Методическая разработка «Воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников в условиях группы продленного дня»
методическая разработка

Лариса Леонидовна Кайгородова

Методическая разработка для учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников в условиях

группы продленного дня»

.

Президент России В.В. Путин в одном из выступлений сказал: «Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства. Совершенствуется законодательство. И, тем не менее – еще многое предстоит сделать. Прежде всего, в этой масштабной, востребованной работе необходимо в полной мере использовать мощный потенциал общественных, волонтерских, добровольческих организаций, средств массовой информации. Только опираясь на такую деятельную, активную поддержку, мы сможем добиться ощутимых результатов».

Пояснительная записка

Программа гражданско – патриотического воспитания «Гражданин - патриот» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и локальными правовыми актами.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении ГБОУ школы-интерната №6 и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся.

Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, людей, живущих рядом, способные защищать Отчизну от посягательств чуждых сил на её свободу. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданского нравственно-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, родителей и т.д.) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и само реализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Вот почему гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Воспитателям ГПД необходимо с первых дней развивать такие качества как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. 

Нормативно-правовая база программы :

1.Конвенция о правах ребенка;

2.Декларация прав ребенка;

3.Конституция РФ;

4.Закон РФ «Об образовании»,

5.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

6.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ;

Актуальность темы:

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно  новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС),общеобразовательные учреждения должны  воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Цель Программы:

  Воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Воспитательные цели:

 - воспитание толерантности;

- формирование чувства гражданского долга;

- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре,   традициям, нормам общественной жизни.

Основные задачи:

- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;

- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;

- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;

- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

- изучение исторического прошлого родного края;

- формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;

- формирование культуры межнационального общения;

- формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;

- формирование традиций в коллективе;

- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

Новизна опыта заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и гражданского достоинства, чувством любви к своей Родине и готовностью к ее защите.
В качестве форм гражданско-патриотического воспитания школьников через воспитательскую деятельность выделяются: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями народов России и диагностических методик по оценке качеств патриотического воспитания.

Основным ключевым критерием патриотического воспитания  являются три компонента : когнитивный, знаниевый (знания о Родине ,семье, событиях, традициях),эмоционально-чувственный, отношенческий ( переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явления патриотического характера).  

Принципы обучения

В нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста надо помнить:

• Давать детям материал нужно с учетом принципа от более близкого ребёнку к менее близкому.

• Приобщать детей к культуре, истории природе родного города.

• Необходимо привлекать детей к участию к праздникам, чтобы они проникались общей радостью и весельем.

Поэтому при выстраивании воспитательского процесса в работе с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я учитываю следующие принципы:

Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данного возраста.

Принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.

Принцип историзма реализующий путём сохранения порядка описываемых событий сводящим к двум понятиям: прошлое (было давно, настоящее (наши дни).

Принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.

Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.

Принцип доступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.

     Принцип обратной связиКаждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве. 

Предполагаемые результаты

- эмоциональный отклик ребёнка на ту или иную информацию.

- активное сотрудничество воспитателя с родителями при решении задач патриотического воспитания.

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

- освоение доступных знаний об истории родного города.

- проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

- уважительное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу,  
       - интерес к культурному наследию своего народа;   
       - любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ней;   
       - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик ученика.

Конечным результатом  функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся,

 высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России.

В познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

В историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

В социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

В духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

• любящий свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• любознательный, активно заинтересованно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Профессионально-личностные роли воспитателя :

- старший друг

- советчик

- наставник

- проектировщик

- исследователь

- руководитель

- наблюдатель

- опекун

Программа включает в себя следующие тематические темы и направления

Тема №1

«Я, моя семья и школа»

Цель: воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.

Тема №2

«Моя малая Родина – Санкт-Петербург»

Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему.

Тема №3

«Мой Край».

Цель: воспитание национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям.

Тема №4

«Я гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Историко – краеведческое.

Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.

Духовно- нравственное.

Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традици.

Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору,

 устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся

-  цени и оберегай свое Отечество;

-  овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

-  дорожи историей своего народа;

-  свято относись к символике своей страны ;

-  береги красоту своего края.

В рабoте пo патриoтическoму  вoспитанию младших шкoльникoв в условиях группы продлённого дня  я провожу такие мероприятия, которые знакомят детей с символами России, раскрывают детям смысл понятия «патриотизм», помогают почувствовать сопричастность к судьбе страны. 

На занятиях мы узнаем историю герба страны, нашего флага. Беседуем и о гербе и флаге Санкт-Петербурга.
        Особое внимание необходимо уделять истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Такие занятия актуальны к празднику 9 мая, ко дню прорыва и дню снятия блокады Ленинграда . 

       

 Моей задачей является воспитание патриотических чувств и любви ребят к Родине посредством знакомства с яркими примерами служения Отечеству из истории нашей страны. В группе продлённого дня я провожу беседы, которые рассказывают о начале, прорыве и снятии блокады Ленинграда, о 900 блокадных днях, о Дне Победы. Ребята внимательно слушают рассказы о жителях блокадного города, о трудностях, выпавших на их долю, сопереживают девочке Тане Савичевой, когда мы читаем её маленький дневник, состоящий всего из нескольких страничек.

 Также вызывает сочувствие ребят беседа о детях блокадного Ленинграда, о маленьких жителях, которые оказались в тяжелых даже для взрослого человека, невыносимых условиях.

Примеряют на себя, смогли бы они прожить целый день на маленьком кусочке черного хлеба, который получал каждый житель блокадного города.

       На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Распределение работы по этапам проекта.

1 этап - организационный.

Создание условий для реализации проекта.

Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.

Введение родителей в проект.

2 этап - исследовательский.

Знакомство с материалами проекта.

Поиск решения проблемы.

Организация работы через виды деятельности.

3 этап - заключительный.

 На подготовительном этапе реализации данной задачи мной было        проведено анкетирование с родителями при решении задач патриотического воспитания в семье. ( Приложение 1).

 Цель анкетирования: изучение отношений родителей к необходимости патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.В анкетировании приняло участие 100 % родителей Проанализировав анкеты, было выявлено , что для основной части опрошенных  родителей ( 8 чел.) термин «Патриотическое воспитание»- это любовь к родине. старшим и любовь к близким людям. Для 7 чел. - это любовь к родному краю, городу и чувство гордости за русский народ , его достижения , традиции. Для 6 чел.- это все вместе. Для 5 чел. – это любовь к природе. Для 1 чел. – это история и архитектура нашего города. В целом по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому воспитатель группы продленного дня должен  продолжать работу в этом направлении , используя разнообразные формы  работы с родителями по данному вопросу.

Так же мною было проведено анкетирование для диагностики проявления гражданской и патриотической позиции младшего школьника.

Цель анкетирования: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях , культуре и истории своего народа и отношения учащихся такому качеству как патриотизм.

     Результаты анкетирования  учащихся 1 класса (Приложение 2) позволили определить основные методы решения поставленной задачи:

  • Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России; к традициям;
  • Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
  • Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

 Использование методов решения поставленной задачи в условиях резкой социальной системы дифференциации и девальвации духовных ценностей - процесс сложный, многогранный, я бы сказала тонкий, деликатный, так как затрагивает сознание, душу человека, а также определённые парадигмы образования, рассматривающие ученика как субъекта деятельности. Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

 Большую помощь при работе по всем направлениям оказывает детская городская библиотека. Один раз в месяц у нас проводятся совместные мероприятия. Совместно с родителями и школьниками мы организовали мини-музей «Рождение Санкт-Петербурга». 

       Я провожу занятия по истории города.  Виртуальные экскурсии, заочные прогулки, беседы, все это увлекает ребят. Особенно ребятам нравятся викторины. Это побуждает их узнавать новое.

       Хочется еще раз повторить, что наш город со своей историей и культурой, как ни один другой город, дает возможность работать по формированию и развитию у младших школьников гражданско-патриотических чувств. И эту возможность необходимо использовать.

 Есть прекрасное стихотворение Марины Корж о Санкт-Петербурге, называется оно “Я в этом городе своя”. Приведу его строки:

Я в этом городе своя. 
Своя каналам, тротуарам, 
Домам и нынешним и старым, 
И людям, что встречаю я.

 

   И вот, если мои дети себя чувствуют своими в нашем городе, то наша задача по патриотическому воспитанию выполнена.

                         Формы реализации Программы

        Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды.

Заключение

        С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

       Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. 

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. 
      Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу - чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание ребёнка происходит в основном в семье и в школе, причём с самого юного возраста. Поэтому педагогам и родителям необходимо работать вместе для того чтобы воспитать из маленького гражданина большого патриота.

Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

 Важно пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нам есть чем гордиться!

Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну, а   пить пиво, курить сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел слабых и необразованных людей.

Список использованных источников.

1) Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2006.  №6.

2) Большой словарь иностранных слов издательство «Русский язык» 1992г. г. Москва

3) Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006

4) Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

5) Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990.

6) Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. М., «Русское слово», 2004.

7) Краснобельмов А. В. Я познаю мир: Спорт. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.-397 с.

8) Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2004.

9) Куманев Г. А. Час мужества. М., Изд-во Оникс, 2008, 192 с.; 1941-1945. М., Изд-во политической литературы, 1982.

10) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. В.С. Кукушин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 508, [1] с.: ил. – (Высшее образование)

11) Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987. –С. 141-145.

12) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.–Т.5. – С. 109-225.

15) Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис.канд. Пед. Наук. – М., 1982. – 208 с.

13) Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., «Советская Россия», 1985.

14) Толковый словарь русского языка. В. И. Даль. М., Изд-во ЭКСМО, 2005. – 736 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"...

Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят.  В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...

Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продленного дня

Игровая деятельность выступает важной частью жизни обучающихся. Для реализации тех или иных педагогических целей воспитатель группы продленного дня должен знать игры, владеть методикой их проведения, ...

Статья на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»

Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не долже...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

laquo;Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов).Способность творить заложена в ребенке с раннего детства и поэтому ее нужно умет...