Материалы к конкурсу "Учитель года"
методическая разработка

Ериклинцева Ирина Борисовна

Материалы к конкурсу "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_goda_2016_chast_1.rar1.28 МБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

          - Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это даётся проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы и правила; другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. Итак, вы уже догадались, о какой важной функции головного мозга пойдёт сегодня речь?Сегодня проблема развития памяти актуальна как никогда. Современный человек желает быть успешным и получать от жизни максимальное количество благ. Именно поэтому нам так важно узнать «границы» своего «запоминающего устройства» и найти пути его улучшения.

(Слайд 2)

          - Проведём эксперимент. Взгляните на экран и в течение 10 секунд постарайтесь запомнить все слова. (подождать 10 сек)

(Слайд 3)

          - А теперь закройте глаза и повторите эти слова про себя. Сколько слов вам удалось запомнить? Количество слов, которое вы смогли запомнить за короткий промежуток времени, характеризует вашу краткосрочную память. Согласно исследованию американского учёного Джорджа А. Миллера, типичный объем краткосрочной памяти составляет семь, плюс минус два слова. Однако тренировка памяти может значительно увеличить этот показатель. Поэтому через некоторое время мы вернёмся к этому эксперименту и постараемся улучшить результаты, используя один из приёмов, с которыми сегодня познакомимся.

(Слайд 4)

          -Мой мастер класс называется так: «Как запомнить, чтобы вспомнить?» Ответ на этот вопрос я нашла в книге «Развитие памяти», авторами которой являются профессоры педагогических наук Васильевы. Они считают, что ключ к нашей памяти – ассоциации. А нам, для того, чтобы запомнить информацию, остаётся лишь подобрать удачные ассоциации. Ну, например…В жизни часто бывают ситуации, когда забываешь имя того или иного человека, а обратиться нужно сейчас и непременно. Неловко чувствуешь себя. А если назовёшь не тем именем? Сама не раз бывала в такой ситуации. Иногда поправляла собеседника, иногда молча выслушивала его. В конце концов, запоминать имя важно с точки зрения простого уважения и вежливости. Шекспир однажды заметил: «Нет слаще мелодии на свете, чем мелодия собственного имени». Так как же избежать неловкой ситуации при обращении? Лично я для каждого имени использую ассоциации, пусть не обижаются на меня коллеги. Приведу пример из своей жизни. Когда я в первый раз услышала фамилию, имя и отчество куратора конкурса: Чирков Николай Борисович, то, чтобы его не забыть в голове у меня возникла первая ассоциация с моим одноклассником, у которого такая же фамилия. Далее… Николай…В голове возникает образ любимого Баскова. Ну, а Борисович, конечно ассоциация с моим отцом. Таким образом ассоциации помогают мне запомнить нужную информацию.    

(Слайд 5)

          - А теперь, представьте, какой объём материала нужно запомнить ребёнку на каждом уроке. Школьники испытывают колоссальные нагрузки и, как следствие часто задают такой вопрос: «Как всё это запомнить?» Ответить на этот вопрос мне помогают приёмы театральной педагогики кандидата педагогических наук Ершовой Александры Петровны.

(Слайд 6)

          - На мой взгляд, одним из эффективных приёмов, который мы используем на уроках чтения является «Этюд». Повторять монотонно фразы скучно, но как только мы даём им эмоциональную окраску, используем на уроках инсценирование, это вызывает у школьников положительные эмоции, которые помогают запоминанию.

          - Приглашаю 2-х желающих. Представьте, что вы актёры и находитесь на сцене театра. Перед вами отрывок из рассказа Н. Носова «На горке».

(Слайд 7)

          - Постарайтесь изобразить зрителям конфликт между собой. Эту конфликтную ситуацию выразите в диалоге. Вы кричите на собеседника, а вам нужно перед ним оправдываться. Передайте конфликт жестами,мимикой, интонацией. Читаем по одному столбику. (щёлкаем после сценки)

(Слайд 8)

          - Я прошу выйти ещё 2-х человек. Вам достаётся отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Вы играете роль оптимиста, а вы пессимист. Оптимист показывает чувства радости, восхищения, восторга, а пессимист демонстрирует грусть, печаль, огорчение.

          - Я думаю использование данного приёма может пригодиться в работе любому учителю, добавляйте в атмосферу урока немного театра, элементы костюмов, масок и тогда ваш урок станет «живым». Качественное выполнение этого приёма невозможно без выразительной и грамотной речи школьников.

(Слайд 9)

          - Для развития этих навыков, а также для развития памяти мы используем на уроках приём «Мнемотехника». Для этого приёма необходимо составление специальной мнемотаблицы.

(Слайд 10)

          - Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку стихотворения придумывается картинка; таким образом, всё стихотворение кодируется схематически. Причём, дети сами подбирают символы и делают зарисовки своих таблиц в альбомах. Я же вместе с ними рисую мнемотаблицу на доске. Вот послушайте и проверьте, как в данной схеме мы закодировали стихотворение «Космонавт».

(Слайд 11-31)

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

          - Я думаю во время прослушивания у вас в сознании возникли такие – же или похожие образы. А помогают эти образы или нет для заучивания,мы сейчас проверим. Я предлагаю фокус-группе составить мнемотаблицу к отрывку из стихотворения «Осенние листья», а затем, пользуясь этой схемой рассказать его по памяти.

(Слайд 32)

          - В работе с мнемотаблицами существует и обратная связь. Иногда я заранее готовлю схему. Догадайтесь по этим графическим изображениям какое стихотворение я закодировала?

– Скажи-ка, дядя, ведь недаром

– Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

 - С давних времен и до настоящего времени человек использовал в качестве средств запоминания узелки на память, зарубки, заметки и многие другие средства…

(Слайд 33-Видео)

          - Какой приём открыл для себя герой этого кинофильма? Каким образом пение помогло ему запомнить стихотворение?

(Слайд 34)

          - Этот приём называется «Музыкальное слово». Многие из вас наверняка удивлены, почему именно пение? Я отвечу. Пение способствует выработке у детей чёткой дикции. У них появляется правильная интонация. Благодаря этому заучивание происходит быстрее.

(Слайд 35)

          - Сейчас мне потребуется ваша помощь. Предлагаю спеть стихотворение «Зимний вечер» на мотив песни «Учат в школе». (Музыка)

          - Большое спасибо! Хочется еще раз подчеркнуть, что использование нетрадиционных приёмов запоминания, позволяет развивать личность школьника с одновременным включением интеллекта, чувства и памяти, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным.

          - А сейчас проверим, как участники фокус-группы справились с заданием. Продемонстрируйте получившуюся мнемотаблицу. Теперь, пользуясь составленной схемой, воспроизведите стихотворение по памяти.

          - Я думаю вы согласитесь со мной, чтение стихов с опорой на картинки, визуальные подсказки и образы помогает ускорить процесс запоминания.

(Слайд 36)

          - А теперь вернёмся к нашему эксперименту. Все слова после одного прочтения запомнить практически невозможно. Но можно проявить смекалку и найти способ для запоминания.

          - Что обозначают данные слова? На какие группы можно классифицировать эти предметы? Эти группы предметов нужно разместить по определённым местам. Например…Затем вам останется только вспомнить, что вы положили в вазу, портфель, холодильник.

(Слайд 37)

          - Итак, для эксперимента я предлагаю новые слова, которые уже объединены по категориям. Постарайтесь в течение 10 секунд запомнить их.

(Слайд 38)

          - Сколько слов вам удалось запомнить? Улучшились ли ваши результаты? Очень важно понять, что как бы ни была сильна природная память, только благодаря приёмам развития памяти, человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.

          - Уважаемые коллеги, подводя итоги мастер – класса, хотелось бы услышать Ваше мнение. Сегодня я затронула приёмы запоминания на уроке чтения. Как вы думаете, целесообразно ли использовать данные приёмы на других уроках и каким образом? Какой приём на ваш взгляд наиболее эффективен и почему? Большое спасибо за ваши мнения! Я надеюсь, что мои приёмы помогут в вашей работе.

          - Хочется завершить мастер-класс такими словами:

Чтоб ученик запомнил многое

Зубрёжки одной ему будет мало

Придумай ему обстоятельства новые

Чтоб слово избитое свежо зазвучало

Если добавить немного музыки

Приправить всё это яркой эмоцией

Запомнятся даты, понятия, формулы

И скажешь себе: Слава богу, лёд тронулся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Статья к сборнику материалов победителей конкурса "Учитель Года Москвы" за все

В 2010 году вышел сборник с материалами победителей конкурса "Учитель года Москвы" за все время проведения, начиная с 1991 года. Это не мемуары, это заметка для тех, кто еще только планирует при...

Материалы к заочному туру конкурса "Учитель года"

1.Урок.Русский язык. 4 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века". Тема:"Имя числительное как часть речи". (1.Сведения об авторе. Дидактическое обоснование урока. 2.Технологическая карта. 3.П...

Материалы к заочному туру конкурса "Учитель года"

1.Урок.Русский язык. 4 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века". Тема:"Имя числительное как часть речи". (1.Сведения об авторе. Дидактическое обоснование урока. 2.Технологическая карта. 3.П...

Материалы на конкурс "Учитель года Владимирской области"

В пакете документов представлены: карта у частника конкурса, информационно - педагогический модуль, приложения, эссе....

Материалы для конкурса "Учитель года"

Эссе, визитная карточка, публичная лекция, опыт работы, проект, мастер- класс....