Внеклассное мероприятие - беседа "Правила вежливости"
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Давиденко Екатерина Анатольевна

Беседа для учеников 3-4 классов, проводимая в условиях ГПД. Присутствуют и игровые и интерактивные моменты. Материал нацелен на повторение уже пройденного на уроках материала по этике и поведению. формирование положительных моральных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie-beseda_pravila_vezhlivosti.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие – беседа "Правила вежливости"

https://multiurok.ru/files/urok-vezhlivosti.html
Цель занятия: пробудить в детях желание быть вежливыми всегда и везде.

Задачи:

  • Формировать положительные моральные качества.
  • Развивать навыки культурного поведения в общественных местах, в кругу близких людей. Развитие речи, расширение кругозора.
  • Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать своё мнение по теме.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, плакаты с пословицами и поговорками о добре и вежливости, портрет В.А.Осеевой.

   Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

- Сегодня мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

Игра: «Вежливо – невежливо»

Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить "Спасибо" за подарок?
Громко разговаривать?
Перебивать во время разговора?
Обозвать обидным словом соседа?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать родителям?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.

Рома, выскочив из дома, стремглав помчался к автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью- то пуговицу, и она отлетела.

Как повлияла спешка Ромы на настроение окружающих?

Когда Женя вышел на школьную площадку, обогнавшая его Саша показала ему язык. Коля шутливо щёлкнул его по затылку, Росита передразнила его походку.

Какое настроение у Жени? Почему?

Дима крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?».

Он допустил ошибки. Какие?

Заранее заготовленные карточки: (читают)

1-й ученик:

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

2-й ученик:

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

3-й ученик:

На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов: 
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!

4-й ученик: 

Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!

 Сегодня я выступаю в роли королевы Вежливости и хочу, чтобы вы знали, как образовалось слово «Вежливость». Внимание на экран!

(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)

- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» ------------ знаток.

«ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

Обмен собственным опытом.

- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

  1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
  2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
  3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
  4. Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
  5. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

Использование в речи «волшебных» слов.

 «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) (3-й слайд)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) (4-й слайд)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) (5-й слайд)

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.) (6-й слайд)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) (7-й слайд)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) (8-й слайд)

Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

-Как вы думаете, какие слова называют волшебными? Почему? Какое волшебство они совершают? (Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.)(слайд9)

-В каких случаях мы используем эти слова?(слайд10)

а) здравствуйте, привет, добрый день,(приветствие)

б) до свидания. пока (прощание)

в) спасибо, благодарю(благодарность)

г) извините, простите (извинения)

д) будьте добры, пожалуйста(просьба)

Помни!-

-Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. -Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. -Не следует говорить слишком долго.

Примерная схема разговора

1. «Алло».

2. Приветствие

3. Объяснение цели звонка – собственно разговор.

4. Благодарность

5. Прощание.

----Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

Разыграем ситуации (разговор по телефону)

  • Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить по какой программе показывают мультфильмы.
  • Девочка звонит подруге и хочет узнать домашнее задание по математике.
  • Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру «Футбол».
  • Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

Работа в группах: Задание. Составить пословицы из отдельных слов.

1-я группа. Слово - не воробей, вылетит не поймаешь.

  • Доброе слово дороже золота.
  • Доброе слово в жемчугах ходит, а худое слово пуще стрелы разит.

2-я группа .Доброе слово и кошке приятно .

  • Худое слово и сладким медом не запьешь.
  • Палка по мясу бьет, а слово до костей достает.

3.группа. Доброе слово человека, что дождь в засуху.

  • Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

Зачитывание пословиц детьми с объяснением смысла.

 Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой

«Кто всех глупее»

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку - мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня - хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

- Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня - сзади него нет никого.

"Неужели я самый глупый из всех?" - подумал Ваня. 

- Ну и кто же всех глупее? А с вами никогда такое не случалось?

Быть вежливым - это значит быть добрым, честным, смелым.

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым 
пусть доброе утро длится до вечера!

Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают "Доброго пути!" 
- Будет легче ехать и идти.
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку,
- Здравствуйте! - он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим "спасибо"? 
За всё, что делают для нас. 
И мы припомнить не смогли бы, 
Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово "пожалуйста"? 
Повторяем его поминутно, 
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста" 
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти 
Услышать каждый очень рад, 
Добреют взрослые и дети 
И улыбнуться вам спешат.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас
Пожелание "В добрый час".
Доброта - она от века
Украшенье человека:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то - беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Подведение итогов. Выводы.

 Итак, что вам сегодня на занятии понравилось больше всего? Что вы нового узнали?

А сейчас, мы с вами ответим на вопросы теста на вежливость. Просмотр презентации по теме "Уроки вежливости".

Я надеюсь, что вас никогда не будут называть невежами. А вы всегда будете воспитанными и вежливыми ребятами.

Звучит песня "Если добрый ты" из мультфильма "День рождения кота Леопольда".

Спасибо вам!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Доброта, вежливость, дружба"...

-        Доброта, вежливость, дружба... Что означают эти слова?Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:«Доброта — это отзывчивость, душевное расположен...

Внеклассное мероприятие "День вежливости"

Разработка мероприятия "День вежливости "+Презентация...

Внеклассное мероприятие "Будем вежливы всегда!"

Внеклассное мероприятие на тему: "Будем вежливы всегда" может быть использовано во внеурочной деятельности детей....

Внеклассное мероприятие "Правила вежливости".

Расширить понятие детей о культуре поведения....

Внеклассное мероприятие "Школа вежливых наук"

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней....

Внеклассное мероприятие "Праздник вежливости"

Этот праздник пригодиться любому педагогу для проведения внеклассного занятия, классного часа по  нравственному воспитанию. В ходе занятия учащиеся вспоминают  нормы правил поведения в заним...

Внеклассное мероприятие. "Быть вежливыми всегда и везде."

Внеклассное мероприятие.Быть вежливыми всегда и везде.Цель занятия: пробуждение в детях желания быть вежливыми всегда и везде....