Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе гимназии
проект (1, 2, 3 класс)

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ Домодедовской гимназии №5 содержит в себе главные аспекты организации отдыха школьников в период летних каникул на базе гимназии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

летнего лагеря с дневным пребыванием детей

на базе МАОУ Домодедовской гимназии № 5

г.о. Домодедово Московской области

«Волшебные каникулы»

        

        Составители: Косолапова С.Е,                                          

        Возраст участников смены: дети 7-14 лет.

        Срок реализации:  июнь 2018

        

Г.о. Домодедово Московской области, 2018 г.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебные каникулы»

Организация-исполнитель

МАОУ Домодедовская гимназия № 5

Место реализации

Московская область, город Домодедово, ул. Корнеева, 39

Составители программы

Косолапова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов;

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе (в т.ч. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Задачи программы

  • создание условия для педагогически организованного отдыха детей;
  • приобщение детей к творческим видам деятельности, саморазвитию творческого мышления;
  • способствование формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
  • создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей;
  • предоставление ребёнку возможностей для самореализации;
  • формирование у детей навыков общения и толерантного сознания.

Срок исполнения

Программа краткосрочная, реализуется c 30.05-29.06.2018 г

Участники программы

Учащиеся МАОУ Домодедовской гимназии № 5, в т.ч. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Краткое содержание программы

В основу программы лагеря закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Включает в себя разноплановую деятельность, патриотического направления, оздоровления, образования, воспитания в условиях оздоровительного лагеря.

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора учреждения по воспитательной работе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация летнего отдыха – один из важных аспектов образовательной деятельности. Педагогически организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать образовательный процесс непрерывным в течение всего года.

В оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

В летний период многие дети не имеют возможность выехать в загородные лагеря. Значительный процент детей остается неохваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, иногда становятся участниками дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, невольно попадают в группы «социального риска».

Все эти реалии предопределили разработку программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Волшебные каникулы» на базе муниципального автономного учреждения Домодедовской гимназии № 5 Московской области.

Главная цель программы  создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе (в т.ч. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Главная особенность программы: Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается «легенда» лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Все мероприятия подчиняются главной теме «волшебства», которая проходит сквозной нитью через все отрядные дела и кружковую деятельность.

Основные задачи программы:

  • предоставление ребёнку возможностей для самореализации;
  • формирование у детей навыков общения и толерантного сознания.
  • создание условия для педагогически организованного отдыха детей;
  • приобщение детей к творческим видам деятельности, саморазвитию творческого мышления;
  • способствование формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
  • создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей;

Программа реализуется педагогическим коллективом образовательного учреждения из числа подготовленных педагогов школы совместно с работниками муниципальных учреждений дополнительного образования, сотрудниками ПДН и ОГИБДД УМВД России по г.о. Домодедово, а также работниками ГКУСО МО «Домодедовский СРЦН "Семья"», закреплённых за микрорайонами и административными округами городского округа Домодедово.

  1. Модель организации лагеря

Логика развития смены, эмоционального развития, соотношение отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены – это факторы, которые составляют содержательную модель смены.

Программа универсальна и используется для работы с детьми различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья, ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену, продолжительностью 21 день.

Традиционно все дети смены распределяются по отрядам из расчёта: в одном отряде не более 25 человек из числа учащихся 1-4 классов и не более 30 человек из числа учащихся средних и старших классов.

План работы отряда включает в себя:

  • отрядные дела (для всего отряда);
  • групповые дела (организация одновременной работы нескольких групп по подготовке или проведению коллективных творческих дел);
  • межотрядные дела, направленные на взаимодействие с другими отрядами лагеря.

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж, выражающийся в определенных лагерных элементах:

  • названии;
  • девизе, которому следует в своей творческой деятельности;
  • символах и атрибутах;
  • законах и традициях отрядной жизни;
  • оформлении отрядного уголка.

Участие детей в работе лагеря происходит на добровольной основе, при взаимном понимании и субординации детей и взрослых (педагогов, начальника лагеря).

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

  • принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
  • принцип коллективной творческой деятельности;
  • принцип самореализации ребёнка в условиях детского лагеря;
  • принцип самостоятельности.

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); а также метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии).

Во время летней смены лагеря детям и родителям предоставляются психологические услуги педагогами-психологами учреждения по налаживанию и поддерживанию межличностных взаимоотношений, а также воспитательно-профилактические беседы и консультирования с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье.

Профилактические досуговые мероприятия в лагере проводятся совместно с сотрудниками ПДН и ОГИБДД УМВД России по г.о. Домодедово.

2. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые условия реализации программы:

  • «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 года);
  • «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (ГОСТ Р 52887-2007);
  • СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  •  «МР 2.4.4.0011-10. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Летние оздоровительные учреждения. Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 24.09.2010);
  • письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164
    «О Типовом положении о детском оздоровительном лагере»;
  • письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков»);
  • письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров»);
  • Устав МАОУ Домодедовской гимназии №5;
  • Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;
  • Правила внутреннего трудового распорядка лагеря с дневным пребыванием детей;
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический коллектив представлен педагогами, библиотекарем, педагогами-психологами МАОУ Домодедовской гимназии №5, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекаются учитель физической культуры, медицинский работник.

Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками АХЧ образовательного учреждения, имеющими соответствующее профессиональное образование.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

  1. Залы (спортивный зал и актовый залы, школьный музей Боевой Славы).
  2. Техническое оборудование (фотоаппарат, мультимедийная установка, компьютеры, магнитофон и музыкальный центр, спортивно-игровой инвентарь).
  3. Необходимое оборудование (компакт- и видео диски, флеш-накопители).
  4. Реквизит ( набор костюмов и театрального реквизита).
  5. Сувенирная, печатная и учебно-издательская продукция (школьный фонд библиотеки, канцелярские товары, призовой фонд, грамоты, дипломы, сувенирная продукция для организации ярмарки, подарки).

3. Особенности планирования педагогической деятельности в условиях лагеря

Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация образовательного учреждения. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несет ответственность за состояние хозяйственной, финансовой и воспитательной работами, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность управления.

Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность её участников. Функции воспитателя заключаются в организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в воспитательных мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка своего отряда.

Руководители кружков организуют работу своих секций по интересам детей согласно графику, установленному в начале смены.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник и педагогический коллектив, сотрудники АХЧ отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей во время участия в соревнованиях, культурно-массовых праздниках и других мероприятиях.

С целью реализации программы лагеря:

  • проводятся ежедневные планерки воспитателей;
  • составляются планы работы воспитателей отрядов, в которых отражаются и анализируются события и проблемы дня;
  • проводятся анкетирование и тестирование детей на различных этапах смены, анализ качества оздоровления, в том числе по показателям физического развития, функционального состояния организма, физической подготовленности и заболеваемости детей за период смены;
  • оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
  • сотрудники лагеря обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий;
  • проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья детей, проведению мероприятий по профилактике детского, в том числе дорожно-транспортного травматизма.

4. Основное содержание программы, механизмы ее реализации

Программа «Волшебные каникулы» реализуется во время проведения смены оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии со следующими этапами:

1.        Подготовительный: подбор кадров, проведение стажерской площадки для работников лагеря, подготовка методических материалов, подготовка материально-технической базы.

2.        Организационный: формирование отрядов (по возрастным группам), знакомство с режимом работы лагеря и правилами, оформление уголков отрядов.

3.        Основной (21 день): образовательная деятельность, оздоровительная деятельность, культурно-досуговая деятельность, методическая работа с воспитателями.

4.        Заключительный: закрытие смены (последний день смены), сбор отчётного материала, анализ реализации программы и выработка рекомендаций, выпуск видеодневника (презентации).

Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные гражданско-патриотические мероприятия, связанные с изучением духовно-нравственных традиций, событиями истории и памятниками культурного наследия родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные конкурсно-игровые программы и т. д.).

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребёнка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

План мероприятий представлен в программе с учетом указанных направлений деятельности лагеря и в соответствии с логикой развития смены.

  1. Методы диагностики, критерии эффективности реализации программы

Для диагностики успешности программы и оценки степени усвоения детьми новых знаний, в течение смены предполагается проведение анкетирования, а также оценки эффективности оздоровления детей, результаты которых позволят педагогам, при необходимости, скорректировать отдельные части программы.

В результате участия в программе участники смены, в т.ч. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, приобретут опыт успешной самореализации, эффективного взаимодействия с окружающими, что в совокупности с полученными ими навыками будет способствовать повышению их социальной активности и адаптации в обществе.

Список используемой литературы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 2009.
  2. Жиренко О.Е. Мир праздников, шоу, викторин. М., «5» за знания, 2008.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. М., ВАКО, 2008.
  4. Роткина Т.С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия. О., Детство, 2007.
  5. Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху. Сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. О., Детство, 2009.
  6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Родничок"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Презентация. Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей: «Я - Гражданин России!»

Обеспечить качественный отдых,  занятость детей; создать условия для развития личности ребенка в каникулярное время, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты ...

Программа деятельности лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ п.Пионерский "Космические приключения"

         Данная программа реализовывалась через использование групповых и индивидуальных  познавательно-игровых  форм работы. В программе использовались следу...

Программа осеннего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ № 7 «Семицветик»

Программа лагеря    представляет игровую модель смены - это модель, в основе которой лежит сюжетная игра,   через которую ребёнок познает важнейшие социальные формы поведения,...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёный ДОМ» при МБОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»

Данная программа позволит интересно организовать каникулярный отдых детей, укрепить здоровье, повысить интерес ребят к здоровому образу жизни....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радужное лето»

Цель программы: Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Цели и задачи программы:создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей дете...