Исследовательская работа Блокадный Ленинград в истории моей семьи
творческая работа учащихся

Чимитдоржиева Долгорма Содномдугаровна

Блокадный Ленинград в истории моей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad_v_istorii_moey_semi.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно – практическая конференция

«Великая Победа»

Номинация:   Свидетели истории

        МБОУ «Ширингинская средняя общеобразовательная школа"                                

Блокадный Ленинград

в истории моей семьи

    Выполнила: Кусаинова Альбина, ученица 8 класса

                                    Руководитель: Чимитдоржиева Д.С,  учитель начальных классов                                        

2016 год

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

         1. О семье

         2. Воспоминания бабушки о блокаде

         3. Встреча сестёр через 38 лет

          4. Послевоенная жизнь

III. Заключение

 IV.Приложения

Бывает так, что здесь тепло, но это только иногда.

Сегодня выпадут снега, сегодня станет льдом вода.

Идут домой грузовики, прохожий держится за трос.

Окно заклеено крест на крест, метроном стучать замерз.

Совсем загнулся почтальон под грузом страшных телеграмм.

Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

Александр Васильев, спЛин. «Блокада» [1]

I. Введение

Много войн было в истории России. Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием для страны и народа. Мы, не видевшие ужасов войны, не слышавшие свиста снарядов и бомб, должны помнить, какой дорогой ценой завоевана свобода и независимость нашей Родины.

Блокада – одна из самых трагичных страниц в истории человечества. После изучения свидетельств о 900 блокадных днях Ленинграда Нюрнбергский процесс ввел понятие «преступление против человечности».

Моя бабушка Кусаинова (Иванова) Валентина Петровна вместе со своей семьей пережила все ужасы войны и блокады. Она была последней в нашей семье переживших блокаду, кто мог рассказать о тех страшных днях. Бабушкины воспоминания стали поводом для начала моей работы.

Цель работы - изучение блокады Ленинграда через историю моей семьи, через судьбы моих родных. В основу исследования легли воспоминания бабушки.

При изучении семейного архива были обнаружены медаль и подтверждающее удостоверение, письма, трудовая книжка, свидетельство о браке, о смерти, архивные документы.

В ходе работы были проанализированы архивные материалы семьи, записаны воспоминания, начаты поиски в интернет-источниках, использована информация из научно-популярной и исторической литературы. В ходе написания работы, я пыталась связать факты всеобщей истории с фактами из жизни моей семьи.

Работа состоит из вступления, основной части, заключения и приложений. В основной части четыре главы. В первой главе сведения о семье моей бабушки. Во второй главе освещены воспоминания о блокаде Ленинграда.  В третьей главе о встрече с родной сестрой через 38 лет. В четвёртой главе рассказывается о жизни моей прабабушки после войны.  В дополнение к выступлению создана мультимедийная презентация.

II.Основная часть

Война, начавшаяся утром 22 июня 1941 года, захватила в свой водоворот всё население нашей огромной страны.  По заранее намеченному плану немецкие войска тремя большими группами устремились в глубину нашей территории. Важное место в захватнических планах фашистское командование отводило взятию Ленинграда. Захват города на Неве должен был нанести тяжелый моральный удар советскому народу. Кроме того, Ленинград занимал крупное экономическое и стратегическое положение. И командование немецко-фашистских войск стремилось как можно скорее уничтожить город вместе с его населением, ликвидировать Балтийский флот и военно-морскую базу в г. Кронштадте, чтобы затем нанести удар в тыл нашей страны.

1. О семье

Из воспоминаний моей бабушки Валентины Петровны: «22 июня был очень теплый и солнечный день. Когда шли по городу с мамой по репродуктору услышали обращение Молотова о начале войны. Все были потрясены, женщины плакали».

Моя бабушка родилась 30 июня 1925 года и выросла во Фрунзенском районе города Ленинграда.  Жила на Международном проспекте дом 55 кв. 11. В 1941 году ей было 16 лет.

          Отец, Иванов Петр Павлович, погиб смертью храбрых в 1943 году.

           Мать, Иванова Елизавета Ивановна, умерла в 1942 году от голода. Диагноз дистрофия.

          Старшая сестра, Анна (по мужу Коляскина), жила в деревне Стрельная, проживала по улице Ворошилова, 45. Было у нее двое детей, была угнана в Германию, и с тех пор нет никаких сведений о сестре. Писала в раздел «Найти человека», но ответа не было.

    Брат, Александр, ушел в армию в 1939 году служил в городе Львове. Когда началась война, пропал без вести. Искала его, но так его и не нашла.

        Сестру, Антонину, она сама свезла на санках в детский дом по улице Огородникова 19. У нее была дистрофия. А потом ее эвакуировали неизвестно куда.

2. Воспоминания о блокаде

      Нас отвозили на старую финскую границу. Там военные выдавали противогазы и саперные лопаты, и мы копали противотанковые рвы. Нас не бомбили и пока не обстреливали. Но через нас летели немецкие бомбардировщики на Ленинград, там они сбрасывали все бомбы и опять летели через нас. Нам были слышны разрывы и видны пожары (Сестрорецк от Ленинграда находится в 18 км). Потом горели Бадаевские продовольственные склады, и черный дым несколько дней висел над городом.

      Из воспоминаний моей  бабушки: училась я в школе №25. Помню в школу ходила по 7 – ой  Красноармейской улице, школа находилась в переулке, название не помню. Училась в этой школе до 5 класса. Когда началась война, бросила учиться. Учительницу звали Фаина Соломоновна.

      Зима 1941 – 42 года была очень холодная, и люди на ходу замерзали и падали. Покойников хоронили не в гробах, а зашивали в тряпки и засыпали снегом возле дороги. Съели всех кошек и собак. Птичек ещё с осени  перестреляли из рогаток. Давали 125г хлеба, и тот был не настоящий. Были большие очереди за хлебом. Часто приходилось стоять по несколько дней и ночей. Люди держались друг за друга, чтобы не упасть.

     Когда умерла мама Елизавета Ивановна, то хоронить её у Валентины не было сил. Ей помогли два солдата вынести тело и похоронить. Мама, зная, что скоро умрёт, прятала для своих девочек под подушкой кусочки хлеба.

    После смерти мамы моя бабушка увезла на санках свою младшую сестрёнку Тоню в детский дом. Детдом находился по улице  Огородникова 19. У Тони была дистрофия. А затем детдом  эвакуировали в неизвестном направлении.

     Оставшись одна, бабушка  попросилась работать в госпиталь. Ее не брали, была очень худенькой. Плакала горькими слезами, тогда начальник госпиталя сказал: «Пусть работает, подкормим, а потом она сможет ухаживать за больными».   Стирала бинты, таскала раненых, которых привозили в госпиталь. Так она работала в госпитале до 1944 года. Она была  благодарна начальнику госпиталя (этот госпиталь находился в больнице Мечникова),за то  что он спас ей жизнь.

     Когда закончилась блокада, она уехала искать брата и сестрёнку.

3. Встреча с сестрой Антониной

    После войны мою бабушку не оставляла мысль найти  брата и сестру.     В 1971 году она обращается в газету Ленинградского областного комитета КПСС «Ленинградский рабочий». Благодаря руководителю раздела «Найти человека» Маргулину Льву Ефимовичу спустя 38 лет состоялась встреча двух сестёр.

   Вот строки из этого письма:

       Я и моя семья, а также редакция моей газеты, горячо поздравляем Вас с большим событием в Вашей жизни. Через 38 лет после разлуки Вы наконец, встретитесь со своей родной сестрой – Антониной Васильевной Фёдоровой (теперь она по мужу Кирдишива». А живёте вы сравнительно недалеко друг от друга. Я счастлив, что смог помочь Вам в этом трудном деле. Ваша сестра проживает в сельской местности вблизи Красноярска. Сын передаёт ей письма. Очень прошу Вас держать меня в курсе Вашей начальной переписки с Антониной Васильевной: когда и где произойдёт Ваша долгожданная  встреча, как она произойдёт. Ваши чувства при этой встрече( ведь всё же произошло 38 лет назад!) Мне всё это необходимо знать. Если у вас появятся фото – снимки этой встречи, то подарите мне  с надписью на обороте эти фотки – снимки.

   Бабушка с сестрой встретилась всего 2 раза.  Тоня очень хорошо помнила, как сестра увозила её на санках в детский дом. И как вовремя переправы через Ладожское озеро грузовик с детдомовскими детьми был обстрелян.  И Тоня вывихнула себе ногу. 6 марта 1987 года  Тоня умерла. У неё были трое детей: две дочери и сын.

    К глубокому моему сожалению не сохранилось ни одной фотографии этого периода. Сохранилась переписка с семьёй Антонины Васильевны. Но в настоящее время связь с родственниками утрачена.

4. После войны

    После окончания войны Валентина Петровна познакомилась в Бодайбо Иркутской области со своим будущим мужем Кусаиновым Шоппаем Александровичем.  Шоппай Александрович воевал под городом Ржевом, Калугой, форсировал Днепр. При форсировании Днепра был тяжело ранен и попал в плен. Освободили из плена советские войска в 1945 году. В 1948 году они поженились.  В Бодайбо родились дети: сын Коля и дочь Зоя. Затем семья переехала в Иркутск. В Иркутске родилась дочь Тамара. После пожара в 1956 году переехали в с. Романовку.  В Романовке прабабушка работала на транспортно – сплавной базе треста «Бурятзолото» в качестве рабочего. Здесь родились Вова, Рая, Екатерина  и младшая дочь Ирина. В 1969 году семья переехала в село Ширинга. До пенсии прабабушка  работала скотницей в совхозе «Тулдунский», техничкой в доме Культуры. В 1979 году было восстановлено свидетельство о рождении. Этот документ был утерян во время блокады. Моя бабушка родила и воспитала семерых детей. Имеет 35 внуков, 20 правнуков. Награждена юбилейной медалью «50 лет в Великой Отечественной войне».

       

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди многих трагических утрат, постигших Ленинград в блокаду, главной и невосполнимой являются человеческие жизни.

Авторы «Блокадной книги» А.М. Адамович и Д.А. Гранин, беседуя спустя много лет с теми, кто пережил ленинградскую блокаду, сумели очень точно вывести нравственную формулу победы ленинградцев: «Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили – так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе».

За время блокады в нашей семье погибли два человека на фронте, один – от голода. Неизвестно как сложилась судьба старшей сестры Анны, угнанной в Германию

Что спасло их в те страшные годы, когда ежедневно погибали тысячи людей? Сила духа? Работа? Желание выжить и победить?

Я думаю, что пережить блокаду родным помогла и  сила духа, и работа, взаимовыручка и поддержка, добрые люди! Я счастлива, что  выжили моя прабабушка и её сестрёнка Тоня в годы блокады!

На страницах моей работы я рассказала о моих родственниках, переживших блокаду.  Блокадные страницы истории моей семьи – это маленькая частичка большой истории страшных 900 дней блокады!

Закончить я хочу отрывком из стихотворения Зинаиды Буровой «Ленинград Легендарный», написанного в 1966  году:

«О, Ленинград наш Легендарный,

Герой любимый и родной.

Все девятьсот ты дней сражался

С фашистской лютою ордой».

Список литературы:

      1. Архивный материал

      2.  Книга памяти

3. Ленинград в блокаде. Д. Павлов.

4. С огнём и кровью пополам. И. Лисочкин.

5. Белые ночи. И. Слабожан.

6. Ладога. П. Михалин.

Интернет-источники

  1. Нападение Германии на СССР и выход немецких войск к Ленинграду // Блокада Ленинграда // Википедия :  [сайт] / Д. Уэйлс, Л. Сэнгер. – 2001–2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда (06.01.2010).
  2. Битва за Ленинград // Бои за Синявинские высоты // Википедия : [сайт] / Д. Уэйлс, Л. Сэнгер. – 2001–2010. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бои_за_Синявинские_высоты (08.01.2010).
  3. Государственный Обуховский Завод в годы Великой Отечественной войны // История Обуховского завода // ОАО «ГОЗ Обуховский завод» [сайт] / WebPLUS – URL: http://www.goz.ru/1941_y.html (23.01.10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по АЯ "Моя семья" 10 класс

Исследовательская работа по АЯ представляет собранные материалы по теме "Моя родословная", с использованием метода репортажа. ...

Исследовательская работа Тема: «Ветеран моей семьи»

Исследовательская работа Тема: «Ветеран моей семьи»...

Исследовательская работа "Кино и моя семья"

Исследовательская работа посвящена Году кино в России....

Исследовательская работа "Учительская династия моей семьи"

Изучая историю своей  семьи, я учусь любить страну, в которой я живу  и  очень хочу быть достойной своих предков. Мой рассказ о моей учительской династии – династии Гуляевых. Я написала...

Исследовательский проект "Герой в моей семье"

Любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского пат...

Работа над исследовательским проектом «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес Западного округа».

Работа над проектом - процесс творческий и увлекательный. Учащиеся нашей школы – пытливый и любознательный народ, участие в школьном проекте «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес ...

Работа над исследовательским проектом «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес Западного округа».

Работа над проектом - процесс творческий и увлекательный. Учащиеся нашей школы – пытливый и любознательный народ, участие в школьном проекте «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес ...