Внеурочное занятие "Уважительное отношение к старшим"
план-конспект

Добрынина Наталья Васильевна

Внеурочное занятие "Уважительное отношение к старшим"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Уважительное отношение к старшим

Тип урока:  изучение нового материала

Цель: дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация

Цель: вызвать интерес к преподаваемому предмету

Упражнение «Передай свою улыбку».

-  Когда встречаем мы рассвет, то говорим…..(привет)
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой…..(привет)
При встрече через много лет вы крикните друзьям…..(привет)
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…..(привет)
И вы запомните совет: дарите всем друзьям……..(привет)
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ……..(привет)
А теперь передайте своими улыбки друг другу, улыбнитесь нашим гостям.
Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия.

Наблюдают, слушают.

Дети встают в круг.

Договаривают слово «привет». Настраиваются на позитивный ход урока.

  1. Тема урока.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы и постановке учебных задач.

Кого называют «люди старшего поколения»?

Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?

Необходимо ли помогать старикам?

Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

Любите ли вы маму и папу?

А бабушку и дедушку?

Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всем?

Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?

Предполагают, наблюдают, актуализируют знания.

Дети отвечают на вопросы, ситуации обсуждаются.

  1. Работа по теме урока

Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

Страницы истории.

Учитель. С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благогови».

Что такое «благогови»?

Благоговейное – доброе, вежливое, доброжелательное, приятное  отношение к старшим

Царь Петр I в 1717 году издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нем сказано:

Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

 

Как вы понимаете эти правила?

Какие из них и сегодня нужны?

Расскажите, какие из перечисленных правил вы выполняете?

 

III.  Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

Пословица — один из важнейших источников, раскрывающих отношение к авторитету стариков. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека: Старик — да лучше семерых молодых, Молодой работает, старый — ум дает. Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: Молодой красив, старый умен, Век прожить — всякое пережить, старый умен, хотя и не силен.

В русской традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов в обоснование и своих поступков, и своих прав. Старики были главными авторитетами в хранении нравственно-эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, стремление почтить его возраст и опыт.

 

Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай»,- учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай»,- говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку»,- услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит»,- говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики»,- скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», - считают чеченцы.

IV.     Требования в отношениях к старшему поколению в наши дни.

В наше время тоже сложилась определенная норма уважения к старшим. Эта норма адресована вам, т.е. молодежи. Мы должны быть благодарны и признательны за все, что создано старшим поколением, за все то, чем пользуется современная молодежь.

 

Запомните требования, которые нам необходимо выполнять:

1. Сознание необходимости учиться у старших, высоко ценить их опыт, прислушиваться к их добрым советам.

Чему мы учимся у старших? В классе? Дома? На улице?

Если примеры положительные, мы их придерживаемся. Если примеры отрицательные, то такие поступки повторять нельзя!

2. Быть активными продолжателями дела старших.

Что вы должны уметь, чтобы продолжить дело старших?

Приведите примеры, какое дело родителей вы продолжили?

3. Терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения за всю жизнь, даже если они кажутся старомодными, вредными и неприятными.

Что такое терпимость?

4. Забота о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе.

 

Согласны ли вы с этими правилами или нет? Почему?

 

Лучшие годы людей старшего поколения позади и нужно помнить, что наиболее молодые и прекрасные времена в их жизни были посвящены и отданы для того, чтобы молодежи жилось лучше.

Знаете,  что старость наших близких ставит нас на особое место – почтение к старшим. Нам  необходимо понять, что одиночество - неизбежный спутник старости, который очень тяжело принять нашим бабушкам и дедушкам. Да, пока мы молодые, то очень плохо представляем, каково быть пожилым и одиноким человеком. Чаще всего нас раздражает медлительность стариков, и даже их заботливое внимание кажется навязчивым... Думаете, твоей бабушке не одиноко? Наверное, каждый из нас скажет, что любит свою бабушку, но, любим-то любим, но не всегда умеем показать свою любовь. А пожилые люди ведь нуждается в этом. Их услуги мы принимаем как должное, а невольные промахи не прощаем.

Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

Но еще хуже другая крайность, которая чаще проявляется в отношении внуков (детей и подростков) к бабушкам и дедушкам. Они, вроде, и любят стариков, но позволяют себе какое-то пренебрежительное отношение и ним: могут перебить их в разговоре, не дослушать и уйти, забывают поблагодарить за заботу и услуги, вообще не проявляют должного уважения. А о послушании я и не говорю... А старикам что делать? Смиряться, терпеть, прощать...

Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их переживаний, перенесенных бед, тяжелых испытаний, слез. 

Берегите своих близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение!

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете помочь человеку старшего поколения.

V.   Беседа по содержанию прочитанных стихотворений и рассказа.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Лапуся» с целью проанализировать его и ответить на вопросы после прочтения.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

«Дверь открыта!

Притвори её, герой!»

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: «Сам закрой!»

За обедом скажет мама:

«Хлеб. лапуся, передай!»

Я в ответ шепчу: «Сама подай!»

Очень бабушку люблю,

Все равно – ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Я не знаю, как  мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне: «Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!»

А они ко мне: «Сыночек!

Положить еще кусочек?»

А они ко мне: «Внучек,

Ляг, лапуся, на бочок!»

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Говорят, от рук отбился.

От каких скажите рук?!

 

Учитель.  Хорошо ли ведет себя мальчик по отношению к старшим?

Что вы посоветуете герою стихотворения?

Как мы должны относиться к старшему поколению?

 

В. Осеевой «Просто старушка»: 

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Учитель. О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

Регулятивные, познавательные.

Коммуникативные умения

Узнают

Работают в группах.

  1. Рефлексия

Формировать представление о честности, смелости, верности слову и обещанию.

VI.  Творческое задание.

Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

Подобрать пословицы, рассказы об уважительном отношении к старшему поколению

Фронтальная

Анализируют, предполагают, высказывают свое мнение. Предполагаемые ответы детей:

  1. Итог:

Цель: выявить степень достижений планируемых результатов

 

С каким отношением к старшим вы выйдите сейчас с урока? Какие выводы вы для себя сделали?

Наблюдал

Сравнивал

Изучал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважительное отношение к старшим

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»       Классный час Тема: Уважительное отношение к старшим       по...

Конспект классного часа. Тема: "Отношение к старшим" 1 класс

Конспект классного часа  Цели: формирование знаний об отношении к старшим, разъяснение содержания и необходимости моральных норм уважения к старшим....

Воспитательное занятие (для начальной школы). Тема: «Уважительное отношение к старшим».

Цель:  продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста. Задачи:  дать   детям понятие  об ува...

Воспитательное занятие (для начальной школы) Тема «Уважительное отношение к старшим»

Презентация для воспитательного занятия по тема «Уважительное отношение к старшим»....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Отношение к старшим», 1 класс

Конспект внеклассного мероприятия«Отношение к старшим»...

Час общения на тему: «Отношение к старшим»

Как обращаться к старшим и своим сверстникам.-Ты или вы?Обращение на «вы» подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Это местоимение используется в официальной сфере, при о...