Программа классного руководителя "Класс доброты"
материал

Никоноренко Наталья Александровна

С 2014 г. я разработала программу классного руководителя "Класс доброты". Целью моей программы является формирование у детей социально-нравственных ценностей; привлечение к самостоятельной деятельности во благо других людей и животных; учиться совершеть добрые поступки и дела в семье, школе, на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_dobroty_1.docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

гимназия «Учебно-воспитательный комплекс № 1»

г. Воронеж

Воспитательная программа классного руководителя

«Класс доброты»

Возрастной контингент: 1-4 классы

Срок реализации: 4 года

Воронеж, 2018г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3-4

Структура программы……………………………………………………………...4-6

Содержание программы …………………………………………………………....7-8

Планируемые результаты…………………………………………………………..8

Тематическое планирование…………………………………………………..…...9-11

Список литературы………………………………………………………………….12

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

 

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

В каком мире мы живем?

“Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

 их никогда не воспитаешь”

В.А.Сухомлинский

     Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

     Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Начало работы.

     У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это –  учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это – мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

    А что же такое доброта в моем понимании? Мне кажется, что доброта- это слишком широкое понятие, ведь у каждого человека она своя. Кто-то поможет старушке донести тяжелые сумки, другие пожалеют товарища в трудную минуту, а некоторые просто подарят прохожим на улице открытую, располагающую улыбку. Неважно, в чем она проявляется, а главное то, что это желание понять окружающую действительность и вложить туда частичку своей души. Прочитав произведения Дмитрия Сергеевича Лихачева, я точно поняла, что «добро - это прежде всего счастье всех людей», а чтобы быть счастливее надо наши поступки, слова, отношения и помыслы просто сделать добрее! Но это наверное не так просто?!

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Истинная доброта всегда согревает душу того, кто ее сотворил. Поэтому основным направлением  своей воспитательной работы я взяла программу " Класс доброты". 

Структура  программы

       Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Принцип следования нравственному примеруСледование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют  основу уклада школьной жизни. А придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников; формирование представлений у детей о значении добра для гармонии и счастья; способствовать  развитию у детей представления о доброте и понимания того, что подлинная доброта - в добрых делах.

Задачи:

  • выявить особенности добрых дел;
  • расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
  • знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку
  • воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру;
  • побуждать детей  к желанию творить добрые дела;
  • воспитывать уважение к людям старшего поколения, к детям;
  • совершать  добрые дела в семье, школе, на улице;
  • воспитывать чувство доброты, чуткости, отзывчивости и сострадания;
  • проанализировать  выполнение добрых дел.

Объект программы: поведение школьников.

Предмет программы: добрые дела школьников.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России; обеспечивает  воспитание нравственных качеств и этического сознания младшего школьника.

Актуальность программы:

Данная программа расширит  представления школьников о доброте, её роли в жизни каждого человека, познакомит с художественными произведениями на данную тему, воспитает  гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру, научит  помогать и сочувствовать ближайшему окружению   

Особенностью программы является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности  каждого ученика нашего класса.

Участники программы: ученики  1-4 класса

Руководитель программы: Никоноренко Наталья Александровна.

Сроки реализации:  4 года, 276 часов, 2 раза в неделю.

Формы реализации программы:

  1. Совместная организованная деятельность с детьми;
  2. Беседы;
  3. Работа с родителями.

Этапы реализации программы связаны с этапами развития нравственного сознания младшего школьника, которое идёт от класса к классу.

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне. Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей.

В 1-м классе каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, игра, анализ поведенческих ситуаций и др. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия переходят в дела класса или реализацию проекта.

При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Во 2-4 классах основной является проектная, общественно-полезная и добровольческая деятельность.

Еще одной особенностью программы является нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и в содержании программы.

Организация воспитания учащихся по программе «Класс доброты» осуществляется по следующим направлениям:

  1.  «Меня окружает доброта»
  2.  « Иду дорогою добра»
  3.  «Доброта в моих руках»
  4. «Доброта спасет мир»

Содержание программы

Раздел «Меня окружает доброта» 1 класс (66ч)

Доброта вокруг меня (17)

Доброта вокруг меня. (3ч)
Кто такой добрый человек? (3ч)
Я – добрый человек? (4ч)
Мои добрые друзья. (3ч)
Добрые взрослые вокруг меня. (4ч)

Добрые традиции России (25)

Добрые традиции России. (3ч)
Добрые люди России. (4ч)
Добрые песни России. (3ч)
Добрые сказки России. (4ч)
Добрые книги. (3ч)
Добрые картины. (4ч)
Добрые мультфильмы. (4ч)

Проектная деятельность (24)

Мой добрый рисунок. (4ч)
Добрые игры. (5ч)
Моя добрая поделка. (5ч)
Моя добрая сказка. (5ч)
Концерт для друзей. (5ч)

Раздел «Иду дорогою добра» 2 класс (70ч)

Проект «Ящик доброты».(2ч)

Проект «В мастерской добрых волшебников».(17ч)

Информационный проект «Доброта в изобразительном искусстве».(18ч)

Информационный проект «Доброта в музыке».(15ч)

Информационный проект «Доброта в литературе».(18ч)

Раздел «Доброта в моих руках» 3 класс (70ч)

Проект «В мастерской добрых волшебников» (17ч)
Проект «Добрые друзья животных» (18ч)
Проект «Город мастеров» (18ч)
Проект «Мы говорим спасибо» (17ч)

Раздел «Доброта спасёт мир» 4 класс (70ч)

Информационный проект «Добрые дети мира» (17ч)
Фантастический проект «Планета доброты» (18ч)
Творческий проект «Вижу мир добрыми глазами» (18ч)
Творческий проект «Театр доброты» (17ч)

Планируемые результаты реализации программы.

Учащиеся должны знать:

– общественные нормы, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;
– культурные традиции своей страны;
– иметь представления о нравственных ценностях; о морали, милосердии, доброте, уважении и др.
– основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся должны уметь:

- гуманно относится к  окружающему миру;

-  дружно играть и трудиться;

- справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей;

– применять правила поведения и общения;

– проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;
– оценивать своё поведение.

Тематическое планирование к программе «Класс доброты»

Раздел «Меня окружает доброта»

1 класс, 66ч

№ п\п

К-во часов

Тема занятия

Содержание деятельности

Доброта вокруг меня(17ч)

3

Доброта вокруг меня

Знакомство с понятием «качества людей» Представление о том, что люди имеют достоинства и недостатки.

Игровые и двигательные задания.

3

Кто такой добрый человек?

Понятие «доброта» Особенности содержательного наполнения доброты.

Игровые и двигательные задания.

4

Я – добрый человек?

Представление о собственных достоинствах и недостатках. Рефлексия. Осознание своих эмоциональных состояний

Игровые и двигательные задания.

4

Мои добрые друзья.

Распознавание  своих чувств и чувств других людей.

Игровые и двигательные задания.

4

Добрые взрослые вокруг меня.

Актуализация знания об эмоциональной сфере человека.

Игровые и двигательные задания.

Добрые традиции России(25ч)

3

Добрые традиции России.

Проектная деятельность.

Работа в творческих группах.

Создание мультимедийной презентации.

Осознание уникальности и неповторимости культурного наследия русского народа.

4

Добрые люди России.

Осознание уникальности и неповторимости  русского народа.

3

Добрые песни России.

Проектная деятельность.

 Работа в творческих группах

Создание альбома песен. Осознание уникальности и неповторимости культурного наследия русского народа.

4

Добрые сказки России.

Осознание уникальности и неповторимости культурного наследия русского народа.

3

Добрые книги

Экскурсия в библиотеку.

4

Добрые картины

Экскурсия в музей или выставочный зал.

4

Добрые мультфильмы.

Осознание уникальности и неповторимости культурного наследия русского народа.

Проектная деятельность(24ч)

4

Мой добрый рисунок

Проектная деятельность.

Защита проекта.

5

Добрые  игры.

Проектная деятельность.

Создание сборника игр.

5

Моя добрая поделка

Проектная деятельность.

Защита проекта.

5

Моя добрая сказка

Проектная деятельность.

Защита проекта.

5

Концерт для друзей

Творческая  деятельность в группах.

Отчетный концерт.

Раздел «Иду дорогою добра» 2кл. 70ч

№ п\п

К-во часов

Тема занятия

Содержание деятельности

2ч.

Проект «Ящик доброты»

Работа в творческих группах. Защита проекта.

17ч

Проект «В мастерской добрых волшебников»

Общественно-полезная деятельность. Труд по благоустройству окружающей среды, помощь взрослым в труде.

18ч

Информационный проект «Доброта в изобразительном искусстве».

Работа в творческих группах.. Защита   проекта.

15ч

Информационный проект «Доброта в музыке».

Работа в творческих группах. Создание сборника песен. Защита проекта.

18ч

Информационный проект «Доброта в литературе».

Работа в творческих группах. Защита   проекта.

Раздел «Доброта в моих руках» 3кл. 70ч

№ п\п

К-во часов

Тема занятия

Содержание деятельности

Дата план

17ч

Индивидуальный проект «Мои добрые мечты».

Проектная деятельность. Защита  индивидуального  проекта

18ч

Проект «Добрые друзья животных»

Волонтерская деятельность. Помощь животным СЮН

18ч

Проект «Город мастеров»

Общественно-полезная деятельность. Трудовые десанты. Акции.

17ч

Проект  «Мы говорим спасибо»

Понятие «благодарность»

Проектная деятельность.

Создание Доски почёта

Раздел «Доброта  спасёт мир» 4кл. 70ч

№ п\п

К-во часов

Тема занятия

Содержание деятельности

17ч

Информационный проект «Добрые дети мира»

Работа в творческих группах. Создание презентации. Защита   проекта.

18ч

Фантастический проект  «Планета доброты»

Проектная деятельность.

 Работа в творческих группах.

18ч

Творческий проект «Вижу мир добрыми глазами»

Проектная деятельность.

 Работа в творческих группах

Создание фотовыставки

17ч

Творческий  проект  «Театр доброты»

Проектная деятельность.

Создание театрализованного представления

Литература для учителя

  1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004.
  2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000г.
  3. Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год.
  4. Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год.
  6. Лопатина А., Скрябцова М. Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми младшего и среднего возраста. М., 2005.
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. – №7.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. М., 2000.

Литература для обучающихся

  1. Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
  2. Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год.
  3. Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта и милосердие"

Классный час по теме "Доброта и милосердие" для учащихся 2  класса,Цель: воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу...

Классный час"Доброта не наука, оно действие"и презентация

Классный час направлен на то,чтобы содействовать пониманию того, что добро может проявляться только в действии.Доброта излучает из нашей души свет, тепло,  и жизнь своим особым способом, а у чело...

Сценарий классного часа "Доброта" 2 класс

Классный час "Доброта" - это урок общения, который помогает детям осознать понятие доброта, учит доброжелательности и внимательному отношению к людям....

Классный час "Доброта в нас и вокруг нас"

Марушева Надежда Энгельсовна  Материал содержит конспект классного часа и пезентацию. В ходе  классного часа обучающиеся определяли, что такое доброта, к...

Классный час "Доброта творит чудеса"

Материал содержит конспект классного часа "Доброта творит чудеса", проведенного в 1 классе, вспоминая  рассказ Николая Агафонова «Щенок»...

Классный час "Доброта творит чудеса".

Классный час направлен на формирование  представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек...

Классный час "Доброта среди нас"

Данный конспект поможет формировать  у учащихся понятия доброты как главной ценности в общении; воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим; развить умение учащихся оценивать поведение о...