разработка всероссийского урока памяти и славы
план-конспект урока (2 класс)

В мае 2020 года мировое сообщество будет отмечать славную дату – 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Победа является ярким примером единства наций и народов перед лицом общего врага. Попытки гитлеровской Германии расколоть Европу и многонациональный советский народ окончились провалом. Это еще раз доказывает, что различия в религиях, культурных особенностях, языках, этническом происхождении и даже в общественном устройстве не являются непреодолимыми препятствиями, когда речь идет об угрозе человеческой жизни и нормальному общественному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...»

Евгений Агронович

Дата: 02.09.2019 г.

Тема «Всероссийский урок памяти и славы»

Класс: 2 г

Предмет: урок в день знаний

ФИО автора: Шмидт Гизела Гаррьевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУЛ № 1 г. Апшеронска

Цель:

  • способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о подвиге советского народа, спасшего не только своё Отечество, но и весь мир от ужасов фашизма;
  • формирование представлений о том, что подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству

Задачи урока:

•        Образовательные – систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”. Ознакомление учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны и ролью детей в ней;

 формировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

•        Развивающие развивать умение анализировать и обобщать данные,  сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки участия в обсуждении, работы в группе. Совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, в семейных беседах, на библиотечных уроках.

•        Воспитательные – способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей; воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны; способствовать развитию у школьников интереса к истории своей страны. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.

Формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.

•        Здоровьесберегающие – предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты

У учащихся продолжат формироваться:

 положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

 осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к её традициям;

 понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами.

У учащихся могут быть сформированы:

 зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; уважение к прошлому своих предков.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учится:

 принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

 планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

Учащиеся получат возможность научиться:

 оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учиться:

 извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников (познавательная литература, Интернет), собственных наблюдений объектов культуры

Учащиеся получат возможность:

 сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

 участвовать в школьном проекте в рамках воспитательной работы.

4.Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся продолжат учиться:

 строить речевое высказывание в устной форме;

 отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах.

Учащиеся получат возможность:

 уважать позицию партнёра;

 участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения).

Этапы внеклассного мероприятия:

1.Организационный момент.

Зачитывание учителем эпиграфа к уроку.

2.Целеполагание

3. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне.

3.1.Вступительное слово учителя.

3.2.И. В. Мищенко.

4.Новые сведения о Великой Отечественной войне. (Воспоминания и подвиги детей)

4.1.Хроника из книги С. Алексиевич «Последние свидетели» (рассказ учителя)

4.2.Сообщения детям о подвигах пионеров – героев

4.3.Работа с ресурсом «Карта Памяти» (Беседа о памятных местах на территории России, сообщения учеников о памятниках с опорой на «Карту Памяти»)

5. Итоги классного часа.

5.1. Минута молчания.

5.2. Изготовление голубей мира.

5.3. Коллективное исполнение песни (или фрагмента песни) «Солнечный круг».

Ход урока.

 1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Поздравляю с началом учебного года! Желаю стремиться и достигать поставленных перед собой благих целей!

Начну наш урок словами Евгения Агроновича

 « Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой…»

80 лет назад 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу и начала 2ую Мировую войну.

А 22 июня 1941 года по радио в нашей стране раздалась тревога: “От советского информбюро. Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке наши города”
2.Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, чему будет посвящен урок? (Ученики: мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о  Дне Победы.)

(Слайд)

Учитель: Сегодня на уроке  мы будем беседовать о детях, переживших ужасные годы войны, их подвигах, также познакомимся с некоторыми интересными фактами, но обо всём постепенно.

 3. Повторение и обобщение сведений о Великой Отечественной войне.

Практически в каждой семье есть те, сражался за нашу с Вами свободу. Кто ковал своими руками Победу…

 Давайте вспомним их имена.

(Дети делятся своими воспоминаниями о тех, кто воевал или участвовал в ВОв.)

Учитель: Спасибо.

А теперь физкульт-минутка: «Ура!»

Раз, два, три, четыре (Руки в стороны и с силой к плечам.)

Будем всех сильнее в мире.

Будем мир мы защищать, (Поднимают прямые руки и скрещивают над головой)

Будем маму обнимать.

На носочки встанем, (Поднимаются на носочках.)

Солнышко достанем.

До пяти считаем, (Приседают пять раз.)

 Дружно приседаем.

Ура! (Кричат, подняв руки вверх.)

3.1.Вступительное слово учителя.

  • Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

3.2. И.В. Мищенко

Учитель: Сегодня у нашей школы торжественный день, так как состоится митинг, посвящённый открытию мемориальной доски имени И. В. Мищенко. Школа будет носить имя этого героя Советского Союза.

(Слайд)

Иван Мищенко родился в 1906 году в станице Апшеронская (ныне — город Апшеронск Краснодарского края). После окончания начальной школы работал сначала в сельхозартели, затем на кубанских нефтяных промыслах. В 1941 года Мищенко был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июня того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармеец Иван Мищенко посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Также был награждён орденом Ленина и медалью «За отвагу».

В честь Мищенко названа улица и установлен бюст в Апшеронске.

К апрелю 1944 года красноармеец Иван Мищенко был стрелком и одновременно парторгом роты 1177-го стрелкового полка (347-й стрелковой дивизии, 55-го стрелкового корпуса, 2-й гвардейской армии, 4-го Украинского фронта). Отличился во время освобождения Севастополя. 24 апреля 1944 года в районе Мекензиевых гор он первым ворвался в немецкую траншею. Оставшись в одиночку, Мищенко пулемётным огнём отразил несколько немецких контратак. 6 мая 1944 года Мищенко погиб в бою. Похоронен в Севастополе.

4. Новые сведения о ВОв (воспоминания и подвиги детей)

4.1.Хроника из книги С.Алексиевич «Последние свидетели» (рассказ учителя)

Учитель: Посмотрите на фото ветеранов. Для Вас они бабушки и дедушки. А когда началась война они, возможно, были маленькими детьми.

Хроника из книги С. Алексиевич «Последние свидетели»

Что помнят дети о своих родителях.

Аня Точицкая (5 лет) «..осталась на угольках только пуговица от маминой кофты. А в печи две булки тёплого хлеба.»

Женя Билькевич (5 лет) «Так и связалось у меня в памяти, что война – это когда нет  папы. А потом помню, как лежала возле шоссе наша мама с раскинутыми руками.

Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили на этом месте. Мы кричали ... »

Зина Косяк (8 лет, 51 год) Было страшно, т.к. рядом не было ни мамы и ни папы. Продукты, которые мы получали, отдавали раненым солдатам. Каждого военного мужчину мы называли папой. «Война закончилась, а я жду один - два дня, за мной никто не едет. Мама за мной не едет, папа, я знала, в армии. Я ещё тогда, не знала, что они погибли…. И вот у меня уже свои дети, мне 51 год. А я все равно хочу увидеть маму…»

В годы войны смертью храбрых пали пионеры-герои, которые убегали из дома и вступали в партизанские отряды, чтобы помочь солдатам обезвредить фашистов. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми присвоены, присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы, корабли, школы. В городах и сёлах, где они жили есть музеи.

Учитель: Ребята, я предлагаю Вам провести исследовательскую работу, собрать информацию о таких героях, проживающих когда-то на территории нашего Апшеронского района. Защитить на эту тему проект и добиться присвоение нашему классу имени одного из самых  достойных людей.

4.2.Сообщения  детям о подвигах пионеров - героев

(Слайд. Кинохроника времён ВОв)

Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Зина Портнова, Лёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослых Лёни Голикова и Зины Портновой, к моменту гибели было 13—14 лет). Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста принимали участие в боевых действиях, оказавшись в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков» — известна повесть «Сын полка» Валентина Катаева).

Юные патриоты часто сражались с врагом в составе партизанских отрядов. 15-летний Вилор Чекмак ценой собственной жизни спас Севастопольский партизанский отряд. Несмотря на больное сердце и юный возраст, Вилор в августе 1941 года ушёл с партизанами в лес. 10 ноября он был в дозоре и первым заметил приближение отряда карателей. Ракетницей Вилор предупредил отряд об опасности и один принял бой с многочисленными немцами. Когда у него закончились патроны, Вилор подпустил ближе врагов и подорвал себя вместе с немцами гранатой. Похоронен на кладбище ветеранов Великой Отечественной войны в поселке Дергачи под Севастополем.

Пионеры становились юнгами на военных кораблях; в советском тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также участвовали в гражданской обороне.

В составе комсомольской подпольной организации «Юные мстители», созданной на станции Оболь Витебской области, действовала пионерка Зина Портнова, вступившая в подполье в ряды ВЛКСМ, казнённая немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Володя Казначеев, Александр Чекалин, Лёня Голиков;

Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Аркадий Каманин, Костя Кравчук;

Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа[7], Валерий Волков, Саша Ковалёв;

Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович, Аркадий Каманин (дважды).

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

Несколько пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова[8], Александр Чекалин. (А как же Цариков и Шишмаков?Но в целом,Казей и Котик как раз пионерами и были,а Голиков и Чекалин стали уже комсомольцами, Портновой и Шишмакову исполнилось бы 18, а Цариков вообще уже совершеннолетним был)Чекалин награждён 4 февраля 1942 года, Голиков — 2 апреля 1944, остальные — по окончании войны.

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».

4.3. Работа с ресурсом  «Карта Памяти» (Беседа о памятных местах на территории России, сообщения учеников о памятниках с опорой на «Карту Памяти»)

(Слайд. Волгоград.)

Учитель: В каждом городе, поселке или деревне есть памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Это образцы военной техники, обелиски и мемориалы погибшим

солдатам, памятники и бюсты героям. В 2015 году в канун 70-летия Дня Победы стартовал всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти». Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Сегодня на карте Памяти можно найти фотографии памятников, расположенные на территории нашей огромной страны России. Рядом с фото рассказы о них, краткое описание. Для того, чтобы узнать сведения о достопримечательности ВОВ необходимо нажать на любой значок (звездочку) (Учитель показывает учащимся работу с «Картой Памяти»)

Учитель: Все желающие могут сфотографировать памятники, посвященные ВОВ, найти информацию о нём. С собранным материалом мы примем участие в проекте «Карта Памяти».

5. Итоги классного часа.

Учитель: У меня для Вас небольшая  викторина.

Назовите города-герои (вспомнить Вам помогут пазлы, лежащие на столе)

Что означают цвета на георгиевской ленте? ( чёрный цвет-дым, оранжевый - огонь)

Где проходит парад Победы? (В Москве на Красной Площади)

Что является символом вечной памяти о павших героях? (Вечный огонь)

Кто принимал парад Победы 24 мая 1945 года? (Г. К. Жуков)

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900)

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами викторины.

5.1. Минута молчания.

Учитель: Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.

(Минута молчания) (Слайд)

5.2.Изготовление голубей мира.

Учитель: Предлагаю в память о тех, «…кто не вернулся из боя…», изготовить голубей мира. На столе заготовки, изучите инструкцию, выполните поэтапно действия и покажите результат классу.  Напоминаю работа в паре.

Отлично! Давайте сделаем  коллективное фото.

Учитель: А теперь я хочу задать вопросы. Что нового Вы узнали сегодня на классном часе? Что Вам запомнилось? (Ответы детей)

Сейчас все вместе пожелаем всем-всем людям нашей планеты «Мирного неба!»

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Спасибо за прекрасный урок!

5.3. Коллективное исполнение песни (или фрагмента песни) «Солнечный круг».

C:\Users\Семья\Desktop\detskaja_pesnja_solnechnij_krug.jpg

Список используемой литературы.

  1. Википедия. Статьи.
  2. Евгений Агронович. Стихи.
  3. Интернет ресурс « Карта Памяти»
  4. Песня «Солнечный круг» на слова Л. Ошанина
  5. Презентации «Волгогдад», «Кинохроника времён ВОв», «Минута молчания» и др.
  6. Свет. Алексиевич «Последние свидетели»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 1 города Апшеронска Краснодарского края

Разработка

всероссийского урока памяти и славы

C:\Users\Семья\Desktop\GUaQfO2n9XI.jpg

Разработал урок

учитель начальных классов

Шмидт Г.Г.

2019-2020 учебный год

Моск

ва

Ленин

град

Ново

российск

Ту

ла

Смо

ленск

Мур

манск

Волго

град

О

десса

Ке

рчь

Сева

стополь

Ки

ев

Ми

нск

Брестская

крепость-герой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок "Урок Памяти и Славы"

Урок на котором ребята работают в группе. Сами достают материал, находят ответы, опираясь на свой жизненный опыт. Итог: создание коллажа и получение кубка....

Урок Памяти и славы

В год 75-летия Великой Победы в нашей школе ведётся активная работа по военно-патриотического воспитанию детей. Первый в этом  учебном году классный час стал Уроком Памяти и славы....

Всероссийский урок памяти и славы Батищева Н.А

Всероссийский урок памяти и славы Баищева Н.А...

1 сентября. Урок Памяти и Славы 1 класс

/Традиционно урок знаний проводится в форме знакомства учителя с детьми, детей друг с другом, всего класса со школой даются четыре правила и информация развивает у них чувство уважения к героическому ...

Классный час "Урок Памяти и Славы"

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война....

Урок Памяти и Славы

Цель: обращение школьников к исторической памяти, воспитание гражданственности и  патриотизма; чувство гордости за нашу Родину, за народ, который выстоял нашествие фашистов и защитил нашу страну,...