Конспект урока педагогики "Как понимать друг друга без слов?" + раздаточный материал
план-конспект занятия (2 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: формирование представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, позы, прикосновения), необходимые для эффективной коммуникации, формирование умения понимать друг друга без слов.

Планируемые результаты

Предметные:

          -знать понятие «невербальное средство общения»;

          - показать значимость владения невербальными средствами общения для эффективной коммуникации в жизни ученика;

          - построить простейшие приёмы, помогающие ученику овладеть простейшими навыками понимания других без помощи слов.

           Личностные:

           -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 25.10.2019г                                                                                                  ФИО учителя: …..

Школа: № 95                                                                                                                               ФИО студента: Лунькова Д.

Класс: 2                                                                                                                      ФИО методиста: Мирзоян Р.В.

Кабинет: 303

Конспект урока по педагогике

Тема: «Как понимать друг друга без слов»

Цели деятельности учителя: формирование представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, позы, прикосновения), необходимые для эффективной коммуникации, формирование умения понимать друг друга без слов.

Планируемые результаты

Предметные:

       - знать понятие «невербальное средство общения»;

       - показать значимость владения невербальными средствами общения для эффективной коммуникации в жизни ученика;

       - построить простейшие приёмы, помогающие ученику овладеть простейшими навыками понимания других без помощи слов.

        Личностные:

        -осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал, видеофрагменты.

        

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап

самоопределения к деятельности

С: слово учителя.

1 мин.

Здравствуйте, давайте познакомимся. Меня зовут Диана Владиславовна. А я не знаю, ученики какого вы класса и какой школы. Расскажите мне.

-слушают учителя

Р.: организовывать рабочее место. 

П.: воспринимать речь учителя.

II. Актуализация

знаний и мотивация

С: слово учителя; ответы на вопросы.

3 мин.

-Мы народ какой страны? Как обычно у нас приветствуют друг друга?

-А сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом и со мной, как разные народы стран.

-Японцы – приветствуют друг друга поклонами.

- Маори из Новой Зеландии здороваются с помощью традиционного жеста хонги, для которого двум людям необходимо прижаться друг к другу носами и лбами.

- В Саудовской Аравии люди используют рукопожатие.

- Жители Малайзии соприкасаются пальцами обеих рук, а потом прикладывают ладони к сердцу. 

-Присаживайтесь. Использовали ли мы слова, когда приветствовали?

-А что каждый народ с помощью таких жестов приветствия хотят передать своему товарищу, другу, соседу, человеку, которого они встретили?

-Конечно, с помощью этих жестов приветствия люди выражают свое уважение, хорошее отношение к партнеру.

-России, рукопожатием

Приветствуют друг друга

-нет

-вежливое и доброжелательное отношение

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

III. Постановка

учебной задачи

Н: видеофрагмент

С: учебный диалог

5 мин.

-Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма и ответьте на вопросы:

1. В хороших ли отношениях Том и Джерри? Как вы это поняли?

2. Разговаривают ли между собой герои?

-Верно, они не разговаривают, тогда как вы поняли, как они относятся друг к другу?

-Ребята, а хотите ли вы, чтобы Том и Джерри помирились и стали понимать друг друга?

-А как они будут понимать друг друга, если они не разговаривают?

-А какие средства общения существуют еще кроме мимики и жестов?

-Я вижу вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам предстоит разобраться в этом, а также помирить Тома и Джерри, научить их понимать друг друга.

-Как вы думаете какая тема нашего урока?

-Сформулируйте цель нашего урока?

-нет, они часто ссорятся

-нет

-потому что они постоянно дерутся, значит они в плохих взаимоотношениях

-жестами, мимикой

-Как понимать друг друга без слов

-Узнать какие средства общения без слов существуют

К: аргументация своего мнения и позиции  

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

С: учебный диалог

П: задание

С: учебный диалог

С: учебный диалог

П: задание

С: учебный диалог

15-20 мин.

-Ребята, давайте создадим памятку для наших героев, чтобы они не забывали средства общения без слов.

-Тема нашего урока «как понять друг друга без слов», я думаю, что это длинное название для нашей памятки, ее можно назвать короче, «невербальное общение».

-Ребята, как вы думаете, что такое «невербальное общение», почему мы решили заменить нашу тему урока именно на такое название памятки.

-Невербальное общение- это общение без помощи слов.

-Но также, ребята, существует вербальное общение. Как вы думаете, какое это общение?

-Вербальное общение- это общение с помощью слов.

-Ребята, а кого и как мы можем понять без слов в повседневной жизни?

-Том и Джерри должны овладеть разными средствами общения, но без слов. Сегодня вы поможете им это сделать, чтобы они стали лучше понимать друг друга.

-Разделитесь на 9 групп. С каждой группы мне нужно по 1 человеку.

-Один становится спиной к классу, другой – на спине рисует геометрическую фигуру. Задача первого, понять какая это фигура.

-Как первый понял, какую фигуру ему нарисовали?

- С помощью чего один человек передал информацию другому, ведь они не сказали ни единого слова друг другу?

-Выполните задания в группе. Научите Тома (Джерри) правильно выражать с помощью прикосновений свое дружелюбие, доброе отношение к Джерри (Тому).

-Что у вас получилось?

-Мы успешно прошли эту станцию. (открывай прикосновение)

Но вот незадача, чтобы пройти дальше, нам нужно пройти через стражу.

-Мне передали информацию.

Жестами показываю предложение: Ваш ответ на лице.

-Поняли ли вы, что я вам показала?

-С помощью чего я передавала вам информацию?

-А хотите узнать?

-Давайте вместе разберемся. На что похожи эти жесты?

-Так что же сказала нам стража?

-Что вы сейчас делали?

-А какие еще есть жесты? Только ли эти?

-А как можно с помощью жестов выразить свое отношение к человеку?

-Добавляем следующий компонент «Жесты»

-Вернемся к тому, что сказала нам стража. Вы догадались, что это значит?

-Как мы с помощью лица, можем понять друг друга, наше настроение, наши чувства?

-Как это называется? Дайте определение слову «мимика»?

-Мимика- это движение мышц лица, выражающие внутренне душевное состояние человека.

-Открываем следующий компонент – мимика.

-Сейчас прошу выйти к доске 5 человек. Ваша задача- вытянуть из коробочки листок, прочитать ту эмоцию, которая вам попалась и показать ее мимикой. (радость, грусть, удивление, страх, злость)

-И вот мы оказались на перепутье, чтобы выбрать правильный путь, нужно обратить внимание на позы героев. На какую дорогу свернули бы вы? Почему?

-Посмотрим на 1 героя, какую позу он принял? Верно, руки у него скрещены на груди, как вы думаете, что это значит?

-Да, таким образом человек показывает нам, что он не хочет с нами взаимодействовать.

-Обратите внимание на 2 героя, какую позу принял он? Верно, он смотрит в другую сторону, это значит, что человек думает о чем-то своем, не обращая на нас никакого внимания.

-А последний герой дорогу, к которому выбрали мы, принял позу, которой он хочет показать, что рад нас видеть и готов пропустить дальше.

-Какой следующий компонент нашей схемы?

-Да, это позы.

Слушают и анализируют

Делятся на 3 команды

Высказывание детей

Родители, друзья, учитель

Слушают и анализируют

-прикосновения

-Положительные: поглаживание, поцелуй, объятия

Отрицательные: удар, толчок

-нет

-с помощью жестов

-да

-Ваш ответ- на вашем лице

Высказывание детей

-Мимика

-с помощью мимики

Высказывание детей

Слушают и анализируют

-На 3, потому что человек открыт к нам

-Скрещенные руки, он закрыт от нас

-Он смотрит в сторону, не обращая внимания на нас

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

Динамическая пауза

П: выполнение двигательных упражнений

1 мин.

     Прогулка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

(Присесть.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

(Потянуться вверх руками, встав на носки.)

Дружно хлопаем.

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

Выполняют двигательные упражнения.

Личностные -установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

П: работа с карточками.

5 мин.

-Рассмотрите рисунки на доске и соедините с подписями.

-На доске изображены 4 лица с разным выражением и слова «грусть», «радость», «горе», «удивление».

- А теперь, попробуйте оценить работу вашего товарища без слов, только мимикой – выражением лица или жестом показать своё отношение к ответу.

-Жестами и мимикой покажите:

а) Вы в другой стране, язык которой вы не знаете. Спросите, который час. Как вы это сделаете?

б) Только мимикой изобразите ребёнка, который ест невкусную кашу.

-Только мимикой:

в) Неожиданно Вам подарили огромную коробку конфет.

г) Вы получили 5!

д) Вас обидел Ваш друг

е) Вдруг исчез учитель.

-Какие чувства выражали ваши лица?

Один ученик соотносит карточки.

Отвечают на вопросы

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

П: работа с карточками

5 мин

-У каждого из вас лежит карточка с двумя столбцами. Вам необходимо соотнести понятие и что оно означает.

Мимика

это движения различных частей тела, которые сопровождают речь человека.

Жесты

Касание чего-либо.

Поза

выразительные движения мышц лица, один из способов проявления чувств человека

Прикосновение

положение тела, головы, ног, рук.

        

Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Включение в систему знаний

С: слово учителя;

обобщение.

5 мин.

-Ребята, вы только что выполнили самостоятельную работу, теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите, как вы соединили столбики.

-Переверните карточки и проговорите определения друг другу, не подсматривая.

-Ребята, посмотрите фрагмент мультфильма. (Том и Джерри мирятся)

-Что же произошло с Томом и Джерри?

-Верно, а как вы думаете, почему же они помирились?

-А как же еще можно назвать общение без слов?

Взаимопроверка.

-Они помирились

-Они научились понимать друг друга без слов

-Невербальное общение

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

VIII. Рефлексия

С: самоанализ.

3 мин.

-Вы большие молодцы, ребята, вы смогли примирить Тома и Джерри, а также и сами узнали много нового.

-Ребята, давайте теперь вспомним тему нашего занятия.

-Какую цель мы ставили? Достигли ли мы её?

-Что вы усвоили на занятии?

-Отлично!

А сейчас, я предлагаю снова оценить свое отношение к уроку с помощью мимики, жестов.

Молодцы! Спасибо за урок!

Оценивают свое отношение к уроку.

Р: анализировать проделанную

работу.



Предварительный просмотр:

Невербальное общение

Мимика

Жесты

Прикосновения

Поза


Мимика

это движения различных частей тела, которые сопровождают речь человека.

Жесты

Касание чего-либо.

Поза

выразительные движения мышц лица, один из способов проявления чувств человека

Прикосновение

положение тела, головы, ног, рук.

Положительные прикосновения

Отрицательные прикосновения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из природного материала. Бабочка"

Данный материал содержит конспект урока и  конструкционную карту, соответсвующую данному уроку....

Конспект урока "Сочетание антонимов с другими словами"

Урок по УМК "Начальная школа XXI века" во 2 классе по русскому языку...

Конспект урока на тему:"Нет друга – ищи, а нашел - береги». Звук [и], буквы И,и" 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему:"Нет друга – ищи, а нашел - береги». Звук [и], буквы И,и" 1 класс...

конспект урока \'\'Натуральный ряд и другие числовые последовательности\'\',3 класс,УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Натуральный ряд и другие числовые последовательности'',3 класс,УМК ''ПНШ''...

Урок математики в 1 классе с использованием раздаточного материала "Палитра"

Урок математики в 1 классе. Ребята делятся на группы, у каждой набор "Палитра", с помощью которого проходит самопроверка вычислительных навыков....

Конспект урока "Как люди общаются друг с другом". 1 класс

Цель уроков родного русского языка творчески отнестись к новому учебному предмету. Помимо знаний общеучебного характера, развития речи, дети на каждом уроке работают линейкой с геомтерическими трафаре...