Программа внеурочной деятельности Шахматы 3 класс.
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений.  /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shahmaty_3_klass.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений.  /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, - обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

К концу второго  года обучения обучающиеся должны:

- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

- защищать свои фигуры от нападения и угроз;

- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;

- разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

- реализовывать большое материальное преимущество.  

Содержание курса внеурочной деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

        Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

Практико-соревновательная деятельность

        Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы».

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ п/п

Виды деятельности

Распределение часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1.

Сведения из истории шахмат

1

2.

Базовые понятия шахматной игры

20

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3.

Конкурсы решения позиций

4

4.

Соревнования

8

5.

Шахматные праздники

1

Общее количество часов

34

Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

07.09.18

2.

Шахматные фигуры (повторение).

14.09.18

3.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

21.09.18

4.

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей.

28.09.18

5.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.  

05.10.18

6.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

12.10.18

7.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

19.10.18

8.

Тактический прием «двойной удар».

26.10.18

9.

Тактический прием «связка».

02.11.18

10.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

16.11.18

11.

Тактический прием «ловля фигуры».

23.11.18

12.

Тактический прием «сквозной удар».

30.11.18

13.

Мат на последней горизонтали.

07.12.18

14.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

14.12.18

15.

Тактический прием «открытый шах».

21.12.18

16.

Тактический прием «двойной шах».

28.12.18

17-20.

Шахматный турнир.

11.01.19, 18.01.19, 25.01.19, 01.02.19

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

08.02.19

22-23.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

15.02.19, 22.02.19

24-25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

01.03.19, 15.03.19

26-28.

Основы анализа шахматной партии.            

22.03.19, 05.04.19, 12.04.19

29.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

19.04.19

30-33.

Шахматный турнир.

26.04.19, 17.05.19, 18.05.19, 24.05.19

34.

Шахматный праздник.

25.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...