путь в страну Здоровию. Личная гигиена школьника.

Цель: формирование валеологических представлений о правилах личной гигиены и её значении для здоровья ребёнка, навыков здорового образа жизни.

Знакомство с правилами личной гигиены, игра «Да-нет» (о предметах гигиены).

Занятие № 13. Путь в страну Здоровию. Режим дня школьника.

Знакомство с видами зубов, отработка навыка правильных движений зубной щёткой при чистке зубов, выполнение заданий в рабочих листах, составление режима дня школьника, воображаемое путешествие в страну Здоровию.

Цель: формирование валеологических представлений о правильном режиме дня школьника.

Занятие № 14. Правила поведения в школьной столовой.

Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, работа с таблицей оптимальной сочетаемости цветов, сравнение разных вариантов сервировки стола, разбор ситуаций поведения за обеденным столом.

Цель: ознакомление с правилами поведения в школьной столовой, с правилами сервировки стола.

Занятие № 15. «У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора.

Знакомство со значением телефона в жизни современного человека, с этикетом телефонного разговора, разбор ситуаций во время телефонного разговора.

Цель: ознакомление со значением телефона в жизни современного человека, формирование элементарных представлений об этикете телефонного разговора.

Занятие № 16. О настроении, или Что написано на твоём лице.

Знакомство с различными внешними проявлениями настроения, моделирование с помощью деталей весёлого и грустного выражений лица человека, разбор ситуаций из жизни, влияющих на настроение человека.

Цель: ознакомление первоклассников с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением.

Занятие № 17. «От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение.

Знакомство с приёмами улучшения настроения, выполнение заданий в рабочих листах, инсценировка сценок.

Цель: формирование умения адекватно реагировать на настроение другого человека как способ адаптации к окружающему миру.

Занятие 18. Профилактика агрессии.

Беседа, тренинговые упражнения, знакомство с приёмами релаксации.

Цель: профилактика агрессивного поведения, развитие переключения внимания, наблюдательности, формирование навыков релаксации.

Занятие № 19. Как ты питаешься? Полезный завтрак.

Беседа о значении правильного питания, знакомство с правилами приёма пищи, распознавание полезных и вредных продуктов питания, практическая работа по изготовлению бумажного стаканчика, работа с пословицами.

Цель: раскрытие значения правильного питания: режим, качество и количество пищи, ознакомление детей с правилами приёма пищи, формирование у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

Занятие № 20. Сон здоровый и тревожный.

Знакомство с правилами подготовки ко сну, исполнение песни «Спят усталые игрушки», игра «Согласен – не согласен», беседа «Зачем люди спят?».

Цель: ознакомление с правилами подготовки ко сну, первоначальное представление о причинах тревожного сна у детей.

Занятие № 21. Полезные и вредные привычки. Курить – здоровью вредить.

Беседа о полезных и вредных привычках, профилактический тренинг, игра «Да-нет», памятка «Никогда не соглашайтесь…».

Цель: формирование критического отношения к курению, алкоголизму и другим вредным привычкам, формирование первоначальных представлений о вреде курения, ознакомление детей с речевым клише отказа от курения с помощью профилактического тренинга.

Занятие № 22. Учимся общению.

Беседа «Как правильно общаться друг с другом», тренинговые упражнения по разрешению конфликтов.

Цель: обучение детей эффективным способам разрешения конфликтов.

Занятие № 23. Что значит дружная семья? Труд в семье.

Знакомство с оптимальным распределением обязанностей между членами семьи, пальчиковые упражнения, выполнение заданий в рабочих листах.

Цель:  ознакомление с оптимальным распределением обязанностей между членами семьи, обучение элементарным приёмам самообслуживания.

Занятие № 24. Дружная семья: отдыхаем вместе.

Беседа о значимости совместного отдыха, построение модели отдыха в семье, игра «Изобрази – угадай».

Цель:  создание условий для осознания первоклассниками значимости совместного отдыха, формирование модели отдыха в семье и в школе, ознакомление с видами игр в семье и в школе.

Занятие № 25. Мы идём в гости.

Знакомство с правилами поведения в гостях, работа с пословицами, обсуждение ситуаций правильного выбора подарка имениннику.

Цель:  ознакомление детей с правилами поведения в гостях, развитие эстетического вкуса у детей, формирование коммуникативного умения целесообразно и уместно пользоваться вербальными средствами общения для передачи информации.

Занятие № 26. «Белая ворона», или Что значит быть терпимым?

Беседа о толерантности, чтение и обсуждение рассказа А. Куприна «Столетник», обсуждение ситуаций из жизни, мини-инсценировка.

Цель:  определение уровня толерантности детей, воспитание чувства терпимости к людям, непохожим на нас.

Занятие № 27. Научись радоваться чужим успехам.

Беседа о зависти, знакомство с «рецептом» избавления от зависти, обсуждение случаев из жизни «В магазине», «Заседание в зале суда», «Во дворе», чтение и обсуждение притчи, рассказа, работа с пословицами о зависти.

Цель:  осознание школьниками того, что зависть – порочное чувство, приносящее вред собственному здоровью.

Занятие № 28. Они хотят, чтобы их понимали.

Цель:  ознакомление с понятием «инвалид», обучение контролю над собственными эмоциями, формирование эмпатии к людям, имеющим отклонения от нормы, воспитание терпимости к людям-инвалидам.

Знакомство с понятием «инвалид», чтение и обсуждение заметки из газеты «Здоровье», отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», работа с сигнальными карточками.

Занятие № 29. Хорошо бы дожить до старости…

Знакомство с особенностями жизнедеятельности пожилых людей, работа с таблицей возрастов, чтение и обсуждение отрывка из повести А. Гайдара «Тимур и его команда», басни Л. Толстого «Старик и яблоня».

Цель:  ознакомление с особенностями жизнедеятельности пожилых людей, осознание того, что в любом возрасте можно получать удовольствие от жизни, формирование чувства эмпатии к престарелым людям и воспитание заботливого отношения к ним.

Занятие № 30. У каждого народа есть чему поучиться.

Знакомство с добрыми традициями народов России, выполнение заданий в рабочих листах, работа с правилами о толерантном отношении к людям других национальностей, чтение и обсуждение басни Л. Толстого «Отец и сыновья».

Цель: ознакомление с добрыми традициями народов России.

Занятие № 31. Не предадим память наших предков! Нет фашизму!

Беседа о значении праздника День Победы для нашей страны, знакомство с проявлениями фашизма, чтение и обсуждение стихотворения Л. Захаровой, практическая работа по изготовлению Солдатского письма-треугольника.

Цель: ознакомление со смыслом праздника День Победы, формирование нетерпимого отношения к фашизму.

Занятие № 32. Я все смогу.

Тренинговые упражнения, выбор своей модели поведения в различных жизненных ситуациях, работа в парах.

Цель: укрепление веры каждого ребенка в себя, раскрытие неиспользованных возможностей развития ребенка, предоставление каждому ребенку своей особой модели поведения.

Занятие № 33. Обобщающее занятие. Диагностика познавательных процессов, мотивации, тревожности.

Диагностические процедуры, тренинговые упражнения.

Цель: тренировка полученных знаний и навыков в различных  жизненных ситуациях, диагностика развития познавательных процессов, мотивационной сферы, уровня тревожности.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности социального направления «В школу с улыбкой» (33 ч).

№ п/п

Тема занятия

Кол-во ч

Дата

план.

факт.

1.

Я уже школьник.

1

2.

Ты и твоё имя.

1

3.

Моя семья.

1

4.

Я среди других.

1

5.

Мои сверстники и друзья.

1

6.

Учимся говорить вежливо. Правила поведения в транспорте.

1

7.

Правила поведения на улицах и дорогах.

1

8.

Мой дом и опасности в нём.

1

9.

Уроки бабушки Медуницы. Первая медицинская помощь.

1

10.

Время и его измерение. День да ночь – сутки прочь.

1

11.

Дни недели и времена года. Двенадцать месяцев.

1

12.

Путь в страну Здоровию. Личная гигиена школьника.

1

13.

Путь в страну Здоровию. Режим дня школьника.

1

14.

Правила поведения в школьной столовой.

1

15.

«У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора.

1

16.

О настроении, или Что написано на твоём лице.

1

17.

«От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение.

1

18.

Профилактика агрессии.

1

19.

Как ты питаешься? Полезный завтрак.

1

20.

Сон здоровый и тревожный.

1

21.

Полезные и вредные привычки. Курить – здоровью вредить.

1

22.

Учимся общению.

1

23.

Что значит дружная семья? Труд в семье.

1

24.

Дружная семья: отдыхаем вместе.

1

25.

Мы идём в гости.

1

26.

«Белая ворона», или Что значит быть терпимым?

1

27.

Научись радоваться чужим успехам.

1

28.

Они хотят, чтобы их понимали.

1

29.

Хорошо бы дожить до старости…

1

30.

У каждого народа есть чему поучиться.

1

31.

Не предадим память наших предков! Нет фашизму!

1

32.

Я все смогу.

1

33.

Обобщающее занятие. Диагностика познавательных процессов, мотивации, тревожности.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс

Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...