Выступление на городской творческой лаборатории начальных классов "Патриотическое воспитание на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Из опыта работы"
методическая разработка

Мотвиенко Ирина Юрьевна

В данном материале содержится анализ работы по воспитанию гражданина, потриота своей страны на примерах великих православных людей России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 “Средняя общеобразовательная школа № 1”

городского округа закрытое административно-территориальное образование

 город Межгорье Республики Башкортостан

   

 Выступление на городской творческой лаборатории учителей начальных классов: «Патриотическое воспитание на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Из опыта работы»

                                                                                  Составила учитель начальных

                                                                                  классов Мотвиенко И.Ю.

Патриотическое воспитание на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Из опыта работы

Подготовила учитель начальных

 классов МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Мотвиенко Ирина Юрьевна

Патриотизм — чувство самое  деликатное... Побереги святые слова, не кричи  о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества.

В. А. Сухомлинский

  • Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. 
  • Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, т неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважения к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе остро ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание  патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы.

  • Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.

Задачи патриотического воспитания включают:

  •         формирование понятий о большой и малой Родине, первоначальных знаний о её истории, исторических личностях, бережного отношения к жизни и ко всему живому;
  •         привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;

        воспитание уважительного отношения к общественной собственности, к собственности другого человека

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. А может это сделать будет невозможно.

Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных компонента:

  • Патриотическое воспитание в системе уроков.
  • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.  
  • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Курс ОРКСЭ-принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания

  • В нашей школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Это военно- патриотические клубы. На слайде вы видите ребят, которые занимаются в Военно-патриотическом клубе "Суворовец». За период существования клуба «Суворовец» подготовку прошли 82 учащихся нашей школы. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Патриотическое воспитание в системе уроков ОРКСЭ

  • Важным элементом содержания патриотического воспитания на уроках ОРКСЭ  всех модулей является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны,  граждан Руси на других войнах, которые защищали свою Родину. В этих целях используются  ресурсы уроков: «Россия наша Родина», «Подвиг», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству», «Христианская семья».
  • Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.

Методы учебной деятельности на уроках ОРКСЭ

  • В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие  методы:
  • Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  • Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  • Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
  •  Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Изучив, тематическое планирование, разработки уроков  модулей ОРКСЭ я проследила нить тем, которые посвящены воспитанию патриотизма. В каждом модуле большое внимание уделяется патриотизму. На слайде вы видите название  тем этих  уроков.

Модуль «Основы исламской культуры»:  

«Россия — наша Родина»

«Нравственные ценности ислама: сотворение добра, дружба и взаимопомощь, семья в исламе, родители и дети, отношение к старшим, традиции  гостеприимства, ценность и польза образования»

«Духовные традиции многонационального народа России»

«Любовь и уважение к Отечеству»

Модуль «Основы иудейской культуры»

«Россия — наша Родина»

«Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм  многонационального и многоконфессионального народа России»

Модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

          Модуль «Основы православной культуры»

Несколько лет мы изучаем этот модуль с четвероклассниками. Три года назад по просьбе родителей появилась необходимость в нашей школе введения модуля «Основы православной культуры». В тематике этого модуля несколько тем, которые конкретно говорят о патриотизме, остальные темы тоже касаются темы любви и защиты  Родины, своего  народа.

Мне было в начале очень трудно. Много готовилась, читала, изучала…  В модуле ОПК многие темы непосредственно связаны с семейными ценностями, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. А эти ценности так близки нам, поэтому работать здесь очень интересно.

Это такие темы как:

 «Россия — наша Родина»

«Подвиг»

«Христианская семья»

«Защита Отечества»

«Любовь и уважение к Отечеству»

Вообще на уроках курса ОРКСЭ открывается большой простор для работы с детскими душами. На других уроках нам не хватает времени, чтобы выслушать детей, их рассуждения, а на этом уроке дети могут спокойно высказать свое отношение к поступкам, делам людей. Был у меня в группе мальчик Богдан, будучи мусульманином он пришел в нашу группу. По его словам сделал это  только потому, что в нашей группе было меньше детей, чем в другой. В последствии, Богдан с удовольствием ходил на уроки ОПК, готовил проекты, причем всегда имел свое мнение и высказывал его. На уроках ОПК мы не учим детей религии, а учим детей душевной доброте. Дети которые посещают уроки ОПК участвуют в конкурсах рисунков, работают над проектами, учатся презентовать их, в этом году девочки подготовили исследовательскую работу, которую они представили на НПК школы. Я тоже приняла участие летом 2017 года в региональном конкурсе «Православный учитель 2017» в номинации «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательных школ» и стала победителем этого конкурса. Разработка урока было посвящена именно патриотическому воспитанию детей с точки зрения православия. Урок был проведен мною. Тема урока «Защита Отечества»

На этапе актуализации знаний и постановки учебной проблемы  я уточнила  понятие слова «война», предложила детям назвать   ассоциации к слову «война» ((горе, беда, слезы, смерть, жестокость), высказать свои предположения при ответе на вопрос: «Почему люди воюют?»( Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

-желание защитить свою семью и Родину.)

 На этапе открытия новых знаний  подвела детей к тому, что войны –это очень плохо. Ответить на вопрос: « Как церковь относится к убийцам?» Ведь нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою Родину.      Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

-Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова
Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным».

Конечно же на этом уроке большое внимание уделила ВОВ, вместе с детьми выяснили понятие «справедливая война», сделали вывод: справедливая война – это оборонительная война, с целью защиты, без ненависти и желания отомстить.

На следующем этапе дети работают в группах над сообщениями о великих защитниках Отечества причисленных церковью к лику святых: Георгие Победоносце, Дмитрие Донском, Александре Невском, Илье Муромеце, Фёдоре Ушакове, Евгение Родионове. Здесь отмечается, что церковь причисляет защитников Отечества к лику святых и в современное время. Это ,например Евгений Родионов. Подвиг солдата чеченской войны, Евгения Родионова,  который перед лицом смерти не отрекся от своей веры, очень взволновал детей. На следующий урок они принесли  материал о герое, его семье, школе, где он учился. Интересная история произошла после этого урока на классном часе. Мы с ребятами подводили итоги недели, говорили о хороших и плохих поступках ребят. В нашем классе есть такой мальчик Георгий, который совершал часто плохие поступки. И эта неделя была не исключением, он обидел своего одноклассника. Я начала рассказ о его тезке Георгие Победоносце, о его храбрости, любви к своему народу, и как он под пытками не отрекся от своей веры. Меня поддержали дети из группы ОПК стали тоже рассказывать интересные факты из жизни святого. Кстати Георгий внимательно слушал, с интересом. Не скажу , что он сразу же изменился, но дети сами уже часто ему стали напоминать об этом.

На этапе рефлексии детям задаются вопросы, которые определяют жизненную позицию ребенка. Например: «Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? Будет ли такой поступок христианским? Почему?» Я  обобщила ответы детей, они детским языком выражали свои мысли(-Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

-Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).Или: « Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?» (-Надо поступать по заповедям Божьим.

-Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога). Или : « Как в жизни я могу применить знания, полученные на уроке?» (-Я понял, что защищать свою Родину, Отечество - это главная задача каждого гражданина, пусть он даже и не военный, каждый это может делать по своему. А главное каждый гражданин должен быть патриотом  своей страны).

Результаты освоения курса

  • Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.   
  •    Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма,
  •  достоинства, уважения к человеку.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта  страна лучше всех остальных оттого,чтовыздесьродились.

                                                                                                           Бернард Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"

План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...

Доклад на городском МО "Основы религиозных культур и светской этики" ( из опыта работы)

Доклад на городском МО "Основы религиозных культур и светской этики" ( из опыта работы)...

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...

Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."

Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

В данной методической копилке можно найти примеры использования приёма "Фишбоун" на разных этапах уроков ОРКСЭ. К методической копилке прилагается Пояснительная записка....

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...