Работа в паре: методика организации деятельности (из опыта работы воспитателя)
статья

Лещева Анна Анатольевна

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации, и осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лещева А.А., воспитатель

«ЦСПСиД Калининского района

г. Санкт-Петербурга»

Работа в паре:

методика организации деятельности

(из опыта работы воспитателя)

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации, и осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Целями деятельности Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних являются:

осуществление профилактики безнадзорности и беспризорности;

обеспечение временного проживания несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации, из числа:

оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;

проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;

заблудившихся или подкинутых;

самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации;

осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних и (или) их семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Каждый человек – уникален и индивидуален.  Именно поэтому нет одинаковых семей. У многих семей объективно схожие проблемы, заданные реалиями окружающей действительности. Но реакция и пути выхода из этих проблем не всегда предсказуемы.

В социальные центры дети попадают в тех случаях, когда семья не в силах решить проблему самостоятельно.

Одной из форм для сотрудничества и взаимопомощи является работа в паре.

Основной идеей деления воспитанников на пары является – облегчение для вновь поступившего ребенка периода адаптации. Оказавшись в стационаре, дети переживают новый стресс и вынуждены привыкать к новым условиям проживания и определенным требованиям (соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, запрет на публичное проявление агрессии, выполнение требований педагогов).

Во многих случаях для решения трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего одной из ведущих задач является налаживание внутрисемейных связей, восстановление родительско-детских отношений. Обсуждение о делении на пары логично проводить на первом координационном совете, когда только планируется поступление нового воспитанника, с последующей возможной корректировкой. Которая должна проводиться с учетом рекомендаций психолога и наблюдений педагогов.

За время проживания несовершеннолетнего в стационаре могут меняться цели деления на пары. Например, как уже упоминалось выше, при поступлении в стационарное отделение ребенку нужен наставник, который познакомит с правилами и требованиями учреждения. За тем на первое место выходит непосредственное решение проблем самого несовершеннолетнего. Они в основном носят психологический характер поэтому важно, чтобы ребенок не испытывал дискомфорт при общении в паре. Имел возможность поделиться чем-то сокровенным и быть услышанным.

Так же при делении на пары можно учитывать сложности, возникающие в образовательном процессе и к ребенку имеющему хороший уровень усвоения школьной программы прикреплять младшего по возрасту или отстающего ученика.

Можно поставить цель – воспитание доброго и терпимого отношения к малышам. В этом случае старший воспитанник расширяет свой жизненный опыт, получает опыт общения с малышами, учиться брать на себя ответственность, быть терпеливым, проявлять заботу. А дошкольник в свою очередь получает дополнительное внимание и общение.

 Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они

практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия

для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых

компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции.

Создаются условия для его самопознания и самооценки.

Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы:  

  • делать все дружно;
  • быть внимательными друг к другу, вежливыми;
  • вовремя оказывать помощь;
  • вводить правило этики совместной работы.

 Так постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать друг друга, говорить, отвечать, доказывать, проявлять внимание, нежность. Ребенок, оказавшийся в новых, непривычных для себя обстоятельствах, чувствует себя более комфортно, свободно.

 При делении нельзя забывать, что не должны быть ущемлены желания и возможности обоих оппонентов. Для стимулирования работы в парах можно разработать систему поощрений. Например: выставление оценок за поведение не персонифицированное, а общую оценку паре. С обязательным подведением итогов в заранее оговоренный период времени. Наградой может являться не только общественная похвала, о значимости которой нельзя забывать, но и сладкий презент, не большой приз, посещение развлекательного мероприятия (музея, театра, экскурсии, аквапарка…).

При правильном подходе к делению на пары с учетом личностных и психологических особенностей несовершеннолетних можно решать целый комплекс задач, используя минимальные материальные и интеллектуальные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

Трудности в организации групповой проектной деятельности (из опыта работы)

Статья написана на основе личного опыта работы учителя по исследовательской и проектной деятельности. В ней упоминается важность этого вида деятельности для достижения положительных результатов в форм...

Из опыта работы. Использование игровых методик для организации детской проектной деятельности.

Из собственной практики или литературных источников, предлагаем Вашему вниманию примеры игровых методик, используемых в организации различных этапов работы по методу проектов. Предлагаемые игры возмож...

«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).

В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачам...

Организация внеурочной деятельности (из опыта работы)

Статья о возможностях  духовно-нравственного развития школьников путем сотрудничнства с музеем....

Новые педагогические технологии для организации внеурочной деятельности. (из опыта работы)

Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий в организации внеурочной деятельности...

"Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".

Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в  школе....