"Духовно-нравственное воспитание детей через интегрированный урок в системе ФГОС образования».
опыты и эксперименты (1 класс)

Шилкова Марина Эдуардовна

Духовно-нравственное воспитание детей

через интегрированный урок

в системе ФГОС образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Духовно-нравственное воспитание детей

через интегрированный урок

в системе ФГОС образования».

Учитель

начальных классов

ЦПШ «Косинская»

Шилкова М.Э.

Москва 2016г.

 В  настоящее время, как на региональном, так и на федеральном уровнях активизировались задачи духовно-нравственного воспитания, которые сформулированы в  главных нормативных документах образовательной политики. Задачи усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документах последнего времени.

Одним из принципов государственной политики, обозначенных в законе « Об образовании в РФ» является защита и развитие системой образования национальных культур, региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства…( ст.2 п.2)  .Содержание образования должно обеспечивать формирование духовно- нравственной личности. (ст.14. п.2.)

Однако главная тенденция проявляется сегодня в интеграции в сохранении духовного здоровья молодежи и школьников.

И  хотя системы церковного и светского образования - это  два разных по содержанию, формам и средствам направления. В духовно-нравственном воспитании в них все же определены единые подходы в постановке задач по становлении духовно богатой и нравственно здоровой личности: « создание условий для формирования духовно- нравственного облика подрастающего поколения на основе традиционной ментальности, что будет способствовать обеспечению условий для сохранения и развития Российской государственности и национально- культурной идентичности российского общества на основе отечественных традиций и ценностей» ( Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности», разработанная на период 2008-2015г.г.

Проектирование и конструирование подходов к духовно-нравственному воспитанию школьников предполагает всесторонний анализ содержательной сущности его духовной и нравственный сфер и соответствующее категориальное определение таких ключевых понятий как «образование», «личность»  «воспитание». «обучение» , «культура», «духовность» , «нравственность». « православное ( церковное) Воспитание».

Из  Федерального закона  № 273 « Об образовании в Российской Федерации».

ОБРАЗОВАНИЕ- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и         осуществляемый   в интересах человека, семьи, общества и государства,  а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального. духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

ВОСПИТАНИЕ- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации  обучающегося на основе социально-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

обучение - целенаправленный процесс организации деятельности

обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Очевидно, насколько важен для государственной политики России

приоритет духовно-нравственного развития человека, который ставится в

основу понятий «образование» и «воспитание».

Обучение и воспитание находятся между собой в тесном взаимодействии, и одно не может заменить другое. И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным, потому что воспитание предполагает не только развитие интеллектуальной сферы, что является главной целью обучения, но оно формирует человека целостно, его эмоциональную и волевую сферу, а это крайне важно для полноценного, в том числе интеллектуального и физического развития.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера

овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

С понятием личности тесно связано понятие нравственности, толкование которого представлено во многих словарях.

Нравственность - категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых –сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений. Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности: от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений.

Высшим проявлением нравственности человека выступает «духовность». Именно духовность народа рассматривается как одно из средств национальной безопасности России. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «духовность» рассматривается как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Православное (церковное) воспитание – создание условий и направленное воздействие на развитие человеческой личности в целях достижения е желания и способности к активному и творческому усвоению православных ценностных установок и православных моделей поведения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (п.8 ФГОС НОО, Приказ Минобрнауки РФ  от 06. 10 2009 г. № 373).

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Православие имеет тысячелетний опыт духовно-нравственного воспитания личности.

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания: национальная самоидентификация личности; единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды; религиозная образованность; соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка; интеграция ума и веры. Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей. Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Опыт христианского православного воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих. Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него. Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания. Системы ценностей Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов. Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности. Следует всегда помнить наставления Иоанна Златоуста: "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. Духовно-нравственное воспитание школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высоко-духовным смыслом современный идеал воспитания. Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного влияния человека на человека, влияния учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Учителя, , рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения должен ускорять эти процессы. Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как духовный наставник, может вырастить высоко-духовную личность только в том случае, когда;

во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души);

во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

Иными словами необходима  интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Учебный год в нашей школе мы начинаем с молебна. Учителя, дети и их родители – все мы молимся перед нашей Святыней  иконой Б.М. «Косинская», уповая на помощь Божией Матери, а духовный наставник нашей школы о. Димитрий и директор нашей школы, Елена Васильевна, в своих приветственных словах ,обращенных к учителям, детям и их родителям, ставят уже задачи по духовно-нравсвенному воспитанию детей, через интегрированную систему обучения.

 Молимся все. Просим помощи Божьей. И верим, что Господь и Матерь Божия всегда будут с нами и помогут нам.

Один из первых уроков в своем классе я посвящаю Преподобному Сергию Радонежскому - игумену земли русской. В нашем классе есть журнал  «Кораблик» .посвященный 700-летию со дня рождения Преподобного. Я рассказываю деткам его жизни, о родителях Сергия Радонежского - Кирилле и Марии. О его послушании, смирении. И тут же мы с ребятами вспоминаем пятую заповедь Закона Божия « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли». Как надо относится к родителям? Слушаться их? А  почему? Я задаю им вопросы. Учу их рассуждать. Закон Божий (основы православной культуры) и духовно – нравственное воспитание в нашей ЦПШ связаны неразрывно.

Встреча  Ангелом, основание братьями обители, чудом появившийся источник, Небесная Гостья ,победа на Куликовом поле. У нас нет еще такого предмета - история. Но уже в начальной школе  мы говорим об этих событиях, читаем православные детские журналы, совершенствуя технику чтения. Причем прочитать мы можем как на уроке чтения и на переменах. Этот  журналы ( «Кораблик», «Свечка» и др.) находится у нас в классе. И ребята в течение года обращаются к ним. И если сначала мы их только читаем, то впоследствии детки в тексте находят и изученные орфограммы - написание  с заглавной буквы имен, фамилий .названий рек, городов, удвоенной согласной, жи-ши, ча-ща, правила переноса слов и др.)

Начало урока. Очень важно настртроить детей на работу. В наших методичках один из этапов урока – орг. момент. А  в нашей ЦПШ урок начинается и заканчивается молитвой. И  очень важно, какой будет наша молитва к Творцу.Будем ли мы стоять  и четко прозносит каждое слово молитвы( молва- мол, тва- Творец ) разговор с Самим Создателем. Каким он будет. Зависит только от нас. Как мы потрудимся, чтобы наша молва дошла до Господа. Для моих шустрых малышей это труд. Но мы пришли в школу учиться и трудиться тоже. А результатом этих бесед ( я называю их «минутки нравственности») стал журнал « Свечка» № 7 от 2015года,где есть рассказ «Детская молитва»т.е. дети уже сами в других источниках находят похожий материал и с радостью несут его в класс. Они открыты и готовы своими открытиями поделиться со сверстниками.

Как я сказала ранее, урок мы начинаем с молитвы. Но вот совсем недавно мне подарили календарь с иконами Святых на каждый день. И после молитвы мы поем величание Святому, кого почитаем в этот день. Все ученики нашего класса записана в православный детский хор, а две девочки учатся в музыкальной школе. Дети с удовольствием находят житие понравившегося Святого в интернете или другом источнике (поиск информации, умение пользоваться компьютером). Учимся делать презентации, всего 2-3 минуты от начала урока, тот же орг. момент. Но какую помощь оказывают нам наши Святые!

Урок. 

Я не буду показывать много уроков из-за ограничения времени. Один лишь фрагмент урока русского языка. Тема: Признаки однокоренных слов. Самоопределение к деятельности урока. Пишем:

Летчик, самолет, полет. Выделяем корень Лет.

 Сад, посадил, посадка. Выделяем корень. Сад.  

А что мы с вами можем посадить?  Овощи, фрукты, зелень  и т.д.

А как вы думаете, а можем ли мы что-то посадить для Господа? Спрашиваю их я?

Наши добрые дела. А какие?

Они начинают рассуждать: помочь другу, поделиться чем-то  с ближним.

К вам подходит нищий и просит вас помочь ему. Поможете.

 Да.

А как?

Они начинают рассуждать. Дать копеечку, которая лежит в кармане, яблоко, конфетку.

А всегда ли мы это делаем?

Задумались.

 И важно, с моей точки зрения, здесь работать в тесном контакте со священником. Именно наши духовные отцы помолятся о нас и помогут разобраться в непростых ситуациях.

Труд, трудовой, трудись. Корень труд - выделите его.

А что нужно сделать, что бы что-то получить? Потрудиться?

А  как?  Они начинают рассуждать.

А как?

Писать красиво. А на уроках русского языка у нас один из этапов урока чистописание.

Ох как трудно, как тяжело.  

И тут же вспоминаем стихотворение:

На меня напала лень.

Я  борюсь с ней целый день.

Лень, ребята, душу губит.

И таких уроков у нас много.

Это и урок технологии, где во время минутки нравственности, мы читаем рассказы  Бориса Гонаго и рассуждаем по прочтении этих рассказов. Это и окружающий мир  с замечательным проектом – «Наша родословная».

О необходимости нравственного воспитания и его первостепенном значении в формировании личности с давних времен писали многие педагоги и общественные деятели. Например К.Д. Ушинский в статье  «О нравственном элементе в воспитании». «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».

В системе современного воспитания проблема нравственности стоит максимально остро. Причиной этого служит кризис духовно-нравственного состояние общества. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную анти духовную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.

Все больше и больше и больше людей приходят к пониманию того, что  для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь ,веру, сострадание. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов для каждого человека и развитие духовно-нравственных качеств человека проходит в  нашей православной ЦПШ через интегрированный урок в соответствии с ФГОС образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"

Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской  азбу...

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"

дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями

Духовно-нравственное  воспитание детей через взаимодействие с родителями...