Формирование готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Королев Михаил Владиславович

В статье рассматриваются особенности  формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе развития специального образования проблема формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, требует разрешения и заключается в низком уровне функционирования институтов содействия семье, так как научно-методические основы их работы не разработаны в теории и практике педагогической науки. В последние десятилетия ведется поиск оптимальных и эффективных путей оказания помощи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Королев Михаил Владиславович. г. Санкт-Петербург, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга воспитатель. Аннотация:

В статье рассматриваются особенности  формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе развития специального образования проблема формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, требует разрешения и заключается в низком уровне функционирования институтов содействия семье, так как научно-методические основы их работы не разработаны в теории и практике педагогической науки. В последние десятилетия ведется поиск оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Надо отметить, что не определено или недостаточно определено содержание, формы и методы педагогического содействия родителям в образовании детей с различными нарушениями в развитии. Также не определено соотношение между потребностью и необходимостью в педагогическом содействии родителям. Острой является необходимость разработки конкретных коррекционных мероприятий в работе с родителями и решения задач оказания помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья путем активного включения их в образовательный процесс.           Семья является ближайшим и первым постоянным социальным окружением для ребенка. Значимость родителей особенно возрастает в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семья начинает играть огромную роль в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.                

От совместной коррекционно-педагогической работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с ограниченными возможностями здоровья существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В связи с этим возникает проблема формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, так как родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и навыками коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребёнка в зависимости от дефекта и ситуацию, в которой оказался ребёнок. Растет необходимость дифференцированного ознакомления родителей с теоретическими и практическими основами образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; формирования у них системы необходимых знаний; осознанием эффективности сотрудничества с педагогами в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья; формирования умений и опыта работы при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье с учетом структуры дефекта ребенка (умственная отсталость, слабовидение, глухота, сложная структура дефекта: умственная отсталость в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.).

Это подчеркивает актуальность проблемы и свидетельствует о необходимости создания технологии по формированию дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследователи Н.А. Урядницкая, Н.Д. Шматко, Ю.А. Разенкова, О.С. Никольская, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, З.С. Алиев, Л.И. Фильчикова изучали детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют это понятие следующим образом: дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения (воспитания) – дети-инвалиды, а также иные дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания) (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, задержкой психического развития, со сложными нарушениями развития, с хроническими соматическими или инфекционными заболеваниями). Исходя из определения этого понятия и основываясь на понимании сущности готовности к педагогической деятельности, мы полагаем, что готовность родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями необходимо рассматривать в нескольких аспектах:

1. Результат подготовки педагогами родителей к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Готовность как состояние (неготовность, частичная готовность, полная готовность).

3. Интегративное качество личности.

4. Установка родителей.

Структурными компонентами готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

1) когнитивный (теоретического) (знание и понимание ребенка);

2) мотивационный (заинтересованность в успехе ребенка)

3) деятельностный (выбор средств и способов психолого-педагогического взаимодействия);

4) результативный. Системный подход позволил рассмотреть формирование готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья как систему, и рассмотреть исследуемое формирование готовности как подсистему системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, эффективное участие родителей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья возможно через систему формирования готовности родителей к содействию в образовании детей, под которой мы понимаем множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, включающих разнообразное содержание, средства и методы, конечная цель которых – формирование высокого уровня готовности к участию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Системный подход позволяет описать процесс внедрения технологии по формированию дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, как совокупность следующих блоков: инвариантного и вариативного. Интегрированной целью данной технологии является повышение образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья при активном содействии родителей. Интегрированный результат разработанной технологии – это более высокий уровень образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью инвариантного блока является формирование дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвариантный блок включает этапы: когнитивный, мотивационный, деятельностно-практический, результативный. Инвариантный блок способствует формированию базовых основ готовности родителей к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: усвоение знаний, формирование мотивации к образованию детей в семье, ценностного отношения к образовательной деятельности, осознание норм педагогической этики, развитие личностно-значимых качеств; формирование диагностических, коррекционных, реабилитационных умений; формирование опыта диагностической, коррекционной, реабилитационной, прогностической деятельности родителей. Целью вариативного блока явилась реализация дифференцированного подхода в формировании готовности родителей к содействию в образовании детей с различной структурой дефекта. Данный блок характеризуется дифференцированным ознакомлением родителей с теоретическими и практическими основами образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием у них системы необходимых знаний, осознанием эффективности сотрудничества с педагогами в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием умений и опыта работы при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье с учетом структуры дефекта ребенка (умственная отсталость, слабовидение, глухота, сложная структура дефекта: умственная отсталость в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.). Вариативный блок включает следующие этапы: дифференцированно-когнитивный, дифференцированно-деятельностный, дифференцированно-результативный. Вариативный блок – теоретико- и практикоориентированный на дифференцированное закрепление и стабилизацию знаний и умений в процессе практической деятельности при образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от структуры дефекта ребенка. Закрепление ценностного отношения к образовательной деятельности, накопление педагогического опыта родителей на основе творческой самостоятельности с учетом структуры дефекта ребенка. Педагогическими условиями данного блока являются:

1) вариативность выбора педагогических средств;

2) педагогическое общение родителей и детей с педагогами-специалистами с использованием разных форм.

По мнению исследователей, одним из перспективных подходов к повышению уровня готовности родителей к содействию в образовании детей является создание таких педагогических условий, в которых родители могут создать активную личностную позицию, наиболее полно проявить свои способности применительно к участию в образовании детей, реализовать свои потребности и интересы; условий, способствующих включению родителей в образовательный процесс на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности. Разработанная нами технология способствует повышению образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья при активном содействии родителей. Таким образом, эффективное участие родителей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при формировании дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей, которое обеспечивает высокий уровень готовности родителей, а результатом сформированной готовности будет являться положительная динамика образовательной успешности и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список используемой литературы

  1. Вестник КГУ имени Некрасова – 2, 2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных организационно-педагогических условиях.

Статья рассказывает о "Неделе начальных классов" как форме создания организационно-педагогических условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимос...

Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

                 Инклюзивное образование•обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных...

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

   В статье  говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями...

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации...

Тьюторское сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках ФГОС

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) НОО (начального общего образования) ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано с учетом индивид...