Патриотическое воспитание младших школьников: требования ФГОС и практика их реализации
статья (2 класс)

Черненко Екатерина Сергеевна

Патриотическое воспитание младших школьников:

 требования ФГОС и практика их реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.7.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Черненко Е.С., учитель начальных классов

ГБОУ школа №54 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Патриотическое воспитание младших школьников:

 требования ФГОС и практика их реализации (из опыта работы)

         Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, можно сделать вывод, что результатом патриотического воспитания детей на ступени начального образования, становятся следующие показатели: наличие основ этнической и гражданской идентичности. Осмысление учениками понятие «Отчизна», почтение к культурному и историческому наследию России,  знание и уважение к государственной символике Российской  Федерации, уважительное отношение к истории и культуре других народов.

         В условиях реализации ФГОС нового поколения патриотическое воспитание учащихся понимается не только как служение Отчизне и готовность принести себя в жертву интересам государства, а прежде всего, с позиции концептуальной характеристики современного стандарта как общественного договора. Патриотизм понимается как осмысление своей роли в судьбе государства и общества, желание способствовать своим личным трудом развитию своей Родины.

Период   младшего   школьного   возраста   по   своим   психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных норм. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном возрасте  развивается   способность   наблюдать,   анализировать происходящие  события  и явления,  устанавливать причины и следствия, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической  основой  реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.

В педагогической  деятельности мы исходим из понимания патриотического   воспитания   детей   младшего   школьного   возраста,   как целенаправленного   процесса   педагогического   воздействия   на личность ребенка. С целью обогащения его знаний о Родине, развития потребности в принадлежности к Малой Родине, ее людям, взращивания патриотических чувств,   формирования   умений   и   навыков   нравственного   поведения   и деятельности на общую пользу.

Система нашей работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя три основных компонента:

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий. Месячник   патриотического   воспитания:   «Народ   и   армия   едины».  Это встречи с ветеранами воин, участниками военных действий. Это общешкольные и классные встречи  направленные на воспитание   уважительного   отношения   к   историческому   прошлому и настоящему нашего государства, чувства гордости за своё Отечество, за  символы  государства, за свой народ; воспитание долга и ответственности   за   судьбу   Родины   и   своего   народа,   за   ее   будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Школьный проект  «Бессмертный полк» - книга памяти. Основная цель этого проекта - ближе познакомить детей со своей семьей. В рамках проекта дети искали сведения о своих прадедушках и прабабушках, воевавших в годы Отечественной войны и работавших в тылу. Они расспрашивали своих родителей, бабушек, дедушек, рассматривали старые фотографии. Дети узнали, что такое похоронка. Некоторые семьи оформили семейные альбомы о своих родственниках. Большинство детей не знали о своих героических родных, а благодаря проекту те далёкие  и страшные события стали более близкими и осознанными. У кого-то сведений было больше, у кого-то совсем мало, но главное –  дети лучше узнали своих предков, увидели в них героев, а также ближе познакомились с историей страны на примере семьи. Ребята написали рассказы о героях фронта и тыла. Из этих рассказов мы составили  книгу Памяти.  В проекте принимал участие не только ребенок, но и его семья, многие родители  помогали детям не по обязанности, а потому что для них самих это дело  стало важным.

Ежегодно в нашей школе проходит конкурс инсценированной военной  песни, в котором мы обязательно участвуем. Предварительно на уроках ребята слушаю песни военных лет, затем выбирают ту, которая вызывает у них больше эмоций и готовят выступление с ней. Дети не только поют песню, они узнают историю страны, чувства слушавших ее почти век назад, перевоплощаются, надевая костюмы и разыгрывая целые представления.

В рамках ежегодной «Вахты памяти» младшие школьники всегда принимают самое активное участие в мероприятиях. Например, мы каждый год пишем благодарственные письма ветеранам, выражая в них свою благодарность, любовь и признание этим волевым людям.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся

реализуется через организацию различных  видов деятельности младших школьников,  направленных  на  освоение  знаний   об  истории,  традициях, культуре народов России, истории Санкт-Петербурга; содержательному   знакомству   с   историей   своей   семьи,   формирование уважительного   отношения   к   труду   окружающих,   стремления   посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.

В качестве форм патриотического воспитания нами используются:

-   классные   часы:   «Государственные   символы   России»,  

 «Что значит, Родину любить?» и др.;

- встречи с ветеранами войны.

- диспуты, беседы по темам: «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Слава хлебу на столе», «История нашего города», «Друзья познаются в беде или в радости»,  «Что  для меня моя семья?», «Люди, которыми гордится  наш

город», «Не место красит человека, а человек место», «Герои нашего времени».

- викторины: «Знаешь ли ты свой город», «Русские былины»

- коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Операция

«Кормушка», «Мое семейное древо»,

- выставки рисунков  на тему «Мой великий город»,

- экскурсии и другие формы работы.

Особенно успешным стал проект “Дети блокады”. О том, как нынешние прадедушки и прабабушки, будучи детьми, пережили Великую отечественную войну, блокаду Ленинграда. Чрезвычайно эмоциональными для ребят стали встречи с очевидцами тех событий, рассказы о том, как жилось детям в блокадные годы. А с помощью родителей удалось смонтировать фильм ставший результатом проекта «Дети Блокады», о встречах с ветеранами, в котором  ребята читают стихи, рассказы и очерки о тех страшных днях. Ребята вместе с родителями подбирали и монтировали кадры к фильму.

         Значительным мне кажется и проект “Я читаю книгу о войне”. Участие в Великой Отечественной войне принимали не только взрослые, но и дети. Дети должны знать о своих ровесниках, которым пришлось выйти на защиту своей Родины. Поэтому целью проекта было познакомить детей с пионерами-героями, комсомольцами-героями. Прочтение каждой книги заканчивалось обсуждением описанных в книге событий. Ребятам было очень интересно узнать, какими же были их сверстники в те «далекие годы».

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию

младших школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий;

- помощь в проектной деятельности;

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

совместных внеклассных мероприятий (выставки,  конкурсы,  экскурсии).

Наша работа включает в себя множество видов деятельности: изучение истории, чтение художественной литературы, общение с очевидцами событий, походы в музеи, но начало работы - это всегда семья. Ведь, чтобы научиться любить свою страну, ребенок должен понять, кто он, откуда он, он должен узнать свое прошлое, чтобы у него было будущее, чтобы он научился понимать, что значит Родина.

Описанный  выше  опыт патриотического воспитания младших школьников не является исчерпывающим содержание проделанной нами работы.   Применение   в   воспитательной   работе   разнообразных   методов, форм,   создание   определенных   организационно-педагогических   условий позволили  обеспечить  повышение эффективности патриотического воспитания  учащихся  начальной школы, достигать положительных результатов.  

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная,   систематическая   работа,   использование   разнообразных средств   воспитания,   общие   усилия   школы   и   семьи,   ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Библиографический список:

  1. ФГОС НОО и ООО.
  2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2008. – 224 с.   
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М.: «ВАКО»,  – 240с.
  4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС в направлении патриотического воспитания младших школьников

Статья содержит теретический материал по реализации ФГОС. Была опубликована на конференции №Патриотическое воспитатание детей и молодёжи"...

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС

Цели, задачи, направления в патриотическом воспитании младших школьников....

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, нами разработана Программа на год «Нравственное воспитание  младшего школьника», в основе её использую...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Гражданская идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.Цель: формирование способности школьника соотносить себя ...