Программа воспитательной работы 1В класса "Я - ученик"
рабочая программа

Фотеева Марина Геннадьевна

Целью программы является создание воспитательной системы класса, способствующей всестороннему развитию и самореализации личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1v_foteeva_m.g._vospit._progr.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7» города Перми

Программа   воспитательной работы

1В класса

                                               «Я -ученик»

                                                                        Составитель:

                                                                    Фотеева Марина Геннадьевна

                                                                     учитель  начальных  классов

                                                                     первой квалификационной категории

Пермь, 2017

Программа воспитательной работы «Я - ученик»

                                          Воспитывать не значит только выкармливать

                                          и вынянчивать, но и дать направление  сердцу и уму.                                                    

                                                                                                       (В.Г. Белинский)

Пояснительная записка.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос человек, способный успешно  жить в современном обществе? Для этого нужно уметь самостоятельно строить свою жизнь: быть уверенным в себе и быть терпимым к другим людям; активным, способным к самообразованию; уметь принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью; уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

 Именно школа призвана быть той территорией и тем пространством, в котором ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Школа посредством воспитания и обучения способствует реализации  заложенных психобиологических задатков, трансформации их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая, трудовая и здоровьесберегающая деятельность, творчество.  Важно объединить усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Цели и задачи программы  «Я - ученик»

Целью программы является создание воспитательной системы класса, способствующей всестороннему развитию и самореализации личности ребенка.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

1.        Сформировать  в классе духовную, нравственную и эмоционально благоприятную среду, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

2.        Познакомить  с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.

3.        Формировать у учащихся правильное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни, позитивное отношение личности к собственному интеллектуальному развитию.

4.        Вовлечь родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации.

5.        Формировать классный коллектив, развивать ученическое самоуправление в классе.

6.        Создать систему мониторинга развития воспитательной системы.

Особенностью программы является создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие и самореализацию личности ребенка.

Воспитательная работа в рамках программы включает следующие направления:

1)        здоровье (физическое и духовно-нравственное),

2)        интеллект (занятия в рамках факультатива «Умники и умницы», «Мир деятельности» и прочее),

3)        творчество (художественное и социальное, проектная деятельность),

4)        семья.

Этапы реализации программы.

1.        1-й этап – "Познай себя – это интересно!";

2.        2-й этап – "Сотвори себя – это необходимо!";

3.        3-й этап – "Утверди себя – это возможно!";

4.        4-й этап – "Прояви себя – это реально!".

Этап "Познай себя – это интересно!"

Цели этапа "Познай себя – это интересно!":

1.        создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;

2.        определить общие цели и перспективы деятельности;

3.        сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Задачи этапа:

1.        удовлетворение потребности учащихся и их родителей в информации о содержании и формах деятельности в рамках работы по программе;  требованиях и педагогической позиции учителя;

2.        изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.

Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":

1.        имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;

2.        созданы условия для комфортного пребывания учащихся в школе;

3.        дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;

4.        в классе сложились традиции;

5.        выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).

Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.

Этап "Сотвори себя – это необходимо!"

Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

1.        сплочение детского коллектива;

2.        организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

3.        вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;

4.        организация работы актива класса.

 Критерии успешного завершения этапа "Сотвори себя – это необходимо!":

1.        созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;

2.        учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;

3.        функционирует актив класса;

4.        созданы сменные творческие группы.

Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

Этап "Утверди себя – это возможно!"

Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи этапа:

1.        изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;

2.        обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;

3.        обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":

1.        обучающиеся в микрогруппах могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;

2.        полноценно функционирует актив класса;

3.        дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Этап "Прояви себя – это реально!"

Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.

Задачи этапа:

1.        обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;

2.        создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;

3.        поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.

Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":

1.        учащиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;

2.        повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Принципы реализации программы «Я - ученик »

Педагогическую целесообразность программы определяют принципы организации воспитательной и образовательной деятельности:

1.        принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

2.        личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

3.        принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;

4.        деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

5.        принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

6.        принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Методы и формы

1.        беседы и наблюдения

2.        классные часы

3.        занятия- практикумы

4.        экскурсии

5.        тематические праздники и вечера

6.        дискуссии

7.        конкурсы

8.        игры, соревнования

9.        проекты

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Цель: налаживание плодотворных связей между семьей и школой, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребенка;

 формирование культуры семейных отношений, максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1.        Формирование уважение к членам, к истории и традиции семьи.

2.        Воспитание семьянина.

3.        Формирование понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

основные направления        формы работы с семьёй

психолого-педагогическое просвещение родителей                

родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги, конференции, родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс        

дни творчества, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

участие в управлении учебно-воспитательным процессом        участие родителей в общешкольной родительской конференции, в общешкольном родительском комитете.

Основные формы реализации:

1.Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего воспитания.

2.Тематические классные часы, внеклассные мероприятия, библиотечные чтения по основным направлениям проекта.

3.Лекторий родителей по темам «Русское семейное воспитание», «Какими мы хотим видеть своего ребенка», «Общение взрослого и ребенка».

4.Проведение игр, праздников, спортивных мероприятий, основанных на традициях русской культуры (учащиеся, учителя, родители).

5.Изучение малой Родины через семейные традиции, обряды, обычаи, предания, рассказы. Сбор фотографий.

6.Изучение учащимися своей семейной родословной. Описание наград, реликвий, семейных традиций.

7.Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;

8.Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Содержание деятельности в 1 классе

Сентябрь – октябрь        

Знакомство учащихся друг с другом, с правилами поведения и нормами  школьной жизни.         

Кл.часы, игры на коммуникацию, участие в общешкольных мероприятиях        

Сбор первичной информации о каждом ребёнке и родителях.

Психологическое обследование, родительское собрание.        

Знакомство детей и родителей со школьными службами.                

Участие в школьных акциях и мероприятиях: турслёт, осенний марафон, весёлые старты, День самоуправления, осенняя неделя добрых дел.

Проект «Путешествие колобка» Экскурсия на хлебозавод        

        

        Планирование мероприятий на год.                

Распределение социальных ролей.                

Участие в мероприятии «Моё первое открытие» (выставка рисунков и научное сообщение).                

Заполнение листа достижений.                

Ноябрь-декабрь

Праздник «Посвящение в ученики»                

Поездка в театр.        ТЮЗ «Сказки Оле Лукойе»        

Оформление стенгазет «Моя семья».                

Экскурсия по микрорайону Вышка 2.                

Мастерская «Подарки своими руками».                

Участие в школьных акциях и мероприятиях: Звездопад.                

Выставка поделок «Мастерим всей семьёй»                 

Встреча нового года.                

Заполнение листа достижений.

        

Январь-Февраль-март

Выставка рисунков «Семейный праздник»                

Олимпиады 1 тур.                

День здоровья.                

Мастерская «Подарки своими руками».                

Участие в школьных акциях и мероприятиях: битва хоров.                

Заполнение листа достижений.        

        

Апрель- май

Олимпиады 2 тур.        

Игра «Почемучка».                

Фотовыставка «Весна в природе».                

Участие в школьных акциях и мероприятиях: весенняя капель.                

Заполнение листа достижений.                

Подведение итогов.                

Планируемые результаты реализации программы

«Я – ученик»

-развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку;

- привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции;

- привитие здоровьесберегающих навыков;

- формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю;

- формирование уважительного, ценностного отношения к труду.

-дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными. Они активно посещают все мероприятия.

Тест

Назначение теста:  Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

Инструкция к тесту: в  каждом из вопросов выбери один ответ.

Шкалы: школьная мотивация

1. Тебе нравится в школе или не очень?

    1. не очень

    2. нравится

    3. не нравится

 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    1. чаще хочется остаться дома

    2. бывает по-разному

    3. иду с радостью

 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

    1. не знаю

    2. остался бы дома

    3. пошел бы в школу

 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    1. не нравится

    2. бывает по-разному

    3. нравится

 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    1. хотел бы

    2. не хотел бы

    3. не знаю

 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    1. не знаю

    2. не хотел бы

    3. хотел бы

 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    1. часто

    2. редко

    3. не рассказываю

 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    1. точно не знаю

    2. хотел бы

    3. не хотел бы

 9. У тебя в классе много друзей?

    1. мало

    2. много

    3. нет друзей

 10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    1. нравятся

    2. не очень

    3. не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Уровни мотивации     № вопросов

1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

Высокий                b    c    c    a    b    b    a    b    b    a

Средний                 a    b    a    b    c    a    b    a    a    b

Низкий                   c    a    b    c    a    c    cccc

Обработка и интерпретация результатов теста

 Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:

 •    «высокий уровень», оценивается в 2 балла;

 •    «средний уровень» – в 1 балл;

 •    «низкий уровень» – 0 баллов.

 Затем подсчитывается общая сумма баллов.

 Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:

 •    14- 20 баллов – высокий уровень;

 •    7-13 баллов – средний уровень;

 •    1-6 – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

программа воспитательной работы 3 класс

В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....

Программа воспитательной работы 4 класс

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...

Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)

Программа воспитательной работы  с классом с родителями  "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Программа воспитательной работы в классе "Наш класс - дружная семья"

Программа воспитательной работы в классе "Наш класс - дружная семья" . Рассчитана на 4 года обучения в начальной школе...