ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Деликатная Ирина Владимировна

Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к  обязанностям человека, обучения  учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Искусство хороших манер
  • Правила этикета
  • Путешествие в страну Добра и Красоты
  • Путешествие в мир Музыки
  • Жил-был художник
  • В мире поэзии  

Рабочая программа «Прекрасное рядом» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

 

Цели  программы:

  • содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды;
  •  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

 «Общеобразовательная средняя школа №3»

           

Согласовано                                                                                                   Утверждено

Заместитель     директора                                                                             Приказ №____

по УВР    МАОУ ОСШ №3                                                           от  «__» августа 2018 г.

__________ /М.Б. Кудрявцева/

«____»  __________ 2018 г.                                                                      

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Прекрасное рядом»

(общекультурное направление)

1 класс

Деликатной И.В.,

учителя высшей квалификационной категории    

     Возраст детей: 6-7 лет

                                                                   Срок реализации: 4 года

г. Нягань

2018-2019 учебный год   

Пояснительная записка

   В основу  программы внеурочной деятельности  общекультурного  направления «Прекрасное рядом»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к  обязанностям человека, обучения  учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Искусство хороших манер
  • Правила этикета
  • Путешествие в страну Добра и Красоты
  • Путешествие в мир Музыки
  • Жил-был художник
  • В мире поэзии  

Рабочая программа «Прекрасное рядом» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Цели  программы:

  • содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды;
  •  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.  

Задачи:

  • сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде;
  • сформировать коммуникативную  культуру, умение общаться и сотрудничать;
  • развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;
  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • воспитать духовно–нравственные качества личности.

Сроки реализации программы «В мире прекрасного».

Программа «Прекрасное рядом» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. Возраст участников – 7-10 лет.

На изучение предмета отводится в 1 классе 2 ч в неделю, 2-4 классы 1 час в неделю,  всего на курс — 168 ч.

Формы организации творческого коллектива  могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-

ные

Внеауди-

торные

                                                                     1 год обучения

1

История хороших манер.

8

5

3

-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

-воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства;

2

Правила этикета.

18

12

6

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты.

18

14

4

4

Путешествие в мир музыки.

8

6

2

5

Жил-был художник.

8

5

3

6

В мире поэзии.

6

3

3

Итого

66 ч

45 ч

21 ч

2 год обучения

1

История хороших манер.

5

4

1

Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.

2

Правила этикета.

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты.

9

7

2

4

Путешествие в мир музыки.

4

3

1

5

Жил-был художник.

3

2

1

6

В мире поэзии.

4

2

2

Итого:

34 ч

24 ч

10 ч

3  год обучения

1

История хороших манер.

5

5

-

Выполнение творческих заданий и проектов;

-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.

2

Правила этикета.

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты.

9

5

4

4

Путешествие в мир музыки.

4

3

1

5

Жил-был художник.

3

3

-

6

В мире поэзии.

4

2

2

Итого:

34 ч

24 ч

10 ч

4 год обучения

1

История хороших манер.

5

4

1

Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства. ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Различать виды искусства.

Разрабатывать творческие проекты.

2

Правила этикета.

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты.

9

7

2

4

Путешествие в мир музыки.

4

3

1

5

Жил-был художник.

4

3

1

6

В мире поэзии.

3

2

1

Итого:

34 ч

25 ч

9 ч

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализациюосновных задач:

  • формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, основ культуры речи, общения, этикета;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

        Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, этикета;

 • формирование основ  и  навыков культуры речи во всех её проявлениях;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям культуры;

• пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.

Курс внеурочной программы «Прекрасное рядом» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и  их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.

Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.

Раздел  «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России

   Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.

Предполагаемые результаты программы

«Прекрасное рядом»

Первый уровень (1класс):  предполагает приобретение первоклассниками новых  социальных знаний об устройстве общества и правил поведения в нем. Знакомство с мировой художественной культурой. Результат проявляется в  понимании  учащимися элементарных правил поведения, общения людей.

Второй уровень(2-3 класс): предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в формировании основ правил поведения, живописи, музыки, поэзии, а также  систематизации информации и оформлении работ.

Третий уровень (4 класс): получение обучающимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным  и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (в форме концертов, выставок и т.д.)

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей;
  •  развитие нравственного самосознания;
  •  укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

  • Приоритетная цель эстетического воспитания в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
  • Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
  • В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
  • Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
  • Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
  • Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
  • Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
  • Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные

результатыосвоения  предмета

В результате изучения курса «Прекрасное рядом» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире прекрасного»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

  • сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения  предмета:

  • знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета;
  • знание видов художественной деятельности;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека;
  • применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.

    1 класс (2 часа в неделю)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
  2 класс (1 час в неделю)

           При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

  3 класс (1 час в неделю)

             Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

  4 класс (1 час в неделю)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших

Предполагаемые результаты:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

  • укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • укрепление связи между семьёй и школой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (66 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (8 часа)

Возникновение этикета и культура поведения.  Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен  в Англии.

Раздел 2. «Правила этикета» (18 часов)

Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом.  Правила поведения у врача.  Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (18  часов).

Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (8 часа)

Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (8 часа)

Родина на полотне (конкурс  рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (6 часа)

 Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни.  В книжном царстве-государстве.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс (34 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов)

Возникновение этикета. Культура поведения.  Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен  в Англии.

Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).

Внешний вид ученика школы и правила поведения в школе. Правила поведения за столом.  Правила поведения у врача.  Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов)

Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность.  Рыцари и Дамы.  Заботливость. Ложь. Любопытство.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)

Три кита в музыке. В гостях у музыкальных инструментов.  Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (3 часа)

Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа)

Сказка в пословицах. Народные сказки. В книжном царстве-государстве.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (34 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов)

Культура поведения и этикет. Традиции воспитания в России. Традиции воспитания во Франции и   Англии. Чайные церемонии. Отношение в семье.

Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)

Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов)

Приключение со словом «здравствуй». Тайна «золотого» правила. Имя и прозвище. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Гордость. Заботливость. Ложь. Любопытство.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)

Музыка в нашей жизни. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (3 часа)

Родина на полотне.  Природа в живописи (конкурс  рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа)

Родные поэты. В книжном царстве-государстве.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов)

Возникновение этикета и  культура поведения.  Западный этикет.  Восточный этикет. Как этикет попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.

Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов)

Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов)

Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость. Заботливость. Ложь.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа)

Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (4 часа)

Родина на полотне.  Природа в живописи (конкурс  рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа)

Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.

1 класс

Урока

Содержание темы

Кол-во часов

 Дата   проведения

План

факт

1.

Возникновение этикета.

1

2.

Культура поведения.  

Посещение библиотеки

2

3.

Афиняне и расцвет греческой культуры.

4.

Рыцарь в средневековой Франции.

5.

Джентльмен  в Англии.

6.

Внешний вид ученика школы.

7.

Правила поведения в школе.

8.

Правила поведения за столом.  

9.

Правила поведения у врача.  

10.

Правила поведения в транспорте.

11.

Правила поведения в семье.

12.

Правила поведения в музее, театре и на концерте

13.

Путешествие с волшебными словами.

14.

Друзья Мойдодыра.

15.

Приключения королевы Чистоты и ее друзей.

16.

Дружба.

17.

Верность.

18.

Рыцари и Дамы.

19.

Доброта.

20.

Ложь.

21.

Аккуратность

22.

Звуки в музыке и звукоряд.

23.

В гостях у музыкальных инструментов.

24.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

25.

Весенняя сказка в музыке.

26.

Родина на полотне (конкурс  рисунков).

27.

Природа в живописи.

28.

Как прекрасен этот мир – посмотри!

29.

Раз – загадка, два…

30.

Поэзия колыбельной песни.  

31.

В книжном царстве-государстве

Всего:

66 часов

2 класс

Урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

План

факт

1.

Возникновение этикета.

1

Слайды, репродукции картин.

2.

Культура поведения.  

1

Слайды, репродукции картин.

3.

Афиняне и расцвет греческой культуры.

1

Слайды, репродукции картин.

4.

Рыцарь в средневековой Франции.

1

Слайды, репродукции картин.

5.

Джентльмен  в Англии.

1

Слайды, репродукции картин.

6.

Внешний вид ученика  и правила поведения в школе.

1

Слайды, репродукции картин.

7.

Правила поведения за столом.  

2

Слайды, репродукции картин.

8.

Правила поведения у врача.  

1

Слайды, репродукции картин.

9.

Правила поведения в транспорте.

1

Слайды, репродукции картин.

10.

Правила поведения в семье.

1

Слайды, репродукции картин.

11.

Правила поведения в музее, театре и на концерте

3

Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.

12.

Путешествие с волшебными словами.

1

Слайды, репродукции картин.

13.

Друзья Мойдодыра.

1

Слайды, репродукции картин.

14.

Приключения королевы Чистоты и ее друзей.

1

Слайды, репродукции картин.

15.

Дружба.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

16.

Верность.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

17.

Рыцари и Дамы.

1

Слайды, репродукции картин. Конкурс.

18.

Заботливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

19.

Ложь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

20.

Любопытство.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

21.

З кита в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

22.

В гостях у музыкальных инструментов.

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.

23.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

24.

Весенняя сказка в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

25.

Природа в живописи.

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель.

26.

Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

27.

Сказка в пословицах.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

28.

Народные сказки.

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

29.

В книжном царстве-государстве.

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.

30.

Всего:

33 часа

3 класс

Урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

план

факт

1.

Культура поведения и этикет.

1

Слайды, репродукции картин.

2.

Традиции воспитания в России.

1

Слайды, репродукции картин.

3.

Традиции воспитания во Франции и   Англии.

1

Слайды, репродукции картин.

4.

Чайные церемонии.

1

Слайды, репродукции картин.

5.

Отношение в семье.

1

Слайды, репродукции картин.

6.

Элементарные правила общения людей.

2

Слайды, репродукции картин.

7.

Правила поведения в общественных местах.

2

Слайды, репродукции картин.

8.

Правила поведения в музее, театре и на концерте.

3

Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.

9.

Рыцарский турнир (занятие-конкурс).

2

Слайды, репродукции картин.

10.

Приключение со словом «здравствуй».

1

Слайды, репродукции картин.

11.

Тайна «золотого» правила.

1

Слайды, репродукции картин.

12.

Имя и прозвище.

1

Слайды, репродукции картин.

13.

Рыцари и Дамы.

1

Слайды, репродукции картин.

14.

В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты.

1

Слайды, репродукции картин.

15.

Взаимопомощь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

16.

Заботливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

17.

Ложь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

18.

Любопытство.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

19.

Музыка в нашей жизни.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

20.

В гостях у музыкальных инструментов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.

21.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

22.

Весенняя сказка в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

23.

Родина на полотне.  

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

24.

Природа в живописи.

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф»

25.

 Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

26.

Родные поэты.

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

27.

В книжном царстве-государстве

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.

28.

Всего:

33 часа

4 класс

Урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

план

факт

1.

Возникновение этикета и  культура поведения.  

1

Слайды, репродукции картин.

2.

Западный этикет.  

1

Слайды, репродукции картин.

3.

Восточный этикет.

1

Слайды, репродукции картин.

4.

Как этикет попал в Россию.

1

Слайды, репродукции картин.

5.

Приглашение на обед в 19 веке.

1

Слайды, репродукции картин.

6.

Элементарные правила общения людей.

1

Слайды, репродукции картин.

7.

 Правила поведения в общественных местах.

3

Слайды, репродукции картин.

8.

Правила поведения в музее, театре и на концерте

3

Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.

9.

Рыцарский турнир (занятие-конкурс).

2

Слайды, репродукции картин, конкурс.

10.

Путешествие с «волшебными словами». Заботливость. Ложь.

1

Слайды, репродукции картин.

11.

Тайна «золотого» правила.

1

Слайды, репродукции картин.

12.

Что означают наши имена.

1

Слайды, репродукции картин.

13.

Рыцари и Дамы.

1

Слайды, репродукции картин.

14.

В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты.

1

Слайды, репродукции картин.

15.

Взаимопомощь

1

Слайды, репродукции картин.

16.

Бережливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

17.

Заботливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

18.

Ложь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

19.

Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

20.

В гостях у музыкальных инструментов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.

21.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

22.

Весенняя сказка в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

23.

Родина на полотне.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

24.

Природа в живописи (конкурс рисунков).

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД,экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель.

25.

Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

26.

Звучный мир поэзии

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

27.

В книжном царстве-государстве

1

Поход в библиотеку.

28.

Всего:

33 часа

Перечень учебно-методического обеспечения.

Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.

CD, DVD диски; музыкальный центр, DVD– проигрыватель.

Учебно-методическая литература.

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
  3. Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.
  4. Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
  6. Корчинова О.В. Детский этикет ( серия  «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
  7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  9. Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.
  10. Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
  11. Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
  12. Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
  13. Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на-Дону,Феникс, 2009г.

Статьи:

  1. Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. - №5
  2. Белокурова Г. В царстве вежливых наук //  – 2003. - №2 - с. 71-78
  3. Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное воспитание. 1999. – 311. – с. 58
  4. Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 - №12. – с. 6 -21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кружевница» для 1 класса

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество ...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Внеурочная деятельность "Прекрасное рядом".

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возмо...

Авторская программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» для 1-4 классов

Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания ...

программа внеурочной деятельности "Прекрасное рядом"

внеурочная деятельность - одна из наиболее эффективных форм по обучению и воспитанию младших школьников. программа расчитана на три года обучения....