Классный час "Урок Памяти и Славы"
классный час (2 класс)

Шавульская Евгения Сергеевна

 Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx111.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19 станицы Александроневской

муниципального образования Выселковский район

Урок Памяти  и Славы

для 1-4 классов

«Имя Героя»

                                                                                           Подготовила:

                                                                                                 Шавульская Е.С.

2019 год

Цели:

- создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся.

-формировать нетерпимое отношение к фашизму;

-воспитывать патриотическое отношение к истории страны ;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ :

1.  Организационный момент.

2.  Основная часть.

Звучит песня “Журавли

- Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

- Давайте сегодня совершим небольшое путешествие в историю, в те далёкие времена, когда 75 лет назад, 22 июня 1941 года, жизнь людей распалась на две части – до войны и после войны.

(Звучит фонограмма начала войны – взрывы бомб, гул летящих самолётов )

- Так началось раннее утро воскресного дня 22 июня 1941 года. Так началась Великая отечественная война, которую начала фашистская Германия. Фашистами называют людей, которые не хотят жить в мире, которые считают, что они вправе отбирать у людей дома, деньги вещи, а самих людей убивать. Так вот, эти нелюди решили вероломно, без всякого предупреждения напасть на нашу Родину.

( показ видеоролика о войне )

Немецкие войска стали сжигать дома, угонять к себе домашний скот и вывозить зерно. Взрослых людей враги уводили в рабство, а больных и стариков убивали. От боли и страдания стонала родная земля.

Уходили на священную войну наши деды, уходили мальчики и девочки. Тяжело и страшно было всем, и тем, кто воевал, и тем, кто оставался в тылу.

Женщины, дети, старики тоже ощутили на себе весь ужас войны. У всех было одно желание – победить любой ценой. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

На линейке каждому классу было присвоено Имя героя.

Сейчас ребята 2 класса расскажут о герое Серёже Алешкове.

Одним из самых юных бойцов РККА в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата — гитлеровцы казнили их за связь с партизанами. Семья жила тогда в деревне Грынь в Калужской области, которую партизаны использовали как базу.

Серёже Алешкову было 6 лет, когда немцы казнили его маму и старшего брата за связь с партизанами.  Серёжу спасла соседка. Она выбросила ребёнка из окна хаты и крикнула, чтобы он бежал что было сил. Мальчик бросился в лес. Дело было осенью 1942 года. Трудно сказать, сколько времени бродил ребёнок, голодный, измученный, замёрзший в калужских лесах. На него натолкнулись разведчики 142-го гвардейского стрелкового полка, которым командовал майор Воробьёв. Они перенесли мальчика на руках через линию фронта. И оставили в полку.

         Трудней всего было подобрать одежду для маленького солдата: ну где найдёшь сапоги тридцатого размера? Однако со временем отыскалась и обувь, и форма – всё.  как полагается. Молодой неженатый майор Михаил Воробьёв стал для Серёжи вторым отцом. Кстати, позднее он официально усыновил мальчика.

– Вот только мамы у тебя нет, Серёженька, – как-то грустно сказал майор, гладя по коротко стриженым волосам мальчика.

– Нет, так будет, – ответил тот. – Мне нравится медсестра тётя Нина, она добрая и красивая.

Так с лёгкой руки ребёнка майор нашёл своё счастье и прожил с Ниной Андреевной Бедовой, старшиной медицинской службы, всю свою жизнь.

          Серёжа помогал старшим товарищам,  как мог: носил бойцам почту и патроны, в перерывах между боями пел песни. У Серёженьки оказался замечательный характер – весёлый, спокойный, он никогда не ныл и не жаловался по пустякам. А для солдат этот мальчик стал напоминанием о мирной жизни, у каждого из них остался дома кто-то, кто их любил и ждал. Все старались приласкать ребёнка. Но своё сердце Серёжа раз и навсегда отдал Воробьёву.
Медаль «За боевые заслуги» Серёжа получил за то, что спас жизнь своему названному отцу. Однажды во время фашистского налёта бомба разворотила блиндаж командира полка. Никто, кроме мальчика, не видел, что под завалом из брёвен находится майор Воробьёв.

– Папка! – не своим голосом закричал Серёжа, подскочил к блиндажу и прижался ухом к брёвнам. Снизу раздался глухой стон.

         Глотая слёзы, мальчик попытался сдвинуть брёвна в сторону, но только разодрал руки в кровь. Несмотря на продолжающиеся взрывы, Серёжа побежал за подмогой. Он привёл к заваленному блиндажу солдат, и те вытащили своего командира. А гвардии рядовой Серёжа стоял рядом и рыдал в голос, размазывая грязь по лицу, как самый обыкновенный маленький мальчик, которым он, собственно, и был.

А как-то, уже на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

Командующий 8-й гвардейской армией генерал Чуйков, узнав о юном герое, наградил Серёжу боевым оружием – трофейным пистолетом «вальтер». В бою под Сталинградом Сережу ранило в ногу осколком, он попал в госпиталь, а после лечения сразу же вернулся в родную часть. Но Михаил Данилович Воробьев решил больше не рисковать, усыновил мальчика и отправил его учиться в Тульское Суворовское училище. Известно, что Сергей Алешков окончил Суворовское училище и Харьковский юридический институт. Много лет проработал юристом в Челябинске, поближе к своей семье – Михаилу и Нине Воробьёвым. В последние годы работал прокурором. Умер рано, в 1990 году. Сказались годы войны.

За время, проведенное на фронте, Сережа несколько раз был ранен, контужен, что не помешало ему поступить в Тульское суворовское военное училище. Позже отучился на юриста в Харькове, по окончании уехал в Челябинск, где жили его приемные родители. Работал прокурором. В 1990 году самого юного бойца Красной армии не стало — сказались тяжелые ранения. 

Награды

Медаль «За боевые заслуги» (1943)

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)

Орден Отечественной войны I степени (1985)

Сегодня лётчик боевой
Пришёл к могиле братской.
Поправив прядь
Седых волос,
Он поклонился низко
И положил букет из роз
К подножью обелиска.
Стоял он долго недвижим
В своей большой печали.
И чётко,
Властно перед ним
Воспоминанья встали.
Как будто было всё вчера:
Война, бои, зарницы.
В степях горели хутора,
Посёлки и станицы.
Сражались люди на воде
И под водой сражались,
Сражались люди на земле
И в небо поднимались -
И в небе
Смертный бой вели.
Вели зимой и летом
Бои
За честь родной земли,
За жизнь
Страны Советов.

(Беляков Иван Васильевич)

Сейчас ребята 3 класса расскажут о Александре Покрышкине

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку.

Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска.

В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.

В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.

Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.

В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта.

В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.

А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)

С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов.

Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.

После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. - военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.

Умер Покрышкин Александр Иванович 13 ноября 1985 г. в Москве.

Награды:

Трижды Герой Советского Союза (24.05.1943 — медаль № 993; 24.08.1943 — медаль № 10; 19.08.1944 — медаль № 1).

орденами Ленина (22.12.1941; 24.05.1943 ; 6.03.1963 ; 21.10.1967; 21.02.1978; 5.03.1983)

орденом Октябрьской Революции (5.03.1973);

орденами Красного Знамени (22.04.1943; 18.07.1943; 24.12.1943 ; 20.04.1953);

орденами Суворова 2-й степени(6.04.1945; 29.05.1945);

орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);

орденами Красной Звезды (6.11.1947; 4.06.1955) и другими.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Казак, казаки, казаки…

Сейчас ребята 4 класса расскажут о герое Андрее Гречишкином.

Памятка о событиях 14 сентября 1829 года у Волчьих ворот в современном Тбилисском районе составлена в августе 2002 года казачьим полковником Ю.А. Зюзиным.http://ksovd.ru/upload/000/u10/082/7fc8a5ac.jpg

С 1803 года охрану кордонной линии по границе с Турцией на участке «Тифлисская - Казанская» несли казаки этих станиц. Станицы входили в состав Кавказского полка линейного казачества.

В станице Тифлисской (с 1936 года - Тбилисской) казаками командовал сотник Андрей Леонтьевич Гречишкин - начальник станицы и сотенный командир. Атаманов у линейцев не было. Андрей Гречишкин был сыном есаула Леонтия Ивановича Гречишкина, одного из основателей станицы в 1802 году. История не сохранила сведений, где и когда родился Андрей Гречишкин, вероятнее всего на Дону.    

         Природа не обидела его ни умом, ни внешностью, ни казачьей удалью. В русско-турецкую войну 1828-1829 г.г. турецкая агентура сумела подтолкнуть темиргоевских князей Айтековых (Шумара и Джембулата) к нападению на кордонную линию с целью снижения позиции России на переговорах о мире.

         Об этих намерениях темиргоевцев стало известно командованию кордонной линии, и командир Кавказского полка майор Р.К. Васмунд, для выяснения обстановки на участке своего полка, приказал сотнику Гречишкину произвести разведку местности за Кубанью в междуречье Кубани и Зеленчука, обратив особое внимание на район Волчьих ворот - места спуска к Песчаному броду через речку Зеленчук (на территории теперешнего хутора Песчаного).

         Волчьи ворота в то время представляли собой узкий и крутой овраг в береговой круче, по дну которого проходила дорога к броду. Ныне овраг расширен и проходит по нему асфальтовая дорога.

        Получив приказ, Гречишкин 14 сентября во главе 20 казаков при двух урядниках убыл в станицу Казанскую, где пополнил свою сотню 38 казаками и одним урядником. По другим данным - 42 казаками. Все казаки были вооружены холодным и огнестрельным оружием. Таким образом, сотня Гречишкина, вместе с командиром насчитывала или 62 или 65 казаков. Покинув Казанскую 15 сентября утром, после переправы вброд через Кубань повёл сотню на юг.

        Расстояние в 12-15 км до Волчьих ворот было пройдено к середине дня. И здесь сотня встретила неприятеля - толпу горцев, во много раз превосходящую численностью не полную сотню Гречишкина, горцы шли в набег на Тифлисскую. В Казанскую за подмогой немедленно был послан казак Иван Кустов, владелец лучшего в сотне коня. Горцы не стали его преследовать.

        Гречишкин понял, что в конном строю от горцев не уйти. Сотня спешилась и в пешем строю стала отходить к Кубани. Горцы, окружив казаков, открыли прицельный огонь. Сотник, видя, что отряду грозит гибель, призвал казаков биться до последнего и сложить головы достойно.

        По команде сотника казаки, работая плетьми, быстро поставили лошадей в круг, а затем в треугольник, и опять же по команде, плача в душах своих, закололи их кинжалами. Сложив  внутрь треугольника убитых и раненых, они залегли за кровавым бруствером и приняли свои последний бой.

        Горцы дважды предлагали им сдаться, казаки отказались. Тогда они атаковали казаков в конном, а затем в пешем строю. Бой длился несколько часов, и масса горцев буквально задавила горсть казаков. Так у Волчьих ворот полегла сотня Гречишкина, на помощь к ним никто не пришел. В Казанской резерва просто не оказалось, его в это время задействовали в другом месте.

       Забрав у казаков все самое ценное, горцы, отказавшись от набега, ушли за Зеленчук, т.к. внезапность была утеряна.

       

Погибшие казаки из Казанской были похоронены в братской могиле за Восточными воротами станицы. Впоследствии на ее мест была построена церковь во имя св. Георгия Победоносца, разрушенная уже после Великой Отечественной войны. На ее месте сейчас стоит крест.

         

Погибшие казаки из Тифлисской были также похоронены в братской могиле в своей станице за Ставропольским шляхом (у теперешней автостанции). По указанию наказного атамана Кубанского казачьего войска, графа Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстон в 1861 году на братской могиле была построена часовня, разрушенная по приказу властей в 1934 году и восстановленная жителями станицы в 1995 году.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края :

Мир победил! Окончена война!

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор кружит она,

И не забудем мы

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить всегда !

- В память о тех, кто погиб на фронте, кто умер от ран, попрошу встать и склонить голову перед величием подвига русского солдата.

( минута молчания )

Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, какой символ победы вы видите друг на друге? (георгиевская ленточка).

Как вы думаете, почему сегодня все с этим символом?

-Традиционным символом победы является георгиевская ленточка. Прикрепляя её к одежде, люди выражают своё уважение тому великому подвигу, который совершили ветераны Великой Отечественной войны.

В завершении нашего классного часа давайте споём песню «День Победы»

( звучит песня Д. Тухманова «День Победы» ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок "Урок Памяти и Славы"

Урок на котором ребята работают в группе. Сами достают материал, находят ответы, опираясь на свой жизненный опыт. Итог: создание коллажа и получение кубка....

разработка всероссийского урока памяти и славы

В мае 2020 года мировое сообщество будет отмечать славную дату – 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Победа является ярким примером единства наций и народов перед лицом общег...

Урок Победы, посвященный году Памяти и Славы

План -конспект урока , посвященного 75 летию освобождения Краснодарского края от немецко- фашистских захватчиков....

Урок Памяти и славы

В год 75-летия Великой Победы в нашей школе ведётся активная работа по военно-патриотического воспитанию детей. Первый в этом  учебном году классный час стал Уроком Памяти и славы....

Всероссийский урок памяти и славы Батищева Н.А

Всероссийский урок памяти и славы Баищева Н.А...

Классный час 2020-Год памяти и славы

. Ребята, сегодня 23 февраля, День защитника Отечества.В этот день поздравляют военнослужащих, ветеранов, воинов, дедушек, пап, мальчиков, всех мужчин. Этот день отмечают во всех родах войск: сухопутн...