Классный час на тему "Судьба планеты в наших руках"
классный час (4 класс)

Измайлова Равиля Фатеховна

Познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе, с основными проблемами и задачами экологии; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx89.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Татаромаклаковская СШ»

Методическая разработка тематического классного часа на тему

«Судьба планеты в наших руках»

Автор: Классный руководитель и

учитель начальных классов

МБОУ «Татаромаклаковская СШ»

Измайлова Равиля Фатеховна.

2020г

Тема

Судьба планеты в наших руках

Класс

4

Цель

Сформировать у детей знания о разнообразных видах

деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой

деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на

выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Сформировать у детей знания о разнообразных видах

деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой

деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на

выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе, с основными проблемами и задачами экологии; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении. 

Регулятивные УУД: определять цель и задачи деятельности на занятии с помощью учителя.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и умений; добывать новые знания: находить необходимую информацию из беседы учителя; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; учиться вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни; уметь донести свою позицию до других; устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты.

Личностные результаты: самостоятельно определять и высказывать, свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

Тренд

Популяризация экологической культуры

Используемая технология

Кейс - метод

Ресурсы

Кейс, мультфильм, презентация.

п/п

Этап занятия, задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг. - мотивационный этап

Задача: создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя на работу.

- Здравствуйте, ребята.

- Поприветствуйте друг друга: соседу справа - пожмите руку, соседу слева - дайте пять. Надеюсь, вам понравится наш классный час.

- Приветствуют учителя.

- Приветствуют друг друга.

Положительно настроены на занятие.

Осознают смысл и понимают ответственность за будущий результат.

2

Этап целеполагание

Задача: обеспечить условия для самостоятельного определения детьми темы классного часа и способствовать

воспитанию у

обучающихся

интереса к данной теме.

- Ребята! Сегодня у нас классный час, посвящён экологии. Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? 

- «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура.

Для того чтобы определить тему нашего классного часа необходимо просмотреть отрывок из мультфильма  «На лесной тропе»

– Итак, что же герои мультфильма сделали не так?

 

– А почему это плохо?

 

– Что может быть с нашей планетой, если все люди будут вести себя так, как эти лисички?

 

– Верно, ребята! Природа вокруг нас будет погибать. А вместе с ней и животные и сами люди. Итак, кто уже догадался, что будет темой нашего классного часа?

-Верно ребята, тема нашего классного часа «Судьба планеты в наших руках».

-Какие проблемы вы здесь увидели? Как их решать? Как можно остановить этих людей?

- Ваши варианты верные, но еще нужно составить несколько правил, которые будут ограничивать действия людей. И природа вокруг нас будет жить. Какие правила можно выделить, когда находишься в лесу? Как себя вести?

 

- Ваши правила мне нравятся. А теперь давайте это же самое повторим, но немного другими словами.

1.      Не ломай ветви деревьев и кустарников. Они живые существа

2.      Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти.

3.      Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти.

4.      В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

5.      Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

6.      Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса.

7.      Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его.

8.      В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда.

9.      Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.

- Спасибо, молодцы! Мы навсегда запомним эти правила, и будем себя вести правильно. Чтобы все окружающие нас люди, и мы сами могли любоваться природой, наслаждаться пением птиц и вдыхать чистый и свежий лесной воздух.

- Отвечают на вопрос учителя.

-Ребята внимательно смотрят отрывок из мультфильма, потом анализируют, что же плохого совершили герои.

 

 

-Отвечают на вопросы.

 

-Ребята дают свои варианты ответов на заданный вопрос.

-Ребята слушают учителя, отвечают на вопрос. Предлагают правила поведения в лесу.

Слушают то, что им говорит учитель.

Личностные УУД: проявляют знание правил поведения в лесу,

 

Коммуникативные УУД: проявляют умение слышать и слушать собеседника во время

беседы,

 

Регулятивные УУД:обучающиеся осуществляют анализ собственной деятельности

 

Познавательные УУД:

обучающиеся умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

3

Физкультминутка

Задача: способствовать

снятию мышечного иэмоционального напряжения

– Ну а теперь я предлагаю вам отдохнуть. Вы согласны? Тогда начинаем.

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. 
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (
Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (
Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. 
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. 
(Дети садятся.)

-Ребята смотрят на слайд и повторяют движения

Обучающиеся отдохнули от занятия, сняли мышечное и эмоциональное напряжение.

4

Основной этап

Задача: создание условий для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели классного часа, умение осознанно и

произвольно строить

речевое высказывание

в ходе беседы, умение

слушать и слышать

собеседника,

умение работать в группе

-И мы продолжаем заниматься дальше.

У вас на партах лежат кейсы, в которых описаны ситуации.  Вам необходимо совместно в группе за 8 минут решить проблемные ситуации, они представлены у вас в текстовом варианте. Запишите свои действия, основываясь на жизненном опыте. Вам нужно будет аргументировать свой ответ, почему именно этот способ решения верный и самый оптимальный, для этого выберете самостоятельно одного представителя от группы, который будет отвечать.

- Напоминаю на выполнение задания вам даётся 8 минут. Время пошло.

1 группа.  

1 Кейс. «Экосанитары»

Сережа вернулся из путешествия по Европе и с удовольствием делился впечатлениями:  «Там  такая  красота!».  Одноклассники  слушали,  и  им  было немного обидно, ведь в России тоже много красивых городов и уникальных  природных  объектов.  Но  Сережа  вдруг  сказал:  «А  еще  там  везде  чисто,  и  нигде  никакого  мусора».  Ребята  задумались.  А  учительница,  услышав  их разговор, взяла с полки уже знакомую им книгу Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»  и после  недолгих  поисков  прочла  такие  слова  из  своей любимой  сказочной  повести:  «Есть  такое  правило.  Встал  поутру,  умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету, иначе она вся зарастет баобабами».

Откуда  берется  мусор?  Какова  обстановка  с  загрязнением  среды  в месте,  где  вы  живёте?  В чем экологическая опасность замусоривания? Как поведение людей влияет на чистоту окружающей нас среды? Что можно сделать, чтобы вокруг нас было чище?

2 группа

2 Кейс.  «Апсайклинг».

В субботу папа предложил: «А давайте сходим на Апсайкл-фест!». Петя удивился: «Что это?». Папа заверил, что это очень интересно: «Это фестиваль, где свои работы представили мастера, способные дать новую жизнь старому хламу. Из бочки они могут сделать стол, из канистры — мини-бар, из старых бутылок  —  светильники,  из  баннеров  —  сумки,  а  из  лотков  для  яиц  — украшения.  Называется  это  явление  апсайклинг.  Люди  занимаются реинкарнацией старых вещей. Дают им вторую жизнь». Долго папа с Петей ходили по выставке, и пришли домой, переполненные идеями.

В  чем  польза  апсайклинга?  Как  апсайклинг  помогает  улучшить окружающую среду на планете? Что можно сделать из бытового мусора? Как  можно  использовать  отходы?  

-Прослушивают инструкцию.

-Выполняют задание кейса.

5

Этап контроля

Задача: закрепить изученный материал практически.

- Время на выполнение задания подошло к концу.

- Давайте, будем проверять какие способы решения проблемных ситуаций вы определили и почему.

- Пожалуйста, представители от каждой группы выходите к доске и расскажите ситуацию, чтобы все понимали, что произошло, и какие способы решения вы выбрали, не забываем аргументировать свой ответ.

- Спасибо у вас были интересные способы решения и пояснениям к ним.

- Выступают, аргументируя выбор эффективного способа решения.

Умение размышлять над заданием. Умеют самостоятельно анализировать информацию.

6

Итог занятия

 

Задача: совместно с

обучающимися

подвести итоги

проделанной работы;

способствовать

воспитанию у

обучающихся

доброжелательного и

вежливого отношения

друг к другу;

развивать у

обучающихся умение

находить выход из

проблемных ситуаций, умение

слушать и слышать

собеседника,

выражать свои

мысли.

Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили?

 

– Почему наш классный час называется «Судьба планеты в наших руках»?

 

 

 

 

– Мы должны оберегать природу, нашу планету. Ведь, если она будет погибать от беспечного отношения к ней людей, то будем погибать и мы.

И в заключении нашей беседы я бы хотела познакомить вас с очень известной притчей.

Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа? Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Всё в твоих руках. Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Потом классный руководитель и ученики смотрят окончание презентации, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».

- Какой вывод мы можем сделать?

Земля - единственная планета, на которой возможна жизнь. Относитесь к ней сознательно, ответственно. 

Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках! 

-Отвечают на вопрос.

-Внимательно слушают учителя

- Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками

Включены в деятельность по достижению цели классного часа. Самостоятельно определяют и высказывают, свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения. Добывают новые знания: находят необходимую информацию из беседы учителя; перерабатывают полученную информацию. Слушают и понимают речь других; умеют донести свою позицию до других. Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в группе.

7

Рефлексия

Задача: проверить инициацию рефлексии учащихся по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности

- На столах у вас лежат бабочки. Раскрасьте бабочку зелёным цветом, если вам было интересно работать с кейсом, вы принимали активное участие в выборе решения ситуации и хотели бы, чтобы учитель дальше применял такую форму работы. Раскрасьте бабочку жёлтым цветом, если работа с кейсом не вызвала у вас никаких эмоций и желания работать с ним дальше.

Раскрасьте бабочку красным цветом, если вам было не интересно работать с кейсом и изучение материала подобным образом вам не нравится.

-Отвечают на вопросы.

-Разукрашивают бабочек

Выполняют самоанализ и оценивают свою деятельность.

Приложение №1

1 группа

2 группа

Кейс «Экосанитары»

Сережа вернулся из путешествия по Европе и с удовольствием делился впечатлениями:  «Там  такая  красота!».  Одноклассники  слушали,  и  им  было немного обидно, ведь в России тоже много красивых городов и уникальных  природных  объектов.  Но  Сережа  вдруг  сказал:  «А  еще  там  везде  чисто,  и  нигде  никакого  мусора».  Ребята  задумались.  А  учительница,  услышав  их разговор, взяла с полки уже знакомую им книгу Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»  и после  недолгих  поисков  прочла  такие  слова  из  своей любимой  сказочной  повести:  «Есть  такое  правило.  Встал  поутру,  умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету, иначе она вся зарастет баобабами».

Откуда  берется  мусор?  Какова  обстановка  с  загрязнением  среды  в месте,  где  вы  живёте?  В чем экологическая опасность?

Кейс «Апсайклинг»

В субботу папа предложил: «А давайте сходим на Апсайкл-фест!». Петя удивился: «Что это?». Папа заверил, что это очень интересно: «Это фестиваль, где свои работы представили мастера, способные дать новую жизнь старому хламу. Из бочки они могут сделать стол, из канистры — мини-бар, из старых бутылок  —  светильники,  из  баннеров  —  сумки,  а  из  лотков  для  яиц  — украшения.  Называется  это  явление  апсайклинг.  Люди  занимаются реинкарнацией старых вещей. Дают им вторую жизнь». Долго папа с Петей ходили по выставке, и пришли домой, переполненные идеями.

В  чем  польза  апсайклинга?  Как  апсайклинг  помогает  улучшить окружающую среду на планете? Что можно сделать из бытового мусора? Как  можно  использовать  отходы?

Решение

Решение

Приложение №2

560e078576c16881722ea88e66963c78.jpg560e078576c16881722ea88e66963c78.jpg560e078576c16881722ea88e66963c78.jpg560e078576c16881722ea88e66963c78.jpg560e078576c16881722ea88e66963c78.jpg560e078576c16881722ea88e66963c78.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Наше здоровье в наших руках"

Цель: помочь учащимся выяснить, что является непреложными условиями здоровья и что мешает быть здоровым....

Сценарий классного часа "Наше здоровье - в наших руках"

Данный классный час пропагандирует здоровый образ жизни среди школьников, показывает значимость правильного питания в жизни подростков....

Презентация. Судьба планеты в наших руках.

Презентация. Судьба планеты в наших руках....

Методическая разработка классного часа в 3 классе. Тема: «Будущее планеты в наших руках»

Классный час  для обучающихся 3-4 классов (с приложением). Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой:Задачи: - формиро...

Классный час на тему: «Здоровье в наших руках». 1 класс

Просмотр обучающего мультфильма про гигиену и здоровый образ жизни для детей. https://www.youtube.com/watch?v=XIMtJo6lmIM...

Чудо-буклет "Будущее планеты в наших руках!"

Данный экобуклет направлен на формирование экологической культуры детей.   Все, что нас окружает, это природа, которая нуждается в изучении и защите....

Презентация "Планета в наших руках" для младших школьников с интеллектуальными нарушениями в развитии

Презентация по экологическому воспитанию для учащихся начальной школы...