Мастер-класс на тему: Матрешка - символ национальной культуры России
материал

Пыльнева Ольга Павловна

Данный конспект будет полезен для воспитателей школ, ДОУ, которые могут изготовить матрешку как с педагогами,  так и воспитанниками в нетрадиционной технике Iris Folding/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_matreshka.docx349.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Матрешка – символ российской национальной культуры. Изготовление аппликации «Матрёшка» в технике Iris Folding»

Цель: изготовление аппликации «Матрешка» в технике Iris Folding.

Задачи:

-познакомить с аппликацией в технике  Iris Folding;

-развивать художественные и конструкторско-технологические способности;

-расширить представления о матрешке как символе русской культуры, познакомить с историей возникновения игрушки, видами матрешек;

- воспитывать интерес к традиционным русским ремеслам и новаторским техникам, чувство уважения к народному творчеству.

Оборудование: выставка «Народные промыслы России», коллекция матрешек, презентация «История возникновения и виды матрешек», выставка детских работ, раздаточный материал   ( технологическая карта изделия на каждого участника мастер-класса, шаблоны, цветная бумага, клей, картон, ножницы, клееночка)

Ход мастер – класса.

1.Презентация педагогического опыта.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на мастер-классе  в рамках семинара «Формирование духовно - нравственных ценностей у школьников на основе духовных и нравственных традиций народов России», который проведут для вас воспитатели ГПД ……………………………..                                                                 Слайд№

Эпиграфом к нашему занятию хотелось вынести такие слова «Для уничтожения народа нет необходимости идти на него с войной, достаточно уничтожить нравственность этого народа».    

 Слайд №

Мы хотим поделиться своим опытом формирования  духовно – нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, познакомить с наиболее эффективными приемами работы.

В нашей школе на развивающих занятиях воспитатели ГПД систематически обращаются к  истории, культуре и традициям русского народа, искусству народных промыслов. Воспитатели обращаются к таким нравственным ценностям,  как добро, честность, верность, милосердие, уважение к старшим, дружба, любовь, патриотизм, толерантность.

Слайд №

Для детей младшего школьного возраста необходимо любой теоретический материал подкреплять наглядными образами, практической деятельностью. Для этого мы используем разные формы и методы работы: беседы с учащимися, разнообразные игры, викторины, конкурсы, тематические вечера, клубные часы, выставки, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов.

В современной школе метод наглядности используется широко, но в основном наглядность представлена в электронном виде (это изображения на экране электронной доски, компьютера)

 Мы же стремимся максимально использовать «живые», реальные предметы, которые можно потрогать, детально рассмотреть со всех сторон, а может даже понюхать, потрясти, перевернуть и т д. Таким образом, у ребенка задействуются разные органы чувств, развивается мелкая моторика.

  Слайд №                                                                                                                  

2.Демонстрация приемов эффективной работы на примере изготовления аппликации «Матрешка» в технике  Iris Folding.

1.Вводная беседа. 

-Мы понимаем сами и пытаемся донести до детей, что нашу страну невозможно представить без самовара, дымковской игрушки, тульского пряника, хохломской, гжельской росписи, оренбургских пуховых платков, лаптей и валенок и много другого, что является визитной карточкой нашего государства.

Обратите внимание, многие из этих символов представлены на нашей выставке.

-Как вы думаете, какой  самый популярный и узнаваемый символ  России не представлен на выставке? (матрешка).

-Конечно, это матрешка. Матрешка красивая, яркая, веселая. Любуешься на

нее и сердце радуется. Для русского народа матрешка – это не просто сувенир и игрушка, а олицетворение матери,  символ российской национальной культуры. Она прославлена в народном и авторском творчестве.

2. Выступление детского ансамбля русской народной песни «Канарейка»

-Предлагаем вам посмотреть на наших воспитанников, участников ансамбля русской

народной песни. Они исполнят песню «Матрешки».

3. Сообщение темы мастер – класса. Актуальность выбранной темы.

-Сегодня мы научимся выполнять аппликацию «Матрешка» в необычной технике Iris Folding.

3.Практическая часть.

Показ и анализ образца.

Родиной этой техники является Голландия.

Техника  доступна по материалам, легка в исполнении, красочна, способствует раскрытию творческих и эстетических способностей ребенка.

-Посмотрите на работы наших детей, выполненные в данной технике.

 Выставка детских работ

Iris Folding в переводе обозначает – «радужное складывание». В работе используются полосы бумаги, сложенные вдвойне, которые выкладываются под углом по трафарету в виде спирали.

План изготовления изделия.(см. приложение)

-Перед вами технологическая карта изделия. Изучите ее.

Пункты 1 - 4 мы выполнили для вас заранее в целях экономии времени.( Показ).

Изготовление изделия.

-Изготовьте изделие, используя технологическую карту.

4.Рефлесия.

-Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.

-Уважаемые участники, сегодня мы научились выполнять аппликацию в технике Iris Folding .

Данная техника позволяет развивать внимание, наблюдательность, творческие способности, художественный вкус, пространственное мышление, воспитывает трудолюбие, усидчивость, аккуратность и точность. Дети с удовольствием выполняют работы в технике Iris Folding .

-Где могли бы вы использовать приобретенные знания, умения?

- Актуальны ли для вас полученные знания?

- На занятиях в ГПД мы не только учим детей выполнять данную аппликацию, но и знакомим с историей матрешки, ее видами, раскрываем символический смысл, заложенный в матрешке. Возможно, и вам будет интересно узнать, сколько лет матрешке, как и когда она появилась в России, какие основные виды матрешек существуют. Краткий теоретический материал по этой теме представлен на обратной стороне технологической карты.

                                                                                                                                                  Приложение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ИЗДЕЛИЯ «МАТРЕШКА» В ТЕХНИКЕ Iris Folding.

№ п/п

Содержание работы

Эскиз

Инструменты, оборудование

1

На картоне с изнаночной стороны  обвести карандашом по шаблону туловище матрешки.

Картон, карандаш, шаблон

2

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Вырезать  по контуру туловище.

Ножницы

3

С  лицевой стороны картона закрепить при помощи скрепок пронумерованный трафарет так, чтобы совпали контуры  туловища матрешки.

 

Скрепки, пронумерованный трафарет

4

Вырезать заранее полоски  четырех цветов размерами  4*10 см. (согласно трафарету полосок каждого цвета должно быть по 6 штук)

Линейка, карандаш, цветная бумага

5

Свернуть все  полоски  пополам по длине.

Готовые полоски бумаги

6

Наклеивать  на картон с изнаночной  стороны  полоски серединой к центру согласно цифрам (1,2,3,4) и цвету на трафарете. Сначала обязательно приложить, можно  карандашом отметить концы полосок ( клей наносить на картон, а не на полоску)

Клей карандаш, не ПВА (будет растекаться), полоски цветной бумаги.

7

Снять пронумерованный трафарет.

8

Приклеить голову матрешке.

Клей карандаш, готовые заготовки головы

9

Приклеить полученную заготовку на красивую основу

https://i.pinimg.com/736x/c3/22/d5/c322d5b6fc66f3397ce0ffae5c2beaf8--iris-paper-folding-card-patterns.jpg

Красивый фон (картон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"

Прикрепленный файл содержит методический паспорт и описание проектной работы по теме "Матрешка - символ российской национальной культуры"...

Мастер-класс "Методические подходы к содержанию урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы А.

Выбор упражнений для развития силовых качест основных групп мышц для обучающихся СМГ "А"....

Мастер-класс «Забавный лоскуток». Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Мастер-класс для педагогов. Знакомит с разделом программы духовно-нравственного воспитания«Детский народный календарь  как инструмент для сбережения национального своеобразия в многоликом м...

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»

Тема моего мастер класса «Зачем современной школе урок основ православной культуры?»...

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....