Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.
статья

Маркова Раиса Ивановна

Известно,  что  отрицательное  отношение  к  учению  возникает  при  отсутствии  успехов.  Напротив, приятные  переживания,  связанные  с  похвалой  учителя,   признанием  коллектива  и  пониманием  своих  возможностей,  возбуждают  активность,   стремление  лучше  учиться

                 Успех - важнейший  стимул   учения.  Особенно  это  относится  к  младшим  школьникам.  Они  любят,  чтобы  их  хвалили,   ставили  в  пример  другим.   Впечатление  от  успеха  бывает  так   велико,  что  может  пересилить  даже  сложившееся  отрицательное   отношение  к  учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeh.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация   успеха  как  средство  формирования  положительного  отношения  к  учению.

Известно,  что  отрицательное  отношение  к  учению  возникает  при  отсутствии  успехов.  Напротив, приятные  переживания,  связанные  с  похвалой  учителя,   признанием  коллектива  и  пониманием  своих  возможностей,  возбуждают  активность,   стремление  лучше  учиться

                 Успех - важнейший  стимул   учения.  Особенно  это  относится  к  младшим  школьникам.  Они  любят,  чтобы  их  хвалили,   ставили  в  пример  другим.   Впечатление  от  успеха  бывает  так   велико,  что  может  пересилить  даже  сложившееся  отрицательное   отношение  к  учению.

                   На  уроке  нередко  складывается  ситуация,  когда  ученик  достигает  особого  успеха:  правильно  ответил  на  трудный  вопрос,  высказал   интересную  мысль,  нашёл  необычное  решение.  Его  хвалят,  некоторое  время  на  нём  сосредотачивается  внимание  класса.  Такая ситуация  может  иметь  большое  значение.  Активность  ребёнка  вызванная  стремлением  к  похвале  и  всеобщему  одобрению,  переходит  в  неподдельный  интерес  к  самой  работе.

                  Если   научиться  управлять  такими  ситуациями,  то  можно  влиять  не  только  на  отдельных  учащихся,  но  и  одновременно   на  целый  класс. Младшие  школьники  склонны  считать  самым  главным  то,  за  что  их  хвалят  или  ставят  в  пример,  поэтому  содержание  похвалы  и  её  формулировка  имеют  большое  значение  в  зависимости  от  тех  задач,  которые  стоят  перед  учителем:  хорошо  выполненное  домашнее  задание,  усвоение  каких- либо  знаний.  Таким  образом,  ситуация  успеха  помогает  учителю  решать   важнейшие  задачи  обучения  и воспитания.

              В  ходе  учебного  процесса  часто  складываются   условия,  благоприятные  для  ситуации  успеха:  знакомство  с  новой  информацией,  творческое  задание,  проблемные   вопросы. Однако,  как  правило,  эти  условия  благоприятны  для  успевающих  учеников,  так  как  они  знают  материал,  с  удовольствием  добывают  новую  информацию, прислушиваются  к  советам  учителя.  А  слабоуспевающие  информацию  школьники  обычно  стараются  не  участвовать  в  работе  класса, поэтому  не  приходится  и  говорить  об  их  успехах.  Следовательно,  ситуации  успеха  для  таких  школьников  надо  создавать  искусственно.

           В  любом  учебном  материале  можно  найти трудные  и  лёгкие  задания. Учитель должен  предложить  для  начала  лёгкое  и  занимательное  задание. Пусть  ребёнок  поверит  в   свои  силы. Таким  образом  доступное  содержание  учебного  материала  способствует  возникновению  ситуации  успеха. Ученика  нужно  сравнивать  не  с  другими  учениками,  а  с  его  прежними  работами,  т.  е.   оценивать  продвижение.

          Например,  анализируя  лучшие  работы,  учитель  обращает  внимание  детей  и  на  такую,   в  которой   отлично  выполнены  лишь  отдельные  элементы  задания,  и  подчёркивает, что  ученик  «раньше  этого  не  умел,  а  теперь  научился».

При  организации  ситуации  успеха  необходимо  знать  индивидуальные  особенности  ребёнка, иначе  такая  ситуация  может  обернуться  неудачей  и привести  к  обратному  результату.  Есть  дети,  которые  не  любят,  чтобы  на  них обращали  особое  внимание.  Все  эти  моменты  очень  важны.  Ситуация  успеха  может  «сорваться» из-за  неосторожного  слова  учителя.  Всё это  нужно  учитывать  в  своей  работе.

      Успех  достигнутый  без  особого  труда,  часто  забывается. Уже  на  следующем  уроке   у  некоторых  учащихся  нет  и  следа  той  увлечённости,  что  была  накануне.

            Продолжить  работу  можно  двумя  путями: организовать  на  других  уроках  новые  ситуации  успеха,  не  связанные  с  предыдущей;  напомнить  о  предшествующем  успехе   и  определить  новые  задачи  в  рамках   того  же  предмета.

                       Из  всего  изложенного  можно  заключить,  что  ситуация  успеха -  это  эффективное  средство  формирования  положительного  отношения  к  учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Опасные и безопасные ситуации"

обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье ...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Ситуация успеха и ситуация неуспеха

Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...