Литературно - музыкальная композиция "Щит и гордость России", посвященная дню города-героя Смоленска и освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.
методическая разработка

Набатова Галина Владимировна

В день города невозможно не вспомнить и события Великой Отечественной войны, оставившие след не только в его облике, но и в сердце каждого смолянина. 26 сентября в начальной гимназии состоялся праздник «Щит и гордость России». Учащиеся 4-х классов и классные руководители Набатова Г.В, Полякова С.В. и Никуленкова В.В. подготовили экскурсию по родному городу в виде презентации. Учащиеся увидели Смоленск с высоты птичьего полета. Отдельной темой разговора стала Смоленская крепостная стена, хранящая множество тайн и легенд. Гимназисты 3-х классов показали сценку о подвиге Меркурия Смоленского. Святой Меркурий помогает людям во всех скорбях.

25 сентября состоялся праздник «Щит и гордость России». Учащиеся 4-х классов и классные руководители подготовили экскурсию по родному городу в виде презентации. Учащиеся увидели Смоленск с высоты птичьего полета. Отдельной темой разговора стала Смоленская крепостная стена, хранящая множество тайн и легенд. Гимназисты 3-х классов показали сценку о подвиге Меркурия Смоленского. Святой Меркурий помогает людям во всех скорбях.Ребята с волнением смотрели инсценировку подготовленную учениками 4 «Б» класса «А зори здесь тихие-тихие…». Город Смоленск - великий город. Город-ключ, Город-щит, Город-герой!!! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sotsialnaya.doc11 КБ
Microsoft Office document icon dlya_sotsialnaya.doc73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«ЩИТ И ГОРДОСТЬ РОССИИ»

(к 75- ию  освобождения города Смоленска  от немецко-фашистских захватчиков)

Цель:

 воспитание патриотизма и гражданской ответственности у учащихся начальной школы.

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за свою Родину, за доблесть и мужество её защитников;
  • формировать у ребят города Смоленска чувство гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • сохранение культурно-исторического наследия Смоленщины.

 Фильм (5 мин.) Смоленск с высоты птичьего полета.

(Выходят ведущие: мальчик и девочка)

Вед.1

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель

Облетел, обходил

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Вед.2.:

-Где же лучшая земля?

Вед.1

Отвечал он пролетая:

Вед.1.2.:

-Лучше нет родного края!

Песня «Край в котором ты живешь» ( ученики 2 класса)

Вед.2.:

Здравствуйте гости дорогие. Сегодня день города, а значит, что праздник пришел в каждый дом, потому что историю любого города создают люди, которые его населяют.

Вед.1.:

Есть на свете город
Всем нам дорогой.
Башнями резными
Встал он над рекой.

Может есть красивей страны?

Может лучше есть жилье?

Я настаивать не стану

Видно каждому свое!

Вед.2.:

Ученики 1-х классов расскажут нам о своем любимом городе.

1.

Мы очень удивились

Узнали мы когда,

Что с нами день рожденья

Справляют города!

2.

Есть на свете город

Всем нам дорогой.

Стенами резными

Встал он над рекой.

3.

Город древний, город славный,

Лучше в мире не найти,

Ни в своей стране, ни в дальней,

Хоть ищи, хоть не ищи!

4.

Наш город замечательный

Наш город дорогой.

Красив зимой и осенью,

И летом, и весной.

5.

А вокруг сады и парки,

В них листвы узор цветной.

Даже сердце замирает,

Как прекрасен город мой!

6.

Мы по городу гуляем

И глядим по сторонам.

Наш Смоленск такой красивый!

Все вокруг знакомо нам.

ТАНЕЦ «Русская плясовая» (3-4 кл.)

Вед.1:

Город-герой Смоленск. Вдохните его воздух, настоянный на истории. Пройдитесь по улицам и площадям, осмотрите седые стены, которые помнят так много.

Вед.2.:

Смоленская стена-
Оранжевые башни
Навеки вплетена
В суровый день вчерашний.

Она стоит без сна
В рассветной русской сини
Смоленская стена-
Жемчужина России.

Вед.1:

Березки у стены
Звенят листвою свежей.
Спят русские сыны
Там, где был враг повержен.
Звучат их имена,
Как клятва русской силе.
Смоленская стена-
Защитница России.

Звон колоколов.

Сценка «Меркурий Смоленский»

(Звучит звон колокола, 2 ребенка сидят за столом рассматривают фотографии, к ним подходит взрослый человек)

Малыш:

Что это? Ты слышишь?

Взрослый:

Это колокола. Колокола памяти..

Малыш:

Памяти? А разве такие бывают?

Взрослый:

Бывают, слушай! Это говорит сама память…

(Малыш берет в руки икону Меркурия Смоленского)

Малыш:

А это кто?

Взрослый:

Святой Мученик Меркурий Смоленский, воспитанный в Православии, служил в войске смоленского князя. Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело Святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Меркурий помогает людям во всех скорбях.

-Хочешь узнать о подвиге Меркурия Смоленского?

 Вот, послушай! 

Подвиг Меркурия Смоленского (1238(39) г.)

Десять тысяч всадников

– Пыль столбом летает,

Десять тысяч всадников

Жалости не знают.

Отблеск тающей свечи

-Божий глас в обители:

«Князь, Меркурия ищи,

Промедленье гибельно». 

 Князь позвать к себе велит

Верного Меркурия:

«С темной силой, – говорит,

– Справиться смогу ли я?

 Было мне видение,

Помоги нам Боже,

Было мне видение,

Ты нам, брат, поможешь.

 То не туча стрел летит

– То орда злодейская,

Но в бою нас защитит

 Мать-земля Смоленская.

«Сел Меркурий на коня,

Долгий мост, низина,

И сразил богатыря

 – Чудо-исполина.

 Десять тысяч всадников

Сбил с дороги кто-то,

Десять тысяч всадников

Сгинули в болото.

 Пробил тот великий час,

Горд не потому ли я,

Что живут и среди нас

 Юные Меркурии!

Не тревожит наши сны

 Мирная дорога.

Есть Отечества сыны

– Те, кто видит Бога.

Матерь Божия навеки

Путь наш освещает,

И Меркурия доспехи Город охраняют

Малыш:

Но разве память бывает живой?

Взрослый (встает):

А ты не веришь?

Человек может умереть дважды:

Там на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз умирать страшнее

Второй раз человек должен жить!

Вед.1:

В древнем Смоленске жили мирные люди, но вокруг было много врагов: сначала половцы совершали набеги на город, потом поляки хотели захватить его французы, двигаясь к Москве, шли через Смоленск. Но самыми тяжелыми были бои с немецкими фашистами в великую Отечественную войну.

Вед.2.:

Стихотворение  «Карта» Сергей Михалков

Ученик 4 кл.

Вторые сутки город был в огне,
Нещадно день и ночь его бомбили.
Осталась в школе карта на стене —
Ушли ребята, снять ее забыли.

И сквозь окно врывался ветер к ней,
И зарево пожаров освещало
Просторы плоскогорий и морей,
Вершины гор Кавказа и Урала.

На третьи сутки, в предрассветный час,
По половицам тяжело ступая,
Вошел боец в пустой, холодный класс.
Он долгим взглядом воспаленных глаз
Смотрел на карту, что-то вспоминая.

Но вдруг, решив, он снял ее с гвоздей
И, вчетверо сложив, унес куда-то,
Изображенье родины своей
Спасая от захватчика-солдата.

Случилось это памятной зимой
В разрушенном, пылающем районе,
Когда бойцы под самою Москвой
В незыблемой стояли обороне.

Шел день за днем, как шел за боем бой,
И тот боец, что карту взял с собою,
Свою судьбу связал с ее судьбой,
Не расставаясь с ней на поле боя.

Когда же становились на привал,
Он, расстегнув крючки своей шинели,
В кругу друзей ту карту раскрывал,
И молча на нее бойцы смотрели.

И каждый узнавал свой край родной,
Искал свой дом: Казань, Рязань, Калугу,
Один — Баку, Алма-Ату — другой.
И так, склонившись над своей страной,
Хранить ее клялись они друг другу.

Родные очищая города,
Освобождая из-под ига села,
Солдат с боями вновь пришел туда,
Где карту он когда-то взял из школы.

И, на урок явившись как-то раз,
Один парнишка положил на парту
Откуда-то вернувшуюся в класс
Помятую, потрепанную карту.

Она осколком прорвана была
От города Орла до Приднепровья,
И пятнышко темнело у Орла.
Да! Было то красноармейской кровью.

И место ей нашли ученики,
Чтоб, каждый день с понятным нетерпеньем
Переставляя красные флажки,
Идти вперед на запад, в наступленье.

Вед.1:

Наш земляк, поэт М.Исаковский, так описывал военный Смоленск:

Я видел груды битого стекла,

Я видел горы каменных развалин.

Здесь городская улица была,

И нет ее, здесь немцы побывали.

Я видел все, что видеть мне пришлось,

Что враг терзал без всяких сожалений.

Но ни на миг ему не удалось

Тебя, Смоленск, поставить на колени!

Сценка «А зори здесь тихие..»

На фоне тихой музыки «А зори…»«Щербатый месяц» (+)

Женя 

Девчата! А зори здесь тихие, тихие…

Старшина Васков

 (быстро выходит из-за кулис)  

 Становись!  В лесу обнаружены немцы в количестве двух человек. Нам поручено их перехватить. Идем на  двое суток, так надо запастись патронами — по пять обойм, взять провиант — сухой паек. Направляемся на Вопь-озеро. Ежели немцы железкой пойдут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают, значит, мы раньше них там будем. Готовы?

Во время этой речи девушки поправляют гимнастерки, пилотки, встают по стойке смирно.

Рита. 

Готовы.

Васков. 

Головной дозор, равняйсь, смирно, налево, шагом марш! Песню запевай!

Музыка 4. «Катюша» (-)

Девушки поют песню «Катюша», во время первого куплета маршируют на месте. Допевают на ходу.

Васков. 

Привал, отдыхайте, девчата!

Галя.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Соня.

Нет, это горят не хаты —

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Женя. 

Да хватит, девочки, что вы загрустили? А помните танцы?

Рита.

 Довоенные? (Мечтательно) Фокстрот «Рио-Рита»...

Соня.

А я вальс любила. Как мы танцевали!

Музыка 5.  «Довоенный вальс» (-)

Две пары девушек  танцуют вальс.

В это время Васков и одна из девушек в карауле, наблюдают за местностью

Ах, предвоенный старый вальс!

И в сумерках круженье пар,

Касанье рук, сиянье глаз,

Полет, любви прекрасной дар.

Музыка 6 - 7. «Звуки леса и кукушки»

Лиза.

Июнь 41-го года,

Заря пеленает сады.

Под куполом синего свода

Девчонка сидит у воды.

Галя.

В березовой роще кукушка

Колдует, укрывшись в листву.

Скажи мне, лесная подружка,

А сколько я лет проживу?

Соня.

Молчит непутевая птица,

Лишь ветер листву шевелит.

Течет колдовская водица,

К себе наклониться велит.

Рита.

Дымит, бормоча полусонно,

Заросший травой окоем.

Спокойно прозрачное лоно,

Но нет отражения в нем.

Женя 

 Девчонки, хорошо – то как, а давайте споем?

Музыка 8.  «Синий платочек» (-)

Васков

 Тихо! Немцы!

Музыка 9. Фон «Тревожная музыка»

Соня 

 Их не двое!

Галя 

 Шестнадцать!

Васков 

 Плохо, девчата, дело.

Лиза 

А они такие же люди, как мы!

Женя

 Как страшно убивать людей!

Васков 

 Вне закона они. Человека ведь одно от животного отделяет: понимание, что человек он. А коли, нет понимания этого — зверь, лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует — ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет. И там бить, покуда не вспомнит, что человеком был, покуда не поймет этого.

(Девочки выстраиваются клином, звучит тихая мелодия и читается Стихотворение Н.Заболоцкого «В этой роще березовой»)

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.

Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?

Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.

За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.

И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
ВСЕ: На века.

(Васков встает перед девушками, они опускают голову вниз) Пятеро их было, всего пятеро девчат, и не прошли фашисты.

Вед.1.:

Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Вед.2.:

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

Вед.1.:

Смоленск прошел все испытания

С великим достоинством

От седой старины до наших дней.

Песня Солнечный круг» 2 кл.

Вед.1.:

Сегодня мы отмечаем освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. Все мы любим и гордимся своим городом и хотим, чтобы он стал еще краше.

Стихотворение «Немного городов в России»

Городу-Герою Смоленску

Чекмарев Сергей

Немного городов в России
Таких, как этот «город-ключ».
На страже он всегда и в силе.
Единством духа он могуч.

Одним из первых бравым строем
Встречает он врагов в бою.
Звезду заслуженно Героя
Он получил за то свою.

В него поляки заходили.
С войсками был Наполеон,
Которого потом разбили
Кутузов и Багратион.

Пытался Гитлер задержаться
И основать свой вражий стан,
Но и ему пришлось убраться
От арт-катюш и партизан.

В Успенском храме там святыня
Хранится долгие года.
Река, которой Днепр имя
Веками моет берега.

Его эмблему украшают
Царь-пушка с птицей Гамаюн.
Смоленск с годами не ветшает,
Он, как и прежде, смел и юн.

Вед.2.:

Значит наш город Стойкий, Сильный, Добрый?!

Вед.1.:

Добрый город — а что это значит?

Значит — в городе дети не плачут,

Значит — мирное небо над нами

И шумит на бульварах листва...

Вед.2.:

Он годами хотя и не молод,

Но душою он молод, наш город, —

Работящий, надежный, веселый.

Добрый город — Смоленск наш родной!

Вед.1.: Многое зависит от того, какое будущее мы создадим. А ведь именно мы являемся звеном неразрывной цепи между прошлым и будущим.

Вед.2.:

Мы получили нашу землю в наследство и должны не только сберечь все ее богатства, но и преумножить их. Нужно стремиться к тому, чтобы это будущее было прекрасным.

Песня «А ты живи Смоленск»

(презентация про город Смоленск)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвященного освобождению города от немецко-фашистских захватчиков

Материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных освобождению вашего города от немецко-фашистских захватчиков...

Линейка, посвященная освобождению Брянщины от немецко-фашистских захватчиков

Цель: формирование у детей ценного отношения к своему Отечеству, воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. На основе возвышающих чувст...

День освобождения Кубани от немецко - фашистских захватчиков 12 февраля 1942 года.

Внеклассное мероприятие посвященное освобождению Кубани от гитлеровской Германии рекомендовано проводить для учащихся Краснодарского края в месячник "Оборонно- массовой и патриотической работы"....

71 год со дня освобождения Анапы от немецко-фашистских захватчиков

Митинг, посвященный освобождению Анапы от немецко-фашистских захватчиков. Конспект мероприятия...

Внеурочное мероприятие посвященное памятной дате 8 апреля «День освобождения Армянска от немецко-фашистских захватчиков».

Тема: Внеурочное мероприятие  посвященное памятной дате 8 апреля «День освобождения Армянска от немецко-фашистских захватчиков».Методическое обоснованиеВнеурочное мероприятие &la...