Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
учебно-методический материал

Тагирова Татьяна Шахбановна

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Самыми эффективными методами развития являются наглядно-слуховой, наглядно- зрительный, словестный, практический, оркестровка., метод обыгрывания эмоций в лицах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_sfery.docx21.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самоосознания.

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Поэтому целью работы музыкального руководителя должно стать создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.

Для достижения поставленной цели важно использовать различные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).

При исполнении произведения нужно стараться выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использовать «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применять прием контрастных сопоставлений.

      Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный  репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребенку  «проживать» эмоциональные  собственные  переживания. Только знания и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов) усиливает впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.

Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).

Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказывать о музыкальном произведении нужно увлеченно, интересно. Выбирать сведения доступные детскому восприятию. Уделять особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» можно использовать игровой прием «Копилка музыкальных терминов».

Беседуя с детьми о музыке,  важно расширять представления детей о некоторых явлениях действительности, стараться обогатить их внутренний мир, чтобы обеспечить формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.

Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках) можно применять музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предложите детям выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Турецкое рондо» В.Моцарта ритм в 1 и 3 частях показываем на металлофоне, а среднюю часть – колокольчиками и треугольниками. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства.

Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта; изживаются страхи и разного рода опасения.

Прием индивидуально-дифференцированного подхода

В работе с детьми важно учитывать их общее и музыкальное развитие, стараться найти подход к каждому ребенку. Вводя кукольные персонажи, использовать задания и вопросы различной степени сложности. Побуждать детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки и хвалить за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.

Очень интересен детям и метод обыгрывания проживания эмоций в лицах. Для этого можно использовать, например, стихи Татьяны Кушнерук  в сопоставлении с демонстрационным материалом «Эмоции»

Вина.

Я сегодня разбила красивую вазу,

Но об этом я маме сказала не сразу.

Я пыталась ее по кусочкам собрать,

Я хотела ее с глаз подальше убрать.

Только мама ее все равно увидала

И, конечно, меня наказала.

Испуг.

Задержались мы в лесу

И попали под грозу

Потемнело все кругом,

Молния сверкнула,

Где-то рядом, за кустом

Сильно громыхнуло.

Мы под деревом сидим

И испуганно глядим: «Страшно!»

Гордость.

Старший брат смастерил скворечник.

Целый день мастерил, целый вечер.

И теперь он гордится собой:

«Посмотри, прилетят сюда птицы весной!»

Любопытство.

Ой, как это интересно,

Ой, как это любопытно

Посмотреть на мир вокруг

Сквозь волшебное стекло!

Рассмотреть листок зеленый

На нем бабочек, жука,

И цветные облака!

Обида.

Я на крючок нацепил червяка

И удочку в речку закинул тихонько.

Вдруг вижу – клюет : «Ура! Ура!»

Тащу из воды, но только…

Сорвалась добыча моя!

Обидно до слез, ребята,

Быть может подкормка другая нужна?

А может быть рыба сама виновата?

Злость.

На заборе воробьи расчирикались,

И испуганно мяукает кот,

Кто-то злой и такой сердитый

По дороге идет!

А мальчик Андрюшка

Разозлился с утра –

Видно первою встала не эта нога!

Жадность.

Банку варенья нам мама дала,

Братик взял ложку,

Я ложку взяла.

Только варенья мне не досталось –

Жадный мой брат только банку оставил!

Скука.

Ничего я не хочу,

На диване я лежу.

В мячик не играется,

Книжка не читается.

Не хочу идти гулять

И с котенком поиграть,

Почему? Не знаю…

Просто я скучаю.

Удивление.

Встало солнышко с утра,

И цветы проснулись,

Вдруг увидел я крота

И сказал : «Вот это да!»

Удивлению нет предела!

Спать не хочет крот,

Греет спинку, носик, лапки

На цветочной грядке.

Усталость.

Топали мы, топали,

Рюкзаки несли –

Это в выходной день

Мы в поход пошли!

До реки прохладной

Долго добирались:

«Уф, ребята, знаете,

Как же мы устали!»

Радость.

Лето пришло,

Цветет все вокруг,

Дятел выстукивает песенку!

Я по дорожке вприпрыжку бегу.

Радостно мне и весело!

Грусть.

Целую неделю я болею,

Не хожу гулять и

В детский сад.

За окошком снегирю на ветке

Расскажу, как грустно без ребят!

Таким образом, использование в работе с детьми разнообразных методов, музыкальных игр, упражнений, различных видов музыкальных занятий позволяют детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказывают положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ  приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Делимся опытом: Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" (руководитель кружка "Волшебная страна" Володина М.П.)

Статья " Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" - это возможность и желание поделиться опытом с коллегами и рассказать о том, чем я занимаюсь, что приносит радость мне...

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников методами арт-терапии

Материал для психологов по использованию средств арт-терапии при коррекции эмоциональных средств дошкольников....

Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием....