Воспитательное занятие (для начальной школы). Тема: «Уважительное отношение к старшим».
методическая разработка (3 класс)

Котикова Лилия Владимировна

Цель:  продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

Задачи:

  •  дать   детям понятие  об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;
  • развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений и свои собственные, знать,  как надо поступать в том или ином случае;
  • воспитывать  заботу, любовь,  уважение к людям старшего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие (для начальной школы)

Тема «Уважительное отношение к старшим»

Цель:  продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

Задачи:

  •  дать   детям понятие  об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;
  • развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать,  как надо поступать в том или ином случае;
  • воспитывать  заботу, любовь,    уважение к людям старшего возраста.  

Оборудование: интерактивная доска, карточки-правила, карточки самооценки, кейсы с заданиями.

Ход занятия

1. СЛАЙД   Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать занятие, хочу узнать, что ожидаете вы от нашей встречи, какое у вас настроение. Сделайте свои пометки на карточке. 2. СЛАЙД  

3. СЛАЙД   В мире есть отцы и дети. Ваши отец и мать – дети своих отцов и матерей – ваших дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Одновременно живут в мире несколько поколений. 

Хочу рассказать вам басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». 4. СЛАЙД    

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Отец и спросил:
«Что ты это делаешь, Миша?»

А Миша и говорит:
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Ребята, о чем шла речь в этом произведении? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)

- Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку и исправили своё отношение.

- Ребята, как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?  «Уважительное отношение к старшим» 5. СЛАЙД  

Мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям.  

Как вы думаете, в чём она состоит? ( Ответы ребят. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.)

Давайте вместе попробуем найти решение этой проблемы.

Работать будем в группах. Каждая группа получит свой кейс-пакет с заданиями, рассмотрит сегодняшнюю тему с разных сторон и представит получившийся результат.

Напоминаю правила работы в группах. 6.СЛАЙД

1 кейс.

Составить пословицу, объяснить её смысл. Привести пример применения мудрости в жизни.

Уважай старших, потому что сам стар будешь.

2 кейс.

Составить пословицу, объяснить её смысл. Привести пример применения мудрости в жизни.

За старой головой - как за каменной стеной.

И старость не страшна, коль молодые уважают.

3 кейс.

Ты сидишь в транспорте, заходит пожилой человек. Как ты поступишь? Разыграйте ситуацию.

4 кейс.

Пожилая соседка просит тебя сходить в магазин за хлебом, но тебя во дворе ждут друзья. Как ты поступишь? Разыграйте ситуацию.

5 кейс.

Сформулируйте, отвечая на вопросы правила поведения  при встречи со взрослыми.

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома,  если вы знакомы?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице,  если вы не  знакомы?

Ответ: Пропустить вперед.  Если  вы спешите, не толкаясь обойти стороной.

Вопрос. Нужно ли  оказывать знаки внимания старшим в транспорте?

Ответ: Нужно. Необходимо  уступать места  в транспорте  людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, предложить  стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

6 кейс.

Сформулируйте, отвечая на вопросы правила поведения  при встречи со взрослыми.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)

Вопрос. К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?

Молодцы, ребята. Вы подошли к рассмотрению темы с разных сторон.

Давайте объединим ваши полученные результаты, и выведем «Несколько категорических НЕЛЬЗЯ» в общении со взрослыми. 7. СЛАЙД  

  • нельзя смеяться над старостью и старыми людьми, о старости надо говорить только с уважением;
  • нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками;
  • нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, чаще звоните и навещайте бабушек и дедушек;
  • нельзя садиться обедать, не пригласив старшего;
  • нельзя волновать пожилых людей, оберегайте их от лишних переживаний.  

Какой вывод можно сделать, читая эти правила. (Их нужно запомнить и  обязательно выполнять.)

Ребята, вы  должны  запомнить, что уважение, почитание старших поколений – закон  жизни.

8. СЛАЙД   А вы знаете, что 1 октября -  День пожилого человека, это торжество имеет международный статус. Кстати, дата выбрана неслучайно: бытует мнение, что старость - это золотое время, осень, как известно, тоже называют золотой порой, поэтому и было решено выделить старшему поколению специальный день в самый разгар осеннего сезона.

В 2021 году мир будет праздновать 31-й День пожилого человека по счету. Торжество, как обычно, намечено на 1 октября, в текущем году это пятница.

Главное целью этого дня является обратить внимание всех обитателей планеты на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.

Кстати, у праздника даже есть свой логотип. Он представляет собой раскрытую ладонь - символ доброты и помощи..

У праздника свои традиции

 (1-й ученик)

 В первый день октября во всем мире принято звонить своим бабушкам и дедушкам, мамам и папам, чтобы просто в очередной раз сказать им, как сильно вы их любите, и поделиться последними новостями.


(2-й ученик)
А чтобы напомнить молодому поколению о том, что следует позвонить своим нуждающимся во внимании родственникам, по телевизору в этот день показывают социальную рекламу, призывающую «вспомнить, кто подарил жизнь».

(3-й ученик)

Между тем 1 октября внимание виновникам торжества уделяют не только их дети. В этот день во многих государствах мира для старшего поколения устраиваются концерты и фестивали, благотворительные выставки, спектакли, спортивные соревнования, киносеансы, различные конкурсы и вечера отдыха, на которых пенсионеры собираются вместе, пьют чай, в то время как их развлекают специально обученные люди.

А. П. Чехов  сказал: "Если бы каждый человек на своем участке земли сделал бы все, что мог — как  прекрасна  стала бы наша земля". То же можно сказать и об отношении к старшему поколению: если бы каждый позаботился о своих родителях, бабушках, дедушках, о тех, кто на твоих глазах нуждается в помощи, насколько лучше и радостнее бы стала  их  жизнь!

ИТОГ. Карточки. Проанализируйте свою работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"

Конспект воспитательного занятия в начальной школе "Осенние занятия"...

Воспитательное занятие для начальной школы "Дорога к доброте"

Данное занятие проводится для воспитанников детского дома, в рамках программы духовно нравственного воспитания....

Внеурочное занятие "Уважительное отношение к старшим"

Внеурочное занятие "Уважительное отношение к старшим"...

Классный час для начальной школы. Тема: «Толерантное отношение к миру вокруг – дорога добра».

Цели и задачи: • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертамитолерантной личности;• способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, уваже...

Воспитательное занятие (для начальной школы) Тема «Уважительное отношение к старшим»

Презентация для воспитательного занятия по тема «Уважительное отношение к старшим»....

Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок.

Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок....