Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов «Мы вместе»
методическая разработка (2 класс)

Соловьева Ирина Юрьевна

Данная работабудет интересна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva_i.yu_._adop_dlya_detey_s_ovz_shkola_79_-_kopiya.docx71.97 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

социальной направленности

 «Мы вместе»

Возраст обучающихся – 8-10 лет

Срок реализации -1 год

Автор-составитель Соловьёва И.Ю.

г. Нижний Новгород

2019

 

1. Общие положения.

1.1. Определение и назначение адаптированной образовательной программы дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

1.1.1. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов — это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

1.1.2. Адаптированная образовательная программа дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.1.3.        Адаптированная        образовательная        программа        дополнительного образования учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов определяет содержание дополнительного образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

1.2. Нормативные документы для разработки Программы

  1. Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  3. Устав МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева»;
  4. Локальные акты МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева».

  1. Пояснительная записка

2.1. Актуальность

Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в кружковую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития данная программа создаёт условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что:

-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;

-способна обеспечивать включение детей с ОВЗ в новые формы организации социальной жизни тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов детей с ОВЗ, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.

2.2. Программа рассчитана на детей с ОВЗ, конкретно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению программ дополнительного образования вне специальных условий обучения и воспитания. Группа учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее могут входить дети с разными нарушениями развития: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Кружок  посещают дети с РАС с разными характеристиками и уровнем подготовленности. РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в  становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем  расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. У большинства учащихся с РАС отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к любой деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе.

  1. Срок реализации программы 1 год,  

количество учебных часов- 34 часа.

Формы проведения занятий:

  • Занятия в группах.
  • Индивидуальные занятия.
  • Экскурсии.

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение, устное изложение);
  • Наглядные (показ видеоматериалов, наблюдение).

  1. Используемые образовательные технологии и формы проведения занятий.

Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий дополнительного образования:

  • технология использования в обучении игровых методов;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • индивидуализации обучения;
  • групповые технологии.

  1. Цель программы - создание в МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов для раскрытия  творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, кружках.

  1. Стратегические задачи Программы

Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:

  • Обеспечить условиями для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;
  • обеспечить гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное;
  • организовать качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными  формами отклонений в развитии;

  • создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;

  • стимулировать творческое самовыражение педагога, раскрытие его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого обучающегося в соответствии с его особенностями психофизического развития, склонностями, интересами и возможностями;

  • совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;

  • обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;

  • формировать у учащихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.

  1. Содержание программы

6.1. Учебный план.

Учебные занятия проводятся строго по расписанию, составленному в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 и утвержденному приказом директора МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева». Наполняемость групп не менее 5 человек. Продолжительность занятий – 30 - 40 минут, продолжительность перемен - 10 минут для отдыха и проветривания помещений.

Учебный план утверждается в начале учебного года и отражает чёткое распределение часов на изучение дисциплины в полном соответствии с программами, реализуемыми в данном направлении.

№ п/п

Название разделов

Кол-во часов

Темы

Введение

1 час

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Времена года. Осень.  

11 часов

Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Откуда я родом. Район, в котором я живу. 4 октября — Всемирный день животных. Конкурс  фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы». Птицы осенью. Проект «Парад овощей» Герои детских сказок. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Что делает карась зимой? Акула и другие морские хищники. Тропы природы. Природа в поэзии.

Времена года. Зимушка – зима.

11 часов

Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. Звёздочки на ладошке - снежинки. Как встречают Новый год в разных странах. Домашние животные. Символ  года. Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. Снегирь. Лесной доктор – дятел. Красная книга. Птицы Нижегородской  области. Рисунки «Птичьи просьбы»

Времена года. Весна - красна.

11 часов.

Герои детских сказок. Ф. Зальтен «Бемби». Олени. Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Первоцветы Нижегородской области. Экскурсия в музей цветов. Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела (главы) кол-во часов

Название темы

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1

Введение 1 час

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

1

06.09

2

Времена года. Осень.  

11 часов

Экскурсия. Сбор природного материала.

1

13.09

3

Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев.

1

20.09

4

Откуда я родом. Район, в котором я живу.

1

27.09

5

Птицы осенью.

1

04.10

6

4 октября — Всемирный день животных. Конкурс  фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы»

1

11.10

7

Проект «Парад овощей»

1

18.10

8

1

25.10

9

Герои детских сказок. Д.Н.Мамин - Сибиряк. Серая шейка.

1

08.11

10

Что делает карась зимой?

1

15.11

11

Акула и другие морские хищники.

1

22.11

12

Тропы природы. Природа в поэзии.

1

29.11

13

Времена года. Зимушка – зима.

11 часов

Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.

1

06.12

14

Звёздочки на ладошке - снежинки.

1

13.12

15

Как встречают Новый год в разных странах

1

20.12

16

Домашние животные. Символ  года.

1

27.12

17

Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек.

1

17.01

18

Сестрицы-синицы. Синичкин календарь.

1

24.01

19

1

31.01

20

Снегирь.

1

07.02

21

Лесной доктор – дятел.

1

14.02

22

Красная книга. Птицы Нижегородской  области.

1

21.02

23

Рисунки «Птичьи просьбы»

1

28.02

24

Времена года.

Весна-красна.

11 часов

Герои детских сказок.

Ф. Зальтен. Бемби. Олени.

1

06.03

25

Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями

1

13.03

26

1

20.03

27

Первоцветы Нижегородской области.

1

03.04

28

Экскурсия в музей цветов.

1

10.04

29

Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки.

1

17.04

30

1

24.04

31

Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы.

1

08.05

32

Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

1

15.05

33

Мы цветы сажаем планету украшаем.

1

22.05

34

Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

29.05

  1. Планируемые результаты освоения программы

Результатом реализации адаптированной дополнительной образовательной программы должна стать «модель» (образ) выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации адаптированной образовательной программы учреждения дополнительного образования.

 

Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с учащимися с ОВЗ.

Уровень базовых знаний и умений учащихся:

•        Владеет основами знаний по программе, имеющих практическую направленность, на уровне обучающегося начальной школы с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.

•        Владеет основами здорового образа жизни, имеет четкое представление о правилах ухода за собой, знаком с правилами безопасной работы с материалами и инструментами с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.

•        Имеет определенный уровень развития познавательных функций с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.

•        Эмоционально-положительно воспринимает трудовую деятельность.

•        Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения, способен на адекватные ролевые отношения с педагогом (взрослыми) и детьми.

  1. Реализация программы должна дать следующие результаты:

•        Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования для всех категорий детей;

•        Увеличение доли учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных дополнительным образованием;

•        Динамика количества педагогов дополнительного образования, прошедших курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

  1.  Формы контроля и учёта достижений учащихся.

Достижение результатов по адаптированной дополнительной образовательной программе обеспечивается за счет способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по материалам программы путём диагностики текущих, промежуточных и итоговых учебных достижений. Оценка достижения результатов ведётся по безотметочной системе как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Основным инструментом оценки являются итоговые выставки детского творчества; создание декоративных книг; участие в конкурсах по декоративно­ прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках; система заданий различного уровня сложности по усвоению учебных материалов программы.

  1.  Методическое сопровождение образовательного процесса.

Методическая работа в МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева» рассматривается как целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий и осуществляется штатными сотрудниками. С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся методические объединения и педагогические советы по проблемам взаимодействия с учащимися, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов.

Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями, непрерывно повышают уровень квалификации, проходя курсы повышения квалификации.

№ п/п

Дидактические материалы, техническое оснащение занятий

Компьютер

Интерактивная доска

Набор муляжей "Корнеплоды и плоды" 2 части

Набор муляжей грибов съедобных и ядовитых.

Лото "Растительный мир".

Лото. Овощи и фрукты.

Домашние и дикие животные.

Оседлые и перелетные птицы.

Лото. Насекомые.

  1. Роль дополнительного образования в обучении и воспитании детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Образовательное учреждение являются открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям ОВЗ и детям-инвалидам. Так сложилось исторически, что образовательная система дополнительного образования вобрала многие черты семейного воспитания. Особая роль принадлежит сотрудничеству педагогов дополнительного образования с семьей, родителями учащихся, поэтому помимо непосредственной работы с детьми важным направлением деятельности МАОУ «Школа №79 им. Н. А. Зайцева» является работа педагогов с родителями. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы предотвратить или сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка. Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются. Мы полагаем, что дополнительное образование дает возможность компенсировать отсутствие специализированных учреждений. Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения. На сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми с ОВЗ.

  1. Сроки реализации Программы - 2019-1020  учебный год

Программа реализуется в 1 ступени – начальная школа, адаптированные программы дополнительного образования - кружок.

  1.  Организация образовательного процесса

 

  1.  Воспитательная деятельность.

Программа воспитательной работы обеспечивает эффективность решения воспитательных задач за счет создания единого образовательного и культурного пространства, интеграции содержания дополнительных общеобразовательных программ с разнообразными программами, реализуемыми в рамках различных форм воспитательной работы.

Доминирующей        воспитательной        целью        является:        формирование

общечеловеческих культурных ценностей.

Малая Родина, родной дом, родной город, родные люди, родная природа, родной язык.

Культура поведения человека в школе, семье, общественных местах, наедине с собой. Правила общения со старшими, младшими, стариками, сверстниками.

Общество как социальная среда человека. Условия существования человека в обществе. Ценности общественной жизни. Поступок отдельного человека в контексте развития общества. Долг человека по отношению к обществу.

  • Человек и его профессия. Способности и талант в профессиональном труде.
  • Культура питания. Приобщение к физической культуре: физические упражнения и подвижные игры, водные и воздушные процедуры.
  • Культура одежды.
  • Культура физического труда. Необходимость и радость физического труда.

  • Экологическая культура и приобщение к ней. Общение человека и природы. Охрана природы, забота об окружающей среде. Человек и животные.

  1. Основные виды деятельности:
  • игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно­ ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

  • учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

  1. Целью программы воспитательной работы является: создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом его психофизических возможностей для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Задачами программы воспитательной работы в учреждении являются:

  • создание единого оптимального воспитательного пространства для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в триаде «педагог-ребенок - родитель»;
  • создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости обучающихся для дополнительного образования;
  • организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;

  • формирование и совершенствование нравственных качеств личности, культуры поведения, умения использовать полученные знания в межличностном общении;
  • обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;
  • формирование познавательной активности;
  • освоение навыков построения перспектив в формировании понятий жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

  1. Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

Под адаптированной образовательной программой понимается образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Ф3-№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа показывает как собственная модель организации обучения, воспитания, развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в конкретных условиях учреждения дополнительного образования, как изучаются и учитываются в работе с учащимися их индивидуальные особенности, интересы, возможности, способности, как повышается мотивация их учебной деятельности.

Информационная карта адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир вокруг нас».

1

Полное название

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас».

2

Автор программы

Коллектив авторов

3

Ф.И.О. педагога, реализующего программу

Соловьева Ирина Юрьевна

4

Дата создания

2019 год

5

Характеристика программы

Модифицированная, общеразвивающая

6

Направление деятельности

Социальное

7

Сроки реализации

1 год

8

Возраст учащихся

8 -10 лет

9

Цель программы

Создать психолого - педагогические, социально личностные благоприятные условия, для повышения уровня экологической грамотности и экологического сознания, позволяющие обучающимся экологических объединений овладеть навыками адаптации и социализации в социально новых условиях.

10

Краткое содержан и е

программы

Программа включает в себя следующие блоки:

Понятие «экология», «Общий дом — общие проблемы», осень. «Природа в наших ощущениях».

«Путешествуй и играй, познавай родимый край»,

«Мир растений», «Среда обитания»,

«Экологическая тропинка», «Лесные загадки»,

Зима: «Природа и животные нашего края», «Весна».

11

Прогнозируемые результаты

Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком, и обществом, её включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности.

12

Особая информация

 Занятия проводятся в разновозрастной  группе детей с разной степенью умственной отсталости.

13

Перспективы развития

 Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

  1. Контроль и регулирование выполнения адаптированной образовательной программы МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева».

Координацию и контроль над выполнением адаптированной образовательной программы осуществляет администрация МАОУ «Школа №79 им Н.А.Зайцева» в виде плановых и оперативных проверок, мониторинга и наблюдения. Методическое объединение анализирует ход выполнения программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции, осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы. Администрация МАОУ «Школа №79 им Н.А.Зайцева» ежегодно подводит итоги выполнения программы на заседании итогового педагогического совета.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №79 им. Н.А.Зайцева»

«Согласованно»

Зам. дир. по ВР

_______/_________________/

________________2019 года

«Утверждено»»

Директор МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева»

_________/Банникова М.В./

Приказ №______ от «____»

______________ 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»

ДЛЯ  2  КЛАССА

Учитель: Соловьева Ирина Юрьевна

первая квалификационная категория

2019 – 2020 учебный год


Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Необходимость проведения кружка обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, социализировать детей с ОВЗ. Участие школьников в кружке развивает воспитанность, нравственные чувства и нормы поведения, любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Такая форма работы дает широкое поле для восприятия ответственности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи. 

Цель исследования: Создать психолого - педагогические, социально личностные благоприятные условия, для повышения уровня экологической грамотности и экологического сознания, позволяющие обучающимся экологических объединений овладеть навыками адаптации и социализации в социально новых условиях.

 Задачи:

  • организовать качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными  формами отклонений в развитии;
  • создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
  • совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
  • обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
  • формировать у учащихся навыки эффективного социального взаимодействия, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ, через вовлечение их в активную творческую деятельность дополнительного образования.
  • определить значение экологического воспитания в процессе обучения детей с ОВЗ;
  • определить наиболее эффективные формы и методы в экологическом воспитании детей с ОВЗ в процессе кружковой работы.

 Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

 Предмет исследования – кружковая работа и ее роль в формировании социально адаптированной личности в процессе изучения естествознания.

Гипотеза:

Формирование социально адаптированной личности младшего школьника, при изучении естествознания будет успешным, если использовать такую форму работы как кружковая работа, которая должна обеспечить преемственность учебной программе, чтобы повысить уровень познавательного интереса к предмету, будут использованы разнообразные формы такой деятельности, а также учтены индивидуальные и возрастные особенности детей.

 Прежде всего, для этого необходимо создать следующее педагогические условия:

- давать детям природоведческие знания, научить любить природы;

- способствовать социализации детей с ОВЗ;

- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, а также особенностью организации учебного процесса в МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева».

1. Цели и задачи программы:

Цель кружка «Мир вокруг нас» - создать условия для воспитания гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи: 

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц. А также социализации детей с ОВЗ.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Организационные принципы: в кружке участвуют обучающиеся 2 класса; количество участников 5 человек; периодичность занятий 1 раз в неделю по 40 минут.

Результаты освоения

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений;
  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений детей с ОВЗ, относятся:

  • Социализация детей с ОВЗ через предметно – практическую деятельность;
  • характеристика социальных чувств (толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Классификация результатов деятельности кружка

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Практическая деятельность, беседы, просмотр видеороликов.

Личностными результатами освоения программы являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков ;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере – создание условий для развития умения ухода за комнатными растениями;

—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Содержание  курса деятельности  кружка с указанием форм организации и видов деятельности

Введение 1 час

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Времена года. Осень.   11 часов

Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Откуда я родом. Район, в котором я живу. 4 октября — Всемирный день животных. Конкурс  фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы». Птицы осенью Проект «Парад овощей» Герои детских сказок. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Что делает карась зимой? Акула и другие морские хищники. Тропы природы. Природа в поэзии.

Времена года. Зимушка – зима. 11 часов

Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных. Звёздочки на ладошке - снежинки. Как встречают Новый год в разных странах. Домашние животные. Символ  года. Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек. Сестрицы-синицы. Синичкин календарь. Снегирь. Лесной доктор – дятел. Красная книга. Птицы Нижегородской области. Рисунки «Птичьи просьбы»

Времена года. Весна - красна. 11 часов.

Герои детских сказок. Ф. Зальтен «Бемби». Олени. Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Первоцветы Нижегородской области. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки. Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы. Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы»

Тематическое планирование

Название раздела (главы) кол-во часов

Название темы

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1

Введение 1 час

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

1

06.09

2

Времена года. Осень.  

11 часов

Экскурсия. Сбор природного материала.

1

13.09

3

Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев.

1

20.09

4

Откуда я родом. Район, в котором я живу.

1

27.09

5

Птицы осенью.

1

04.10

6

4 октября — Всемирный день животных. Конкурс  фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы»

1

11.10

7

Проект «Парад овощей»

1

18.10

8

1

25.10

9

Герои детских сказок. Д.Н.Мамин - Сибиряк. Серая шейка.

1

08.11

10

Что делает карась зимой?

1

15.11

11

Акула и другие морские хищники.

1

22.11

12

Тропы природы. Природа в поэзии.

1

29.11

13

Времена года. Зимушка – зима.

11 часов

Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.

1

06.12

14

Звёздочки на ладошке - снежинки.

1

13.12

15

Как встречают Новый год в разных странах

1

20.12

16

Домашние животные. Символ  года.

1

27.12

17

Герои детских сказок. Аксаков. Аленький цветочек.

1

17.01

18

Сестрицы-синицы. Синичкин календарь.

1

24.01

19

1

31.01

20

Снегирь.

1

07.02

21

Лесной доктор – дятел.

1

14.02

22

Красная книга. Птицы Нижегородской  области.

1

21.02

23

Рисунки «Птичьи просьбы»

1

28.02

24

Времена года.

Весна-красна.

11 часов

Герои детских сказок.

Ф. Зальтен. Бемби. Олени.

1

06.03

25

Оранжерея на окне Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями

1

13.03

26

1

20.03

27

Первоцветы Нижегородской области.

1

03.04

28

Экскурсия в музей цветов.

1

10.04

29

Проект. Мои домашние любимцы. Кошки и собаки.

1

17.04

30

1

24.04

31

Живые цветы. Бабочки. Знакомые незнакомцы.

1

08.05

32

Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

1

15.05

33

Мы цветы сажаем планету украшаем.

1

22.05

34

Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «Хоровое пение»Автор:  Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования "Весёлые голоса"

Данная программа специально модифицирована педагогами дополнительного образования для работы в музыкально-драматической студии «Реприза», где основным видом музыкальной деятельности  является вок...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖКА «ЧАС ИГРЫ»

Дополнительная образовательная программа «Час игры» имеет спортивную направленность и рассчитана на детей 7 лет. Срок обучения 1 год. Один час в неделю, в год 33 часа. Приём детей осуществляетс...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 л...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей  8 ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Вырезанка»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПДНаправление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»Кружок «Вырезанка» предназначен для р...