Дидактические игры для классов с ОВЗ
картотека

Смирнова Галина Владимировна

Данный материал  предполагает знакомство с дидактическими играми  ( на  цвет, форму,величину).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_dlya_klassov_s_ovz.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

Содержание

I этап: д/и (легкие)                                                            

IIэтап: д/и (среднего уровня)

III этап: д/и (усложненного уровня)

Дидактические игры на цвет

«Цвета малышам»

Цель: Учить учащихся выделять основные цвета, их узнавать и показывать.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить называть или показывать учащихся карандаши основных цветов;
  • Учить учащихся называть или показывать различные предметы из окружающей действительности;
  • Учить учащихся составлять пазл из 2-х элементов (предмет и карандаш по основным цветам).

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитывать интерес к дидактическим играм.

Материал.

6 картинок, состоящих из 2-х элементов.

«Цветные фоны»

Цель:  Изучение учащимися основных цветов.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть и показывать цвет больших квадратов или прямоугольников.
  •  Учить учащихся называть и показывать цвет предметов изображенных на маленьких карточках;
  • Учить учащихся называть или показывать предметы на маленьких карточках из окружающей действительности.
  • Развивать умение у учащихся раскладывать по цвету различные предметы на квадраты или прямоугольники.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная.

  • Воспитывать интерес к дидактическим играм.

Материал.

4 квадрата или прямоугольника 4-х основных цветов, маленькие карточки с изображением различных предметов по основным цветам.

«Цвета»

Цель:   Изучение учащимися основных и дополнительных цветов.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить называть и показывать учащихся на маленьких карточках цвета 3-х карандашей (основных и дополнительных цветов);
  • Учить учащихся называть и показывать различные предметы из окружающей действительности состоящие из основных и дополнительных цветов;
  • Учить учащихся составлять пазл состоящий из 2-х элементов (предмет и карандаши по цветам основным и дополнительным).

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к изучению дополнительных цветов.

Материал.

20 картинок, состоящих из 2-х элементов.

«Разноцветный мир»

Цель:   Изучение учащимися основных и дополнительных цветов.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся находить картинку какого-либо предмета среди других картинок;
  • Учить учащихся находить и соединять карточки, на которых изображены предметы одного цвета к полоскам;
  • Учить учащихся составлять ассоциативные цепочки по различным признакам.
  • Научить учащихся собирать из 2-х частей целое изображение какого-либо предмета.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к дидактическим играм.

Материал.

45 карточек, 2 полоски разделенные на 7 секторов по основным и дополнительным цветам.

«Инструмент Пицоли»

Цель:   Изучение учащимися основных и дополнительных цветов.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить называть и показывать учащихся цвета на диске, состоящие в дольках;
  • Учить учащихся находить и показывать цвет дольки по просьбе педагога;
  • Учить учащихся поворачивать диск самостоятельно находя нужный цвет.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к игре.

Материал.

2 круга соединенных между собой, у верхнего круга нет одной дольки. Нижний круг разделен на дольки основных и дополнительных цветов.

«Логические блоки Дьенеша»

Цель:   Учить воспринимать учащихся цвета: желтый, синий, красный и объемные тела.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся решать логические задачи на разбивку предметов по свойствам;
  • Учить учащихся выстраивать цепочки из данных цветов и геометрических фигур (тел);
  • Учить учащихся отвечать на простые вопросы педагога;
  • Учить учащихся выстраивать различные предметы из геометрических фигур (тел) по цвету и образцу, а затем самостоятельно.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к игре.

Материал.

Набор логических блоков, различающихся 4-мя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной – 48 шт., набор больших цветных карточек с изображением различных предметов, состоящих из геометрических фигур.

«Цветные счетные палочки Кюизнера»

Цель:   Обучать учащихся выкладывать из палочек объемные предметы.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся выстраивать различные логические и цветные цепочки предметов;
  • Учить учащихся отвечать на простые вопросы;
  • Учить учащихся самостоятельному выполнению из палочек различных предметов.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к играм с палочками.

Материал.

100 шт. палочек: синего, желтого, красного, бардовый.

«Лото - бочонки»

Цель:   Воспитывать желание у учащихся изучать цвета.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить называть и показывать учащихся цвет бочонков;
  • Учить учащихся соединять 2 половинки в одно целое;
  • Развивать умение у учащихся собирать различные предметы по цвету.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать желание у учащихся аккуратно относится к дидактическому материалу.

Материал.

7 бочек основных и дополнительных цветов, состоящих из 2-х половинок.

«Познай - ка»

Цель:   Воспитывать интерес у  учащихся к изучению цветового спектра.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить называть и показывать учащихся цвет карандашей основных и дополнительных, а так же предметов, изображенных на маленьких карточках;
  • Учить учащихся соотносить цвет карандашей с цветом предметов;

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать желание у учащихся аккуратно относится к дидактическому материалу.

Материал.

Маленькие карточки в количестве 20 шт. с овальной прорезью, карандаши нарисованные на овалах по основным и дополнительным цветам.

«Сочетание цветов»

Цель:   Продолжать воспитывать интерес у  учащихся к изучению цветового спектра.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся на карточках находить нужный цвет карандаша;
  • Учить учащихся выделять на круге цветовой спектр сюжетной картинки;
  • Учить учащихся соотносить цвет карандашей к сюжетным картинкам.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать желание у учащихся аккуратно относится к дидактическому материалу.

Материал.

Круги с выемками в количестве 20 шт., карточки 80 шт.

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • «Цвета малышам»
  • «Цветные фоны»                                                            

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • «Разноцветный мир»
  • «Логические блоки Дьенеша»
  • Инструмент Пицоли
  • Лото- бочонки

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • «Цвета»
  • Цветные счетные палочки Кюизнера
  • «Сочетание цветов»

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

Дидактические игры на форму

«Найди похожую фигуру»

Цель:   Воспитывать желание изучать формы (фигуры).

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся находить картинку с изображением какого-либо предмета среди других картинок;
  • Учить учащихся запоминать место расположение и находить картинку с изображением какого-либо предмета среди других картинок;
  • Учить учащихся различать форму предметов и соотносить эту форму с набором геометрических фигур (овалом, треугольником, кругом, квадратом, прямоугольником.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Карточки 40 шт.

«Логические блоки Дьенеша»

Цель:   Учить воспринимать учащихся цвета: желтый, синий, красный и объемные тела.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся решать логические задачи на разбивку предметов по свойствам;
  • Учить учащихся выстраивать цепочки из данных цветов и геометрических фигур (тел);
  • Учить учащихся отвечать на простые вопросы педагога;
  • Учить учащихся выстраивать различные предметы из геометрических фигур (тел) по цвету и образцу, а затем самостоятельно.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к игре.

Материал.

Набор логических блоков, различающихся 4-мя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной – 48 шт., набор больших цветных карточек с изображением различных предметов, состоящих из геометрических фигур.

«Почтовый шар, дом» и др. (по типу доски Сегена)

Цель:   Воспитывать желание изучать геометрические фигуры.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся рассматривать геометрические фигуры, ощупывать;
  • Учить учащихся соотносить фигуру с прорезью;
  • Учить учащихся называть цвет и фигуру;
  • Учить учащихся зрительному соотнесению с прорезью без метода проб и ошибок.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
  • Развитие зрительного восприятия у учащихся.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.

Материал.

Различные объемные фигуры по типу доски Сегена.

Домино «Геометрические фигуры»

Цель:   Воспитывать желание изучать формы (фигуры).

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть и показывать геометрические фигуры;
  • Учить учащихся правильно класть домино – фигура к фигуре;
  • Учить учащихся придерживаться правилам игры: соблюдать очередность хода.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
  • Развитие зрительного восприятия у учащихся.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к настольно-печатным играм.

Материал.

Деревянное домино – геометрическое.

«Чудесный мешочек»

Цель:   Воспитывать желание изучать формы – предметов.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся рассматривать различные предметы и их ощупывать;
  • Учить учащихся на ощупь находить по просьбе педагога предмет;
  • Учить учащихся зрительному восприятию и зрительной памяти.

2.Коррекционная:

  • Развитие тактильно- двигательного восприятия у учащихся.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.

Материал.

Чудесный мешочек, мелкие деревянные предметы.

«Часть и целое»

Цель:   Воспитывать желание изучать формы –предметов.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть сравнивать одинаковое количество разных предметов;
  • Знакомить учащихся с частями целого предмета;
  • Учить учащихся соотносить части предметов к целому.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся наблюдательность.
  • Развитие зрительного восприятия у учащихся.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

10 кругов с выемками, 40 маленьких карточек с выемками.

«Половинки»

Цель:   Воспитывать желание к изучению различных видов предметов из частей.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Знакомить учащихся с предметами окружающей действительности;
  • Учить учащихся находить недостающие детали предметов;
  • Учить учащихся воссоздавать целостный образ предмета.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
  • Развитие внимание у учащихся.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Предметы (картинки) в разобранном виде.

Аппликация

Цель:  Воспитывать желание к изучению различных видов предметов из частей.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть предметы, состоящие из геометрических фигур;
  • Учить учащихся находить на маленьких карточках геометрические фигуры, соотносящиеся к одному предмету;
  • Учить учащихся составлять пазл из 4-х элементов.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Картинки маленькие с выемками в количестве – 40 шт., круги с выемками в количестве – 10 шт.

«Магнитная мозаика»

Цель:   Воспитывать желание у учащихся к изучению различных видов предметов из частей.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть геометрические фигуры;
  • Учить учащихся понимать размер геометрических фигур;
  • Учить учащихся располагать элементы мозаики в определенной последовательности.
  • Учить учащихся в собранной конструкции видеть предмет.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Магнитная доска, набор геометрических фигур с магнитами.

Геометрические тела

Цель:   Воспитывать желание к изучению геометрических тел.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся рассматривать, а затем показывать или называть геометрические тела;
  • Учить учащихся ощупыванию геометрических тел;
  • Учить учащихся по просьбе взрослого находить геометрические тела.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся тактильно - двигательную координацию.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Набор геометрических тел.

«Веселая логик»

Цель:   Воспитывать желание к изучению геометрических тел.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть предметы, состоящие из геометрических фигур;
  • Учить учащихся находить на маленьких карточках эти же предметы в разбросанных геометрических фигурах;
  • Учить учащихся составлять пазл из 2-х элементов.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук..

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Картинки, состоящие из 2-х элементов.

«Чей коврик лучше» (коврики по типу матриц Равенна)

Цель:   Воспитывать желание к изучению геометрических фигур.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Развивать у учащихся восприятие формы плоскостных фигур;
  • Учить учащихся латать коврик заплаткой;

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.

Материал.

Коврик с контуром заплатки и отдельно геометрические фигуры.

Развивающее лото (геометрическое)

Цель:   Воспитывать желание к изучению геометрических фигур.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Развивать у учащихся восприятие фигур (объемных);
  • Учить учащихся ощупыванию фигур;
  • Учить учащихся соотносить фигуру с нужным плоскостным ковриком.
  • Учить учащихся называть цвет и фигуру.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.

Материал.

4 карточки, разделенные на 6 секторов по вертикали и 12 геометрических ковриков по горизонтали.

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Почтовый шар, дом, кубик (по типу доски Сегена)
  • Домино фигуры
  • Магнитная мозаика
  • Геометрические тела

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Найди похожую фигуру
  • Развивающее лото (геометрическое)
  • Половинки
  • Чудесный мешочек
  • Логические блоки Дьенеша

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Коврики по типу матриц Равенна
  • Часть и целое
  • Веселая логика
  • Аппликация

Дидактические игры на величину

«Чудесный мешочек»

Цель:   Воспитывать желание изучать величину – предметов.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся рассматривать, а затем показывать или называть размер предметов;
  • Учить учащихся на ощупь находить по просьбе педагога предметы нужного размера.

2.Коррекционная:

  • Развитие у учащихся зрительно - тактильно ощущения.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.

Материал.

Большой чудесный мешочек, большие и маленькие предметы.

Пирамида большая и маленькая

Цель:   Воспитывать интерес у учащихся к сборно-разборным игрушкам. Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся соотносить количество колец по размерам.
  • Учить учащихся собирать пирамиду от большого до маленького кольца.
  • Учить учащихся соотносить цвета колец, и их размер.

2.Коррекционная:

  • Развитие у учащихся зрительно - двигательную координацию.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игрушкам сборно – разборного варианта.

Материал.

Пирамиды: из 3-х колец, 6, 10 и более.

«Пятиместная матрешка»

Цель:   Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся собирать из частей данных педагогом целое.
  • Учить учащихся определять величину матрешки от большой до самой маленькой.
  • Учить учащихся соотносить части без метода проб и ошибок.

2.Коррекционная:

  • Учить учащихся зрительному восприятию целостного образа предмета.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.

Материал.

Пятиместная матрешка.

«Логические блоки Дьенеша»

Цель:   Учить воспринимать учащихся цвета: желтый, синий, красный и объемные тела.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся решать логические задачи на разбивку предметов по свойствам;
  • Учить учащихся выстраивать цепочки из данных цветов и геометрических фигур (тел);
  • Учить учащихся отвечать на простые вопросы педагога;
  • Учить учащихся выстраивать различные предметы из геометрических фигур (тел) по цвету и образцу, а затем самостоятельно.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к игре.

Материал.

Набор логических блоков, различающихся 4-мя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной – 48 шт., набор больших цветных карточек с изображением различных предметов, состоящих из геометрических фигур.

Матрешки на величину

Цель:   Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся собирать из частей данных педагогом целое.
  • Учить учащихся определять величину матрешки от большой до самой маленькой.
  • Учить учащихся соотносить части без метода проб и ошибок.

2.Коррекционная:

  • Учить учащихся зрительному восприятию целостного образа предмета.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание правильно выполнять задание.

Материал.

Пятиместная матрешка.

«Большой – маленький»

Цель:   Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся показывать на карточках большие и маленькие предметы.
  • Учить учащихся называть предметы из окружающей действительности.
  • Учить учащихся составлять пазлы из 2-х элементов (большие и маленькие предметы).

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

20 карточек, состоящих из 2-х элементов.

«Чей малыш»

Цель:   Воспитывать у учащихся интерес к познанию величины.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть домашних и диких животных, изображенных на карточках.
  • Учить учащихся называть детенышей.
  • Учить учащихся выделять размер животных.
  • Учить учащихся соотносить размер большой и маленький.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительно- моторную координацию.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

20 карточек, состоящих из 2-х элементов.

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Пирамида
  • Чудесный мешочек
  • Пятиместная матрешка

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Большой маленький
  • Матрешки на величину

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Блоки Дьенеша
  • Чей малыш?

Дидактические  игры на действие с разборными игрушками

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Пирамида
  • Чудесный мешочек
  • Пятиместная матрешка

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Большой маленький
  • Матрешки на величину

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Блоки Дьенеша
  • Чей малыш?

Дидактические игры связанные с конструированием

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Пирамида
  • Чудесный мешочек
  • Пятиместная матрешка

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Большой маленький
  • Матрешки на величину

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Блоки Дьенеша
  • Чей малыш?

Дидактические игры с мозаикой

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Пирамида
  • Чудесный мешочек
  • Пятиместная матрешка

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Большой маленький
  • Матрешки на величину

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Блоки Дьенеша
  • Чей малыш?

Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики рук

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Пирамида
  • Упражнение доктора Бурневиля (франция)
  • Мячик с дольками
  • Различные виды игрушек для воды
  • Кто первый
  • Пазлы 6-деталей

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Пазлы – от 9-12 шт.
  • Вираж с бусинками.
  • Поставь заплатки на сюжетные картинки.

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Пазлы – 12-180 шт.
  • Доска с винтиками
  • Одень мишку

Пирамида большая и маленькая

Цель:   Воспитывать интерес у учащихся к сборно-разборным игрушкам. Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся соотносить количество колец по размерам.
  • Учить учащихся собирать пирамиду от большого до маленького кольца.
  • Учить учащихся соотносить цвета колец, и их размер.

2.Коррекционная:

  • Развитие у учащихся зрительно - двигательную координацию.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игрушкам сборно – разборного варианта.

Материал.

Пирамиды: из 3-х колец, 6, 10 и более.

Пазлы от 6 – 180 шт.

Цель:   Обучать учащихся собирать пазлы.

 Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся собирать предметные и сюжетные картинки - пазлы.
  • Учить учащихся называть или показывать полученные предметы или картинки.

2.Коррекционная:

  • Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к пазлам разного вида.

Материал.

Пазлы от 6- 180 шт.

«Мячик с дольками»

Цель:   Воспитывать желание у учащихся работать со сборно-разборными игрушками.

 Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся собирать из частей целое.
  • Учить учащихся называть или показывать цвет долек мячика.

2.Коррекционная:

  • Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре со сборно-разборными игрушками.

Материал.

Мячик, состоящий из 8 частей.

«Кто первый»

Цель:   Воспитывать желание у учащихся работать с игрушками по мелкой моторике рук.

 Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть цвет кругов (красный и синий).
  • Учить учащихся соотносить круги с нужной прорезью

2.Коррекционная:

  • Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре

Материал.

Подставка с отверстиями, набор кругов в количестве 50 шт.

«Различные виды игрушек для воды»

Цель:   Воспитывать желание играть с игрушками для воды.

 Задачи:  1.Обучающие:

  • Воспитывать желание у учащихся играть со специально предназначенными игрушками для воды.
  •  Учить учащихся производить действия с игрушками так, чтобы они плавали.

2.Коррекционная:

  • Развитие у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре игрушками с водой.

Материал.

Различные игрушки для воды.

«Вираж с бусинками»

Цель:   Развитие мелкой моторики.

 Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся передвигать бусинки по крутому виражу- слева на права и справа на лева.
  •  Учить учащихся называть цвета виражей.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительно-двигательную координацию.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Подставка с виражами и бусинки.

«Поставь заплатки на сюжетные картинки»

Цель:   Воспитывать желание изучать окружающую действительность.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся узнавать, называть и показывать изображенные на сюжетной картинке предметы.
  • Учить учащихся соотносить заплатку с нужным местом на коврике;

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.
  • Развивать у учащихся целостное восприятие предмета.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.

Материал.

Карта с пустыми квадратиками в сюжетной картинке, заплатки.

«Доска с винтиками»

Цель:   Воспитывать у учащихся интерес к нетрадиционным способам и действиям.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся из резинок делать на винтовой доске геометрические фигуры, буквы и цифры;
  • Учить учащихся в сделанном предмете узнавать цифры, буквы и геометрические фигуры;

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.

Материал.

Доска с винтиками и набор денежных резинок.

«Одень мишку»

Цель:   Воспитывать у учащихся познавать окружающую действительность.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся группировать одежду на зимнюю, весеннюю, летнюю, осеннюю;
  • Учить учащихся правильно называть или показывать одежду по просьбе педагога;
  • Учить учащихся соотносить одежду на медведя;

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.

Материал.

Дидактический мишка с набором одежды.

Дидактические игры на ориентировку в пространстве

Дидактические игры на счет

«Трехступенчатая лесенка»

Цель:   Изучение счета в пределах 3-х.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся понимать, что трехступенчатая лесенка – это 1,2,3;
  • Учить учащихся ставить различные мелкие предметы на 1,2,3 ступеньки;
  • Учить учащихся счету в пределах 3-х.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.
  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание считать различные предметы (игрушки).

Материал.

3-х ступенчатая лесенка и набор мелких предметов.

Палочки

Цель:   Изучение счета в пределах 3-х и более.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся выкладывать определенное количество палочек, соответствующее данной цифре педагогом;
  • Учить учащихся выкладывать цифровой ряд из палочек.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.
  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание работать с палочками.

Материал.

Набор палочек от 1-100 шт.

«Считаем до 10»

Цель:   Изучение счета в пределах 10.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся считать различные предметы в пределах 10;
  • Учить учащихся соотносить количество предметов с цифрой;
  • Учить учащихся правильно считать слева на права и указательным пальцем.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание считать различные предметы (игрушки).

Материал.

Большие карты, на которых изображено количество различных предметов в пределах 10, набор цифр в пределах 10.

Домино «Точки»

Цель:   Воспитывать желание изучать счет.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть и показывать определенное количество точек на домино;
  • Учить учащихся правильно класть домино – по количеству точек;
  • Учить учащихся придерживаться правилам игры: соблюдать очередность хода.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
  • Развитие зрительного восприятия у учащихся.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Деревянное домино – точки.

Лото  «Бочонки»

Цель:   Изучение счета.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся правильно называть цифры, изображенные на картах;
  • Учить учащихся соотносить бочонок с цифрами на карты;

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.
  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

50 карт, разделенных на сектора с цифрами, бочонки с цифрами, чудесный мешочек.

«Цифра»

Цель:   Изучение счета в пределах 20.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся узнавать, называть и показывать определенное количество предметов в пределах 20;
  • Учить учащихся называть на круге цифры;
  • Учить учащихся соотносить количество предметов к цифре.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

10 кругов с выемками, 40 маленьких карточек с выемками.

«Сколько не хватает»

Цель:   Изучение счета в пределах 20.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся определять недостающее количество предметов к данным на круге;
  • Учить учащихся называть цифры в пределах 20;
  • Учить учащихся соотносить количество маленькие карточки к кругу.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

10 кругов с выемками, 40 маленьких карточек с выемками.

«Мои первые цифры»

Цель:   Изучение счета в пределах 20.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся узнавать, называть и показывать цифры в пределах 20;
  • Учить учащихся считать предметы в пределах 20;
  • Учить учащихся соотносить количество предметов к цифре.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Пазлы из 2-х частей, 1часть с цифрами, а вторая с количеством предметов.

«Поставь заплатки на цифровой коврик»

Цель:   Воспитывать желание изучать счет.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся узнавать, называть и показывать цифры в пределах 10;
  • Учить учащихся соотносить заплатку с нужным местом на коврике;
  • Учить учащихся счету в пределах 10.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.
  • Развивать у учащихся целостное восприятие предмета.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.

Материал.

Карта с пустыми квадратиками в сюжетной картинке, заплатки.

«Лото по ключам»

Цель:   Воспитывать желание изучать счет.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся узнавать, называть и показывать цифры в пределах 20;
  • Учить учащихся соотносить кружочки к картам;
  • Учить учащихся называть животных с цифрами на больших картах.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к играм с цифрами.

Материал.

8 карт с прорезями и кругами к ним – 24 шт.

«Арифметика»

Цель:   Воспитывать у учащихся интерес к счету в пределах 20.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся считать определенное количество предметов и соотносить с цифрой;
  • Учить учащихся называть цифры изображенные на полосках;

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.
  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся желание играть.

Материал.

Карточки с изображенными предметами в пределах 20 и полоски с цифрами в пределах 20.

Мозаика «Азбука +математика»

Цель:   Воспитывать желание у учащихся узнавать цифровой ряд.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть и показывать цифры в пределах 100;
  • Учить учащихся выстраивать цифровой ряд от 0-100.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся словесно-логическое мышление.
  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Подставка с шестигранными выемками и шестигранники выпуклые.

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Трехступенчатая лесенка
  • Палочки
  • Поставь заплатки на цифровой коврик

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Домино «Точки»
  • Считаем до 10
  • Арифметика

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Лото «Бочонки»
  • Сколько не хватает?
  • Мои первые цифры
  • Лото по ключам
  • Цифры
  • Мозаика «Азбука + математика»

Дидактические игры на временные представления

Содержание

I этап: д/и (легкие)

  • Дни недели

IIэтап: д/и (среднего уровня)

  • Мои первые часы
  • Времена года-1

III этап: д/и (усложненного уровня)

  • Ассоциации (распорядок дня)
  • Который час
  • Времена года – 2

«Дни недели»

Цель:   Воспитывать интерес у учащихся к познанию временных понятий.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Дать учащимся представления о временных понятиях: дни недели;
  • Знакомить учащихся с последовательностью дней недели.
  • Учить учащихся составлять на планшете самостоятельно порядок дней недели.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительно-двигательную координацию.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Планшет, полоски с днями недели.

«Ассоциации» (распорядок дня)

Цель:   Воспитывать интерес у учащихся к познанию временных представлений.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Дать учащимся представления о временных понятиях: части суток;
  • Знакомить учащихся , что в данный отрезок суток, что-то происходит.
  • Учить учащихся соотносить определенное время суток и действия (животного, растительного и человеческого мира)

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительно-моторную координацию.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

Круги в количестве- 10 шт. с выемками, к ним 40 маленьких картинок с действиями мишки.

«Мои первые часы»

Цель:   Изучать с учащимися временные представления.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся узнавать время по цифровым часам;
  • Учить учащихся соотносить распорядок дня с показаниями часов.
  • Учить учащихся определять время (утреннее, дневное, вечернее, ночное).
  • Учить учащихся соединять изображенные ежедневные моменты из жизни героев и цифровые часы, отмечающие соответствующее время.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся зрительное восприятие.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

20 карточек, состоящих из 2-х элементов.

«Который час»

Цель:   Изучать с учащимися временные представления.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Дать  учащимся представление о временных понятиях таких как: части суток - время;
  • Знакомить учащихся с циферблатом часов.
  • Учить учащихся ставить часы на определенное время

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к дидактическому материалу.

Материал.

Маленькие карточки с указанным временем, маленькие циферблаты с римскими и арабскими цифрами.

«Времена года» - 1

Цель:   Учить учащихся пониманию времен года.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть 4 времени года;
  • Учить учащихся разбирать, что происходит с растительным и животным миром, что делает человек.
  • Научить учащихся выделять 4 карточки, относящиеся к одному времени года.
  • Учить учащихся соотносить маленькие карточки к кругу.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся словесно-логического мышления.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

10 кругов с выемками, 40 карточек с выемками.

«Времена года» - 2

Цель:   Учить учащихся пониманию времен года.

Задачи:  1.Обучающие:

  • Учить учащихся называть времен года и читать названия;
  • Учить учащихся разбирать, что происходит с растительным и животным миром, что делает человек в данное время года.
  • Научить учащихся составлять логические цепочки из карточек.

2.Коррекционная:

  • Развивать у учащихся мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать у учащихся зрительную память.

3.Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся интерес к игре.

Материал.

4 карточки с 3 выемками на 4 времени года, набор маленьких карточек с выемками на каждое время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация

Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактические игры 1 класс

сборник речевых игр...