Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
рабочая программа

Энслингер-Тетерина Ольга Александровна

Лагерная смена   проходит  в форме игры - путешествия по морю. Мы отправимся в путешествие по 7 островам. Познать тайны путешествия, преодолеть все испытания помогут искренность, взаимовыручка, товарищество, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_raduga_-2017_g.doc602.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                       Лужайская основная общеобразовательнаяшкола

    Рассмотрена                                                                               Утверждена

    на педсовете  №                                                                    приказом по школе

 

Программа деятельности

 лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»

(Срок реализации –  июнь  2017 г., возраст детей - 6-14 лет)

        

       

                 

                                                                                  Автор-составитель:

Тетерина Ольга Александровна

п. Лужайки

2017

        

              ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «По морям, по волнам…»

Основной  разработчик  программы

 Тетерина Ольга Александровна, старшая вожатая  лагеря

Руководитель программы

Тихомирова Ирина Николаевна, начальник лагеря

Территория представленной программы

Нижегородская область , гог Шахунья, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Лужайская ООШ

Учреждение, осуществляющее реализацию программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Лужайская ООШ

Адрес учреждения

Нижегородская область , гог Шахунья, п.Лужайки, ул. Центральная , д1а

Телефон

8 (831) 52 38 1 78

Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием детей

Цель программы

Создание  оптимальных  условий для  полноценного оздоровительного детского отдыха, способствующих   формированию и развитию у воспитанников духовно-нравственных качеств,     пропаганде здорового образа жизни

Задачи программы

  1. Закрепить и расширить  у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
  2. Способствовать формированию нравственных категорий у детей  
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей
  4. Воспитывать культуру общения

Ожидаемые результаты

  1. Проявление интереса к проблемам окружающей среды, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям.
  2. Личностный рост участников смены
  3. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми

Срок реализации

май – июнь2017 года

Количество и продолжительность смен

1(одна)  смена – 14 день

Место проведения

Здание  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лужайской ООШ

Лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга»

Охват детей, наполняемость лагеря

50 чел.

Условия участия в программе

Добровольное желание детей и родителей (по заявлению родителей)

Краткое содержание программы

Лагерная смена   проходит  в форме игры - путешествия по морю. Мы отправимся в путешествие по 7 островам. Познать тайны путешествия, преодолеть все испытания помогут искренность, взаимовыручка, товарищество, творчество.

Источник финансирования

Районный бюджет

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

 детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

 Сказка, фантазия- это ключик, с помощью которого

 можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами  

                                                                                                                   В. Сухомлинский. 

                                                               

         

     Лето – это пора отдыха для детей, разрядка накопившейся за год напряжённости, однообразности и учебной рутинности. Лето даёт возможность восполнить израсходованные за учебный год силы, укрепить физическое и психическое здоровье, развить творческий потенциал. Правильная организация летнего отдыха - это путь к совершенствованию личностных способностей, время открытий и приключений, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя. Именно это может дать  лагерь  с дневным пребыванием детей на базе МБОУ  Лужайской ООШ

    Программа  «По морям, по волнам…»   призвана      способствовать формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности  ребёнка. Данная  Программа продолжает  программу  лагеря с дневным пребыванием детей   «Каледойскоп»,  так  как  воспитание как  педагогически организованный процесс  принятия базовых национальных ценностей  требует длительного  времени  и   состоит в том, чтобы  помогать  воспитаннику   и далее продвигаться от привития ему элементарных навыков  поведения к более высокому нравственному уровню,  успешной социализации в обществе.

 Актуальность в реализации программы  организации летнего отдыха детей в лагере  с дневным  пребыванием  вызвана следующим:  

   - сохранением спроса родителей и детей на организованный  отдых  школьников в условиях села;

    - возможностью общения ребёнка с привычным кругом друзей (чаще всего одноклассников);

   - обеспечением преемственности в работе лагеря с предыдущих лет;

   - введением новых форм работы с детьми в условиях лагеря;

   - необходимостью  включения в процесс  гражданско-патриотического и духовно-нравственного  воспитания детей.

   Данная Программа по своей направленности является тематической, так как  предлагаемая детям всевозможная разноплановая деятельность, объединяющая различные направления    духовно-нравственного воспитания, отдыха и оздоровления   в условиях пришкольного лагеря,  строится в рамках одной темы – «По морям, по волнам…».  

   Рассматривая различные формы организации смены, мы остановились на  морском  путешествии по островам в увлекательный мир сказок. Именно сказка сопровождает ребёнка всё его детство, вводит в разные сферы его жизнедеятельности, учит, воспитывает, помогает, оздоравливает физически и духовно. Культ сказки, её чудес и волшебства создаёт настроение радости и здоровья, креатива и физической активности, а всё это, в целом, помогает реализовать поставленные цель и задачи  лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга». 

       Вся воспитательная работа в лагере  направлена на реализацию представленной игровой  программы «По морям, по волнам…». Мероприятия   данного плана   проходят  в рамках «Года экологии».

   Новизна Программы заключается в том, что каждый день ребёнка в лагере наполнен «сказочными» делами, приключениями, встречами с героями любимых книг.

  Кроме того новизна  прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в соуправлении  лагерем.

  Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников школы.

   Программа «По морям, по волнам…»  разработана для обучающихся 6-14 лет.

    Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности обучающихся в летний период:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- безопасность жизнедеятельности.

Данная программа  носит  кратковременный  характер,  рассчитана  на  14 день.

    Таким образом, данная программа направлена на то, чтобы с  помощью игры и сказки  сделать отдых детей незабываемым, творческим,  развивающим и оздоровительным.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель программы: создание  оптимальных  условий для  полноценного оздоровительного детского отдыха, способствующих   формированию и развитию у воспитанников духовно-нравственных качеств,     пропаганде здорового образа жизни.

  1. Закрепить и расширить  у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
  2. Способствовать формированию нравственных категорий у детей  
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей
  4. Воспитывать культуру общения.

Ожидаемые результаты смены:

Ожидаемые результаты

Способы оценки

Проявление интереса к чтению, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям

- 100%-ное вовлечение детей  в мероприятия по реализации программы

- 50 воспитанников лагеря  примут участие в экскурсиях, познакомятся с героями книг;

-проведение литературной викторины

Личностный рост участников смены

Достижения детей, наличие грамот, званий

Сформированность  доброжелательных отношений в детском коллективе и во взаимодействии с взрослыми.

-участие в органе  соуправления (проявление лидерских качеств); рейтинг участия; развитие активности каждого ребёнка;

-анкетирование детей, отзывы о  деятельности лагеря

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

   Каникулярный  период деятельности  лагеря с дневным пребыванием детей создаёт особенно благоприятные условия для общения детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, реализации личностных интересов. Многообразие видов детской деятельности в оздоровительном лагере помогает ребенку творчески проявить себя, самореализоваться.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

Принципы реализации программы

Деятельность лагеря с дневным пребыванием детей предполагает соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
  3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
  5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
  6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
  7. Принцип наглядности данной программы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана с учётом следующих  нормативно-правовых документов:

  1. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  3. Федеральный  закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009г. № 326-ФЗ)
  5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
    (утв.
    Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
  6. Национальный стандарт Российской Федерации услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления ГОСТ Р 52887-2007
  7. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10

(от 19 апреля 2010 г. № 25)

  1.  Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей (МР 2.4.4.0011-10) (Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование РФ)
  2.  Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (от 21 сентября 2006 г.)
  3.  Постановление Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 г. № 149 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области"
  4.  Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30 октября  2009 г.            № 2715-р "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющем полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей"
  5.  Распоряжение Правительства Нижегородской области от 9 октября   2012 г.             № 2183-р "Об установлении средней стоимости одного дня пребывания детей в учреждениях, организующих отдых и оздоровление детей, набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием детей в 2013 году"
  6. Приказ  Отдела образования администрации Дальнеконстантиновского муниципального района от 24.04.2015г. №82 «Об организации лагерей с дневным пребыванием детей в период летних каникул»
  7. Устав МБОУ Лужайская ООШ
  8. Положение о лагере с дневным пребыванием детей .
  9. Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей.
  10. Должностные инструкции работников.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осуществление программы можно разделить на несколько этапов:

Этап реализации программы

Основная деятельность

Сроки

Подготовительный

  1. Разработка программы деятельности  лагеря с дневным пребыванием детей.
  2. Подготовка кадров (посещение семинаров, учёба воспитателей).
  3. Информирование населения
  4. Создание информационного буклета
  5. Проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей
  6. Подготовка методического материала для работников лагеря
  7. Подготовка нормативно-правового обеспечения.
  8. Формирование списка учащихся в лагерь с дневным пребыванием детей.
  9. Организация страхования детей.
  10. Подготовка территории и помещения для лагеря (оформление).
  11. Подготовка материально-технической базы

Май 2017

Организационный

  1. Знакомство с лагерем.
  2. Проведение входной  диагностики.
  3. Формирование законов и  условий совместной работы.
  4. Корректировка плана.
  5. Коллективное планирование.
  6. Формирование и сплочение отрядов.
  7. Работа творческих мастерских

01.06.2017-

04.06.2017

Основной

  1. Обеспечение условий для реализации Программы.
  2. Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел
  3. Планирование отдельных мероприятий.
  4. Проведение инструктажа по ТБ во время различных мероприятий

05.06.2017-20.06.2017

Итоговый

  1. Соотношение результатов Программы с поставленными целями и задачами.
  2. Подведение итогов.
  3. Коллективный, индивидуальный анализ воспитательного процесса в лагере.
  4. Сбор отчётного материала

21.06.2017-28.06. 2017

     Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому. Поэтому мы в лагере так же решили организовать путешествие для ребят. Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.

    Программа предусматривает разнообразные по своему характеру и содержанию мероприятия.

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ

            Поставленные  цели и задачи  осуществляются в рамках реализации программы «По морям, по волнам…»  через игру-путешествие по островам . Участниками игры становятся все находящиеся в  лагере:  дети, педагоги, вожатые, администрация.

    Мы отправимся в путешествие. Пройти по пути нелегко. Каждому  необходимо проявить доброту, силу и ловкость, мужество и мудрость, терпение и трудолюбие. Познать тайны путешествия, преодолеть все испытания помогут искренность, взаимовыручка, товарищество, творчество.

            Игра начинается  с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 14 календарного дня. Игровой замысел: отряды, а по сюжету смены  «По морям, по волнам…» - экипажи -  совершат путешествия по островам, встретятся с героями книг. Жизнь в лагере организуется по морскому уставу. План смены оформляется  в виде огромной карты путешествий с указанием маршрута  экспедиции.  Отряды становятся экипажами, все участники - юнгами. Воспитатели  именуются капитанами кораблей.  Отрядные места оформляются как  кают-компании.   В конце каждого дня  проходит Совет экипажа,  где обсуждаются проблемы и достижения за день

 Участвуя в игре-путешествии, мальчишки и девчонки могут лучше узнать друг друга и себя, укрепить своё здоровье, познакомиться с  миром  детских книг, расширить свои представления о безопасности, на примере литературных персонажей выяснить истинные нравственные ценности.  «По морям, по волнам…» - это 7 разнообразных остановок.

        Каждый день на островах  вырастают волшебные цветы, которые символизируют участие отряда в делах:

  Красный цветок – все в путешествии любуются вами, вы постарались по «полной программе».

  Желтый цветок – чуть-чуть не хватило до ликования, но ваша команда достойна признания.

  Зелёный  цветок – что-то сегодня вы подкачали, ждем ваших успехов на новом привале.

    В первый день смены оформляется  путевой дневник лагеря – «бортовой журнал». В нём, кроме информации об атрибутике отряда, ежедневно дети записывают свои ощущения, чувства, размышления о прожитом дне.

Содержание остановок:

  Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря.

Центром всего является  морской штаб. Каждые два дня – новая остановка на острове:

  • Остров «Встреча друзей»
  • Остров «Смелый»
  • Остров «Зелёная скорая помощь »
  • Остров «Доброта»
  • Остров «Безопасный»
  • Остров « Наш дом»
  • Остров сокровищ

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОСТОИТ ИЗ БЛОКОВ:

Программа реализуется через следующие направления деятельности:

  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Духовно-нравственное  направление
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Экологическое направление

1. БЛОК БЕЗОПАСНОСТИ  «ВРЕМЯ  ВОЛШЕБНОГО ЗАЗЕРКАЛЬЯ» включает мероприятия по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, пожарной безопасности, безопасности на воде, электробезопасности. Проведение инструкций по ТБ.

 2. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК  «СВИСТАТЬ ВСЕХ НАВЕРХ!»

  • организация двигательной активности (утренняя зарядка, минутки здоровья, экскурсии и  прогулки);
  • создание условий для оздоровительного режима дня;
  • обеспечение рационального питания;
  • профилактическая работа и закаливание;
  • спортивные праздники, игры

3.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ БЛОК «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК»  призван развивать творческую активность личности каждого ребенка, создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;  посредством событий в сказке помогать усвоению детьми  духовно – нравственных категорий, формированию у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за своё поведение, любви и уважению к родной культуре, истории и традициям, обогащению эстетических знаний, совершенствованию умений и навыков, воспитанию в детях любви к своей малой родине, развивать эстетический вкус.  Особое внимание при этом уделяется формированию культуры общения: раскрываются «секреты общения»

   Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, помощь жителям села, добрые дела,  посещение библиотеки, музеев, конкурсы, акции.

4.ЭКОЛОГИЯ «ПОМОГИ ПЛАНЕТЕ»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА В ЛАГЕРЕ

Реализация поставленных  целей и задач  осуществляется по программе «По морям, по волнам…». Все воспитанники  лагеря  делятся на  два отряда.  Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом  общелагерного плана.

    Мы выбрали для себя необычную форму организации  отдыха детей -  путешествие по морю. Море  это  необычное, таинственное, красивое, загадочное. Дети будут открывать что-то новое, неизвестное, удивительное, могут показать свои способности, проявить таланты.

     С первого дня открытия лагеря они отправляются в  путешествие. В нашем  путешествии по  морю, дети посетят разные удивительные места.

  Каждый отряд   в составе 16 человек – экипаж корабля, отправившийся в  путешествие. Всего 3 экипажа.

 Воспитатель  - капитан корабля, командир отряда – капитан экипажа, дети – члены экипажа. Начальник лагеря - адмирал.  В конце путешествия, в пункте назначения,  зарыты сокровища. Найти их можно только с помощью шифра. Буквы шифра можно получить, выполняя задания на островах.

   Членам корабля интересны ситуации, способствующие раскрытию их спортивного потенциала. Им комфортно соревноваться в ситуации успеха.  Вместе со взрослыми они научатся объективно оценивать происходящее, ставить справедливые оценки поступкам товарищей и уважительно относиться к мнению коллектива. Период освоения предполагает участие экипажа в  различных испытаниях,  играх, конкурсах,  состязаниях. Ежедневно, при подведении итогов дня активное участие ребят в жизни отряда, победа на состязаниях и в конкурсах оценивается лагерной валютой – «штурвалом».  В основной период смены – «штурвалы» присваиваются Советом лагеря и заносятся на специальный стенд в отряде. Провинившийся  может  быть  оштрафован за недостойное поведение, нарушение свода законов. Морской кодекс  принимается на первом общем собрании.

Морские законы:

  • Закон  уважения    старших  на море.
  • Закон  уважительного  отношения  друг  к  другу.
  • Закон 0:0 (времени). Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
  • Закон морского гостеприимства.
  • Закон  чистого  моря. Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.
  • Закон  морской справедливости.
  • Закон морской территории.
  • Закон поднятой руки.

      Основные нравственные законы:

  • Закон Точного времени  (соблюдать распорядок дня, не опаздывать)
  • Закон Дружбы  (дружба должна строиться в коллективе на взаимном доверии и общности интересов).
  • Закон Заботы  (забота раскрывает внимание к потребностям, интересам и нуждам человека).
  • Закон Чести  (проявление дружбы и заботы утверждает, что каждому дорога честь коллектива).
  • Закон Безопасности  (строго соблюдать инструкции по ТБ).

Выполнение свода законов  предполагает сделать жизнь в лагере интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Самоуправление в летнем оздоровительном лагере создается по принципу «упрощенное самоуправление в образовательном учреждении». В первый день лагерной смены путем тайного голосования выбирается главный советник и четыре человека от каждого отряда в органы самоуправления, которые делятся на четыре группы с соответствующими поручениями.

Цели и задачи актива

- оказание помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел.

- создание в лагере условий для реализации физического, творческого и интеллектуального потенциала детей.

- содействия в создании благоприятного психологического климата.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОУПРАВЛЕНИЯ ЛАГЕРЯ:

    Общий сбор – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников лагеря.

   1. Совет капитанов – детский, исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского  и взрослого коллектива. Собирается 1 раз в день, подводит итоги дня, осуществляется обмен информацией, занимается подготовкой общих КТД, контролирует работу отрядов в течение дня.

  2. Совет здоровья - организует утреннюю зарядку, спортивные соревнования и мероприятия, информирует о здоровом образе жизни, способах и приемах сохранения здоровья, проводит диагностики оздоровительной работы, следит за чистотой и порядком.

   3. Пресс- центр собирает информацию о жизнедеятельности отрядов, выпускает газеты, разрабатывает оформление мероприятий, оформляет стенд, бортовой журнал (дневник лагеря).

   4. Олимпийский комитет организует  тематические дни и оценивает реализацию намеченного. Следит за системой стимулирования и отражением результатов.

    Олимпийским комитетом разрабатывается  система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребёнок  может ежедневно получать «штурвал» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «штурвалов», то их можно обменять на одну большую жемчужину. В конце лагерной смены подводятся итоги, определяется победитель.  Все итоги «личностного роста»  подводятся в конце смены.

    В конце каждого дня в отрядах выбирается лидер дня, который был самым активным, самым творческим, самым внимательным и т.д. Этому ребенку коллективным решением присуждается именная жемчужина.

                         

                          СТРУКТУРА ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

 Все итоги «личностного  роста» подводятся в конце смены с последующим присвоением званий и награждением. Каждый участник смены может пройти следующие этапы «личностного  роста» и получить звания:

«Юнга» (присваивается всем участникам);

«Моряк»

«Боцман»

СТРУКТУРА СОУПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

      Методическое обеспечение  программы  «По морям, по волнам…»  осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.  В лагере ведется  целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению  методических  разработок  передового  опыта, имеются  периодические издания. Для составления программы и  проведения досуговых мероприятий используются материалы из журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Читаем, учимся, играем».

    Для успешной реализации программы в лагере создаётся методический уголок, в  котором   имеется:

  • медиатека (диски с детскими песнями,  фильмами, играми для детей,  шняжками,  грамотами для детей);
  • методическая литература для организации деятельности лагеря;
  • методическая копилка воспитателя (папки  «Игротека», «Речёвки. Кричалки»,  «Детские песни», «Диагностика в лагере» )

Методические условия предусматривают: 

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение учёбы  воспитателей  до начала лагерной смены;
  • индивидуальная работа
  • игротека
  • наличие интернет-ресурсов
  • подбор методических разработок в соответствии с планом работы

 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Дата

Содержание работы

ОСТРОВ  «ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ»

01 июня

1. Вводный инструктаж. Учебная эвакуация на случай возникновения пожара. Беседа «Детям спички не игрушка!»

2. «В гости к Айболиту»- медицинское обследование детей.

3. Общие правила поведения и режим дня в лагере.

4. Викторина «Знаешь ли ты сказки?»

5. Выборы органов соуправления в лагере. Создание отрядов. Распределение обязанностей.

6. «Лагерь - одна семья» (общелагерное дело)

7.Игры на сплочение коллектива «Возьмёмся за руки, друзья!»

8.Поездка в Шахунский ДК

9.«Свистать всех наверх!» (спортивно-оздоровительный час) Минутка здоровья «Мой начальный вес и рост. Я хочу, чтоб я подрос!»

10.Игры на знакомство и взаимодействие, игра-поиск «Где, что, когда!»

02 июня

  1. Минутка здоровья «Мы готовимся к отплытию» (о пользе закаливания)
  2. Начало путешествия (знакомство с картой путешествия)
  3. Эстафета «Узнай сказку». Знакомство со сказкой.
  4. Операция «Уют внутри кают»: оформление отрядного уголка, придумывание названия отряда, эмблемы.
  5. «Заиграйте, мои гусельки» (разучивание девизов, отрядных песен)
  6. «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (электробезопасность)
  7. «Школа общения» (Правила безопасного общения)
  8. «На морской волне» - открытие лагеря.

9.  Игра по станциям «Пойди туда,  не знаю куда…»

ОСТРОВ  «СМЕЛЫЙ»

05 июня

  1. Эстафета «Узнай сказку». Знакомство со сказкой.
  2.  «Путешествие в страну игр»  (разучивание игр на сплочение)
  3. «Школа общения» (Что делать, когда дразнят?)
  4. «Морские вести» - смотр отрядных уголков.
  5. «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (опасные места в доме, поведение в лифте)
  6. Минутка здоровья:  «Хорошие осанка и походка – для моряка отличная находка!»  (профилактика нарушения осанки)
  7. Игра на местности «Ориентирование»

06 июня

  1. «Школа общения» ( Вежливые слова – помощники в дружбе)
  2. 2.  «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (лекарственные растения, пищевое отравление)  
  3. Минутка здоровья: «И на море лук от семи недуг» (о пользе  лекарственных растений);  
  4. 4. Спортивные соревнования «Огонь, вода и медные трубы»
  5. 5. Литературная викторина «Сказки Пушкина»
  6. 6. «Залив свободного плавания»: «Что из кляксы получилось?»

ОСТРОВ  «ЗЕЛЁНАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

07 июня

  1. Эстафета «Узнай сказку». Знакомство со сказкой.
  2. «Школа общения» (как правильно играть?)
  3. «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (домашние животные, комнатные растения)
  4. Игровая программа «В гостях у Айболита»
  5. Минутка здоровья: «Солнечный  ожог,  берегись,  дружок» (профилактика солнечных ожогов и   тепловых ударов) - (встреча с фельдшером )
  6. Игры на сплочение «верёвочный курс»
  7. Музей асфальтовой живописи «Мы за здоровый образ жизни»
  8. Экологическая тропа

08 июня

  1. «Школа общения» (Учимся сотрудничать)
  2. «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (пожарная безопасность)
  3. Акция «ЭКОЛИСТОВКА» - размещение поздравительных листовок в селе.
  4. Рейд « Все на борьбу с дядюшкой Мусором»
  5. ИГРА «Когда есть семь таких, как я, мы вместе – дружная семья!»
  6. Минутка здоровья: «Моряк всегда чист!»   (о гигиене, об уходе за кожей лица, рук) - встреча с фельдшером)
  7. Спортивный праздник «Морские забавы»

  ОСТРОВ   «ДОБРОТА»

09 июня

  1. Поездка в ФОК « Атлант»
  2. Эстафета «Узнай сказку». Знакомство со сказкой.
  3. «Школа общения» (Как правильно привлечь к себе внимание?)
  4. Викторина «Правила дорожные знать каждому положено»
  5. Пионербол

13 июня

  1. «Школа общения» (кто такой настоящий друг?)
  2. Минутка здоровья:  «Морским волкам –  только здоровая пища!» (о здоровом питании)
  3. Волшебный стадион: состязания и эстафеты
  4. «Сказочный перекрёсток»  - отработка знаний дорожного движения
  5. «Добрые дела посёлку» - уборка территории

ОСТРОВ  «НАШ ДОМ»

14 июня

  1. Эстафета «Узнай сказку». Знакомство со сказкой.
  2. «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (ядовитые грибы и ягоды, правила поведения в лесу)
  3.  «Школа общения» (Избавляемся от гнева правильно)
  4.  Весёлая игротека.  Время сказочных затей
  5. Минутка юмора «Улыбка Чеширского кота»
  6. Конкурс юных сказочников «Жили-были…» - сочиняем сказки сами

15 июня

  1. «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (укусы насекомых, дикие животные)
  2. «Школа общения» (как реагировать на грубость)
  3. Круговая эстафета, пионербол
  4. Игровая программа по сказке «Алиса в стране чудес»
  5. Релаксационное занятие «Звуки природы»
  6. (конкурсная программа «Ассорти талантов»)

ОСТРОВ  «БЕЗОПАСНЫЙ»

 16 июня

   

  1. Эстафета «Узнай сказку». Знакомство со сказкой.
  2. «Время волшебного зазеркалья»: просмотр фильма «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» (порезы, ссадины, ушибы, растяжения и переломы)
  3. «Школа общения» (давайте жить дружно!)

4. Весёлая игротека: проведение игр на поднятие  настроения.

 5.  Спортивное соревнование

6. Большая игра « БЕЗОПАСНОСТЬ»

19июня

  1. Подготовка к закрытию лагеря «Финал навигации»
  2. Просмотр и обсуждение  фильма «Я мог никогда не вернуться»
  3. Игра «Ориентирование с заданием»
  4. Минутка здоровья: «Мой  вес  и  рост. Я возмужал?  Подрос? «  (подведение  итогов,  мониторинг  результатов)
  5. Весёлые старты, футбол, пионербол

20июня

  1. «Все мы разные, этим и прекрасны» - открытие музея асфальтовой живописи. «Мои рекорды» Книга рекордов лагеря
  2. Игровой тренинг «Кораблекрушение»
  3. Акция «Дети - детям»: изготовление книжки-малышки для воспитанников детского сада «Малыш»
  4. Викторина «Тайна третьей планеты»

ОСТРОВ СОКРОВИЩ

21 июля

  1. Следы пожеланий «Там на неведомых дорожках…» . Итоговое анкетирование
  2. «Вот и сказке конец» («Марафон сказок» -интеллектуальная игра)
  3. Картинная галерея  «Мой любимый сказочный герой»
  4. «Танцевальное  шоу» - конкурсно-игровая  программа «Зов моря»
  5. Игра « Поиск сокровищ»
  6. Ярмарка «Волшебный сундучок», награждение памятными подарками детей, итоги «личностного роста» - присвоение званий.

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

    Цель психологического сопровождения: создание условий,  способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение  их эмоционального благополучия.

   Психологическое сопровождение детей в лагере с дневным пребыванием осуществляется педагогическим коллективом лагеря и педагогом-психологом школы.  

   При планировании  работы  в лагере с дневным пребыванием,  важно учитывать возрастные особенности детей. Чтобы лучше их понять, надо обязательно знать, что типично в поведении детей данного возраста, какие меры воздействия на них окажутся самыми действенными.

         В целях создания особой среды, обеспечивающей оптимальные условия для оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей  предусматривается проведение   игр и упражнений:

  • направленных на снятие тактильных барьеров ( «Приветствие разными частями тела»,  «Золотые ворота»)
  • направленных на отреагирование агрессии («Забор», «Волки, волки»)
  • направленных на сплочение коллектива («Пианино», «Перестройки», «Волки-овцы», «Я в группе»)
  • направленные на повышение самооценки («Пять добрых слов», «Аплодисменты»,  «Мои лучшие качества»)
  • направленных на снятие напряжения и релаксацию («Водопад», «Облако»)
  • направленных на формирование доверия друг к другу ( «Слепой и поводырь»).

     Ежедневно проводится рефлексии самочувствия детей. Каждый день дети отмечают своё настроение, таким образом можно судить о настроении всего коллектива и о настроении каждого ребёнка в отдельности.

    В течение смены проводится  воспитательно-профилактическая работа с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье; проводятся беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений. Предусмотрено  программой деятельности проведение игр на снятие психического напряжения, на сплочение, на взаимодействие.

      Иногда у ребёнка возникает желание – побыть в одиночестве. Для этого предусмотрено создание «уголка  для уединения»  (психологической разгрузки), где есть возможность почитать, поразмышлять или просто посидеть одному.

 СИСТЕМА ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ

    Комплексная оздоровительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа в лагере с дневным пребыванием детей осуществляется медицинским работником  (по договору) и воспитателями лагеря.

 Решаемые задачи:

  • Вовлечение детей в различные формы спортивно-оздоровительной работы
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков
  • Расширение знаний об охране здоровья.
  1. Проведение медицинского осмотра
  • Все работники лагеря проходят медицинский осмотр. К работе с детьми в лагере допускаются только работники, привитые против дифтерии.
  • Персонал должен соблюдать правила личной гигиены. Работники пищеблока перед началом работы должны тщательно мыть руки с мылом, надевать спецодежду и убирать волосы под колпак.
  • Предварительный осмотр детей при приёме в лагерь (в т.ч. на педикулёз), осуществляемый  медработником ФАП.
  • Измерение роста, веса в начале и по окончании смены
  1. Соблюдение воздушно-теплового режима.

   В помещении лагеря соблюдается режим проветривания (сквозное  и одностороннее)

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы
  • Мероприятия    по    физическому    воспитанию    подбираются в соответствии с возрастом  детей,  состоянием  их здоровья,  уровнем   физического развития и физической подготовленности.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в лагере  предусматривает следующие мероприятия:

       - утренняя зарядка;

       - закаливание:   воздушные  и  солнечные   ванны;

       - занятия физкультурой;

       - общелагерные  прогулки,  экскурсии,  подвижные игры  на местности;

       - спортивные соревнования и праздники;

Перечень оздоровительных процедур. Минутки здоровья:

  1. Мой начальный  вес и рост. Я хочу,  чтоб я подрос (измерение  в начале смены);
  2. Мы готовимся к отплытию (о пользе закаливания);
  3.  Солнечный  ожог,  берегись,  дружок» (профилактика солнечных ожогов и

    тепловых ударов);

  •  Морским волкам –  только здоровая пища! (о здоровом питании);
  • Хорошие осанка и походка – для моряка отличная находка! (профилактика нарушения осанки);
  • И на море лук от семи недуг (о пользе  лекарственных растений);  
  •  Моряк всегда чист!   (о гигиене, об уходе за кожей лица, рук);
  • Мой  вес  и  рост. Я возмужал?  Подрос?   (подведение  итогов,  мониторинг  результатов)

Основные формы организации:

  • Проведение минуток здоровья
  • Использование йодированной соли при приготовлении пищи. 
  • Дополнительная С-витаминизация.
  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Спортивная игры на  площадке («Вышибалы», «Мини-футбол» )
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Эстафеты  («Веселые старты», «Чемпионат весёлого мяча»)

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

     Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

    Начальник лагеря постоянно осуществляет контроль за санитарным состоянием и содержанием помещений  (санитарные узлы, пищеблок, игровые комнаты и т.д.).

 СИСТЕМА ВНЕШНИХ КОНТАКТОВ ЛАГЕРЯ

Система внешних контактов лагеря

Слаженные партнёрские взаимоотношения – одно из условий успешной реализации программы. Единое воспитательно-образовательное пространство позволит осуществлять взаимодействие различных сторон жизни в лагере для достижения творческого успеха, реализации интересов и потребностей детей в различных областях деятельности.

  ОФОРМЛЕНИЕ ЛАГЕРЯ

Лагерь оформляется  в виде  карты путешествия, с указанием  островов.  Их всего  семь.

Рядом  будет расположен   информационный стенд, на котором  Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы, «Флотилия настроения»

Атрибутика лагеря

    Каждого ребёнка в первый день посвящают в юнги. Продвигаться отрядам вперед помогают: капитаны корабля (воспитатели и вожатые),  руководитель путешествия –адмирал (начальник лагеря).  У каждого отряда есть свой отрядный уголок, в котором помещены:  название; девиз; достижения отряда;  список отряда.

     

        Каждый день на островах  вырастают «волшебные» цветы, которые символизируют участие отряда в делах:

  Красный цветок – все в путешествии любуются вами, вы постарались по «полной программе».

  Желтый цветок – чуть-чуть не хватило до ликования, но ваша команда достойна признания.

  Зелёный  цветок – что-то сегодня вы подкачали, ждем ваших успехов на новом привале.

Из всех цветов  получается  один  большой букет в конце привала, что символизирует активность всего отряда.

Оформление лагеря

  • Название программы лагеря «По морям, по волнам…»
  • Девиз: «Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде»
  • Песня «Куда плывёт кораблик»
  • Законы лагеря «Морской кодекс чести»
  • Поздравляем
  • План работы на каждый день
  • Режим лагеря
  • Расписание творческих мастерских
  • «Флотилия  настроения»

Оформление отрядных уголков

  • Название
  • Девиз (слоган)
  • Песня (речевка)
  • Достижения детей (грамоты, медали)
  • Список отряда

 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Основные исполнители программы анализируют и предоставляют в конце смены лагеря анализ  о ходе реализации программы.

      Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планёрках, через проведение мониторинга, анализ результативности деятельности.

  • Контроль за выполнением программы:

Наименование

Срок

Ответственный

1.

Планёрка воспитателей

ежедневно

начальник лагеря

2.

Общий сбор

1 раз в неделю

Воспитатели

4.

Линейка

ежедневно

Начальник лагеря,                 воспитатели, вожатая

  •  Оценка результативности:

   Проанализировать результаты работы лагеря поможет мониторинговая деятельность, отзывы детей и родителей, дневник лагеря.

Мониторинговые исследования:

  1. Входное анкетирование.
  2. Рефлексия мероприятий.
  3. Мониторинговое исследование «Игра в слова».
  4. Методика опросника.
  5. Итоговое анкетирование.

    Как форма диагностики активно используется наблюдение. Во время специальных,  психологических игр оно позволяет выявить лидерские качества, уровень коммуникации, активности, ответственности, открытости, доверия. Анализ, рефлексия на планерках каждого дня позволит наблюдать динамику развития.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ                                                           ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ

  1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
  2. Бесова М.А. весёлые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002
  3. Волохов А.В. Команда нашего двора
  4. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь.- М.: ВАКО,     2004
  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие

по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе.

– М.: Педагогическое общество России, 2002.

  1. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое

пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России,

2003.

  1. Журнал «Классный руководитель»
  2. Лобачёва С.И., Великородная В.А., Щиголь К.В. Загородный летний лагерь. 1-11 классы. –М.: ВАКО, 2006
  3. Побережная Л.А. Игротека. Лидер XXI века–Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006
  4. Пуговкин А.А. Летний пазл. –Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011
  5. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга воспитателя и вожатого. Изд.3-е.-ростов н/Д: Феникс, 2005
  6. Филин Д.Ю. 20 дней из жизни вожатого: методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2010
  7. Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004
  8. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. – Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011
  9. Шпоркина  Е.М. Азбука вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха.- Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009
  10. Сайт «Про школу», «Первое сентября», «Педсовет».

КРУЖКИ И ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

Кружки

День недели

Время

« Танцевальная мозаика»

Понедельник

13.45 – 14.15

« Хрустальный колокольчик»

Вторник

13.45 – 14.15

« Поиграем»

Среда

13.45 – 14.15

« Очумелые ручки»

Четверг

13.45 – 14.15

« Юные экологи»

Пятница

13.45 – 14.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря с дневным пребыванием детей

Прогамма лагеря с дневным пребыванием детей для пришкольного лагеря. программа включает пояснительную записку, календарный план, информационную карту...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»

Программа для организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей....

Воспитательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»

Воспитательная программа  летнего оздоровительного лагерядневного пребывания детей «Радуга» 2019 года...

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга».

Программа разработана для школьного оздоровительгого лагеря с дневным пребыванием....

Программа осеннего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга».

Программа разработана для пришкольного осеннего лагеря с дневным пребыванием....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Лагеря дневного пребывания детей при МОУ «СОШ № 16» «Радуга»

Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена  на основе Примерной рабочей программы воспитания....

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»

Программа  летнего оздоровительного лагеря  дневного пребывания детей «Радуга»...