Внеклассное занятие для детей начальной школы "Огонь - друг или враг?"
план-конспект занятия (1, 2 класс)

Роньжина Анжелика Леонидовна

Внклассное меропритие по теме "Огонь - друг или враг человека" посвящено знаимой и важной теме. На данном занятии дети повторят правила в игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vz_2.docx389.7 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент

2.Вводно-мотивационная часть

3.Основная часть

Рассказ о причинах возникновения пожара

Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

5. Итог урока

Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От огня?

Кто соседский детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке;

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел?

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

-  Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

 - Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Что объединяет эти четверостишия? Какая тема нашего занятия?

Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

 

 Сформулируем тему урока.

На доске:

 

Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.  Сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Знают взрослые, знают  дети

В самых дальних концах Земли

Люди, сколько жили на свете

Пуще глаза огонь берегли!

Ведь издревле до нашего века

Он помощник и друг человека

Чуть стемнеет. Вспыхнет повсюду

Электрических лампочек чудо

Поутру, чтобы все были сыты,

Ставим пищу в духовку и плиты

Хлеб и булки огонь выпекает

И от холода нас защищает

И от дальних звезд до Земли

Мчит космические корабли!

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.

Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г до н.э), Сан-Франциско (1906 г.)

Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Почему возникает пожар?

Какие примеры, известные вам, подтверждают это? 

Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?

Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

Может ли море гореть?

Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в «Путанице?»

 И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом, машет красным рукавом.

 Почему возник пожар?

Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять, чтобы избежать пожара!

Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

На доске:

Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во  дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Вам на новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать?

Физкультминутка.

Исходное положение: стоя  у парты.

 Если на мой вопрос вы можете ответить: «Я!», то остаетесь стоять.

Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: «Не я!», то присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками играл?

Побежал пожар во двор,

Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,

Кто к дома жег листву?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые предметы?

а) сюжетно-ролевая игра.

Разыгрывается учеником.

Вы внимательно смотрели, а теперь постарайтесь определить все ошибки, которые герой допустил. Перечислите их. Итак, ошибки Димы…

 б) конкурс «Позвони пожарнику»

По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните вместо Димы.

Почему не поздоровался?

 

Что еще можно было сказать?

в)  Допустим, в доме пожар только начался. Какие будут ваши действия?

Прочитаем  правила поведения при возникновении.

 

 На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

1. пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
2. чаще всего убивают дым и газ, а не пламя.
3. жар от огня настолько силён, что сам по себе может вызвать гибель.
4. недостаток времени; пожар не оставляет времени, нужно успеть   выбраться из огня.

О чем следует помнить, принимая меры по спасению?

Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату – держитесь около пола, там всегда есть воздух.  Закройте рот и нос мокрым  полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.

Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.

Как вы думаете, изменится ли последовательность действий и сами действия в случае пожара в школе?

 В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большего количества людей было время эвакуироваться из здания. Как можно сообщить о пожаре?

Какова последовательность действий при пожаре в школе?

На доске:

 В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Поэтому в каждом общественном месте предусмотрен «План эвакуации».

Дети отвечают на вопросы.

Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас – на эти вопросы мы ответим после прочтения отрывка  из «Лесной газеты» В. Бианки.

Дети отвечают на ранее поставленные вопросы.

 Перечисленные вами средствами пожаротушения – пучок из лиственных веток, земля, дерн – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.

Есть табельные средства пожаротушения: топор, ведро, огнетушитель. Где вы их видели у нас в школе?

Если же пожар случился, чтобы его потушить самое эффективное средство – это… пожарная машина.

Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти к вам на помощь?

Какими качествами должен обладать пожарный?

История хранит немало подвигов, совершенных в мирные дни. Самой дорогой медалью считается у пожарных «За отвагу на пожаре», высокой наградой является и благодарность людей, спасенных от огня.

Известно, что чем дольше не принимаются меры  при ожоге, тем серьезнее будет травма пострадавшего.

Необходимо:

  • Облить обожженные места большим количеством воды, охладить.
  • Снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь, так как эти места начнут отекать,
  • Снять сгоревшие и дымящие части одежды, если они не прилепили к пораженным участкам тела пострадавшего.
  • Защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом.
  • Вызвать «Скорую помощь» по телефону «03»

В чем будет заключаться первая помощь человеку,  у которого загорелась одежда?

Игра «Доскажи словечко»

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол прожег.

Не смотри, не жди, не стой!

А залей его …

Если младшие сестрички,

Зажигают дома спички

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …

Раскалился если вдруг

Металлический утюг

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из …

если вдруг пожар возник

ты обязан в тот же миг

в часть к пожарным позвонить,

о пожаре сообщить

знает каждый гражданин

пожарный номер …

Кто с огнем неосторожен

У того пожар возможен

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить …

Что не нужно делать при возникновении пожара?

Что нужно делать?

По какому телефону вызывают пожарную дружину?

 Я очень хочу, что вы, ребята, запомнили все правила обращения с огнем и чтобы огонь был только для вас другом.

Это я! Это я! Это все мои друзья!

Это я! Это я! Это все мои друзья!

Это я! Это я! Это все мои друзья!

Это я! Это я! Это все мои друзья!

Это я! Это я! Это все мои друзья!

Это я! Это я! Это все мои друзья!

Безопасное обращение с огнем.

Выбираем союз «и».

Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка). Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е. Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Люди перестают быть осторожными с огнем.

Ответы детей.

Поступок инсценируется учеником.

Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Это хулиганство.

Дети читаю стихотворения.

Знает каждая зверюшка –

Спички детям  - не игрушка!

С зажигалками игра

Не доводит до добра!

Знает каждый гражданини

Пожарный номер 01

Если к вам придет беда –

Позвони скорей туда.

Если нету телефона,

Кричи о помощи с балкона.

Не играй, дружок, со спичкой

Помни ты: она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая

Разжигать костре не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Это дядя не жалеет,

Что в лесу окурок тлеет

На такого дядю глядя,

Мы, ребята, скажем речь:

Как же вам нес стыдно. Дядя?

Лес ведь надо поберечь!

Кто от молнии спасет?

Это – молниеотвод!

Он в грозу нас не подводит,

В землю молния уходит.

Младшим братьям и сестричкам

Старшие все говорят:

Крепко помните, что спички –

Не игрушка для ребят!

Корней Иванович Чуковский – «Путаница».

Нет.

Игра со спичками лисичек привела к пожару.

Самуил Яковлевич Маршак – «Кошкин дом».

Была оставлена без присмотра печь.

Дети читают памятки.

  • Не устраивай игр со спичками.
  • Не пользуйся неисправными электрическими приборами,  не оставляйте их без присмотра.
  • Все горючие вещества и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.
  • Не кури, курильщик – это поджигатель.
  • Не оставляй без присмотра печь.
  • Не украшай ёлку свечами. Не пользуйся вблизи ёлки бенгальскими огнями, хлопушками.
  • Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня.

Надо их остановить.

На открытой местности, вдали от строений.

Дима сидит у печки, зажигает дрова.

Не горят. Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой! Взорвалось! Пожар! (мечется по классу, прячется под стол).

Ошибки Димы: использовал бензин, спрятался под стол, не позвонил 01.

Варианты ответов детей.

Образец правильного варианта: набрать номер 01. Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1, квартира 17

Нет времени.

Что именно горит.

  • Попытаться потушить.
  • Позвонить 01.
  • Позвать на помощь взрослых.
  • Если огонь усилится, то необходимо покинуть помещение.

  • Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.
  • Позвоните по телефону «01», сообщите точный адрес и характер возгорания.
  • Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

Не знаем.

Кричать, сказать взрослым.

Давка.

«Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костер. Тонкой змейкой побежал огонь… Не теряй не секунды. Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы, – не давай ему расти… И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хотя бы крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кусками дерна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево – это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног  беги к людям, бей тревогу!»

Лесной пожар надо тушить ветками, с помощью лопат.

На пожарном щите в хозяйственной части двора.

Это пожарные.

Способность к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом.

Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить  пламя.

Паниковать, в одиночку бороться с пламенем, не вызвав пожарных. Прыгать из окна, прятаться.

Сохранять хладнокровие, вызвать пожарных, принять меры для спасения жизни.

Дети хором отвечают: «Помни каждый гражданин этот номер «01».

Психологический настрой на работу; активизация внимания и познавательной деятельности

Пробуждение познавательного интереса

Формирование сознания учащихся о правилах обращения с огнем

Постановка целей, задач занятия, формулирование темы занятия

Развитие речи, умения выразительно читать

Расширение кругозора учащихся

Развитие актерских способностей

Развитие речи, мышления

Развитие памяти учащихся

Формирование умения делать аналогию

Первичное закрепление и осмысление выше изученного

Смена видов деятельности, предупреждение усталости

Развитие умения инсценирования

Формирования умения на основе увиденного – анализа – делать выводы

 

Формирование знаний о совершении звонка в пожарную часть

Первичное закрепление, проверка степени освоенности материала, устранение пробелов  

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Формирование знаний о поведении во время пожара, задымления

Формирование четких представлении о последовательности действий при пожаре  школе

Привитие любви к природе; бережного отношения к ней

Профориентация детей; нравственное воспитание

Формирование знаний об оказании первой мед. помощи пострадавшим

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста Сказка – пьеса. « От невежества – беда»

Данная разработка предназначена для детей начальной школя, с целью экологического воспитания....

Внеклассное занятие для детей 3-4 класса Игра « Что? Где? Когда?»

Материал о разнообразном и удивительном мире природы родного края....

Внеклассное занятие по литературному чтению "Наш друг —книга"

Внеклассное занятие по литературному чтению "Мой друг -книга"...

Сценарий проведения внеклассного занятия для детей и родителей "День зимних именинников"

Цель этого праздника - не только поздравление с днем рождения именинников, но и развитие интеллектуально-творческих, организаторских способностей школьников, развитие смекалки, творческой фантазии, ум...

"Воздух" конспект внеклассного занятия для детей с нарушением интеллекта (2 класс)

Занятие разработано согласно  экспериментальной деятельности, которая вкдется с учащимися в рамках реализации ФГОС...

Внеклассное занятие для детей с ОВЗ с использованием элементов смехотерапии «Мешок смеха»

В отличие от навыков, освоить эмоции нельзя, однако их можно вполне успешно сформировать, если создать соответствующие условия. Данное внеклассное занятие позволяет развивать эмоциональную сферу детей...