Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное развитие младших школьников»
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание стать помощником и наставником детям явилось определяющим. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят:
- учитель
- руководитель
- участник
- советник
- товарищ
- наблюдатель
Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vasileva.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева И.В.
Опыт работы по теме:
«Духовно-нравственное развитие
младших школьников»
«Мыслить, творить, страдать, радоваться, любить сердцем…»
Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание стать помощником и наставником детям явилось определяющим. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят:
- учитель
- руководитель
- участник
- советник
- товарищ
- наблюдатель
Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель развивающейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Ведь именно педагог может стать объединяющей силой, поддержкой и для родителей, и для детей.
Цель современного образования: поддержка и становление развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Целью своей работы я определила: эффективное содействие становлению и развитию духовно-нравственного, ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.
Мои задачи как учителя, классного руководителя следующие:
1. В области формирования нравственной культуры.
- реализация творческого потенциала обучающихся;
-укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях;
- формирование основ морали, нравственного самосознания личности (совести);
- способствование принятию обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом культурных особенностей и потребностей семьи.
2. В области формирования социальной культуры.
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;
- формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
3. В области формирования семейной культуры.
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи.
Направления работы духовно-нравственного развития учащихся класса представлены на слайде:
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
2. Нравственное и духовное воспитание.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
4. Интеллектуальное воспитание.
5. Здоровьесберегающее воспитание.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
8. Правовое воспитание и культура безопасности.
9. Воспитание семейных ценностей.
10. Формирование коммуникативной культуры.
11. Экологическое воспитание.
В организации духовно-нравственного воспитания использую следующие подходы:
- Системный, который реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
- Деятельностный, который проявляется в организации жизнедеятельности учащихся, наполненный разнообразными делами;
- Личностно - ориентированный, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности.
Направление «Гражданско-патриотическое воспитание».
Организуя работу по данному направлению, стараюсь создать условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции.
Использую следующие формы и приёмы работы с обучающимися: экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, участие в школьных патриотических акциях, игры, конкурсы.
Приведу пример некоторых мероприятий, проведенных в классе:
2015г. – Великий праздник в нашей стране это День победы. И конечно, годы ВОВ необходимо всегда помнить, изучать историю наших поражений, трудностей и побед. Изучения данного материала на уроках обогащаю материалом внеклассных мероприятий:
- классные часы «Чтим и помним подвиги
своего народа», «Пока помнят наши сердца»; - урок мужества «На войне детей не бывает»;
2016г – внеклассное мероприятие «Оборона Мурманска»;
Одним из ярких мероприятий стала работа над коллективным проектом «Герой в моей семье». Работа с архивами объединила и детей и родителей, а результатом явилась рукописная книга, как память о героях войны.
В 2016 году ученица моего класса Орловская Екатерина участвовала во Всероссийском литературном конкурсе «История моей семьи» эколого-патриотического проекта «Лес Победы». Екатерина написала сочинение о героях своей семьи.
2017г - Белые голуби всегда являлись символом мира и добра. С 1981 года 21 сентября объявлен Днём мира. Со своими учениками участвовали в флешмобе «Голубь мира»
Ребята подрастают и начинают интересоваться не только историей России, но и задумываться о её будущем. По инициативе Общероссийского народного фронта при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации с участием Президента РФ В.В. Путина совместно с МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ России прошел Всероссийский конкурс «Россия устремленная в будущее» «Россия-2035». Ученики моего класса стали победителями заочного этапа в номинации «Рисунок»
Направление «Нравственное и духовное воспитание».
В данном направлении работаю над - формированием у учащихся основ нравственности и морали; укреплением позитивной самооценки, самоуважения и оптимизма; принятием обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формированием способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Использую следующие формы и приёмы работы с обучающимися: этические беседы, классные часы, библиотечные уроки, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры, участие в конкурсах, выполнение проектов различных уровней.
Когда я только пришла к этим детям в 1 классе, сплочение ребят и создание коллектива – первое, что было необходимо. Конечно, лучше всего объединяет совместная деятельность. Мы с ребятами организовали работу по созданию альбома «Наш дружный класс!», где каждый ученик класса на своей странице рассказывал о себе (в картинках, прозе, стихах, фотографиях). За время работы над данным проектом ребята стали дружнее, преодолели барьеры в общении, сформировалась доброжелательная атмосфера. В результате - в классе нет драк и серьезных конфликтов.
Один их многочисленных классных часов мы посвятили изучению понятия «личность», где от выяснения значения слова «личность» дошли до осознания того, что возникновение и развитие личности возможно только благодаря жизни человека в обществе. А семья – это первый и очень важный устойчивый коллектив в жизни каждого ребёнка.
В данном направлении важна воспитательная работа, направленная на укрепление тех семейных традиций, которые передаются из поколения в поколение и будут вспоминаться на протяжении жизни, как самое яркое, доброе, светлое.
Для закрепления знаний по семейными традициям и развития творческого мышления был реализован проект «Родословная моей семьи». Результатом данной работы явилось развитие интереса к истории своей семьи, установление доверительного контакта в семьях, воспитание эмоционально-позитивного отношения к себе и семье.
Следующий шаг в изучении родословной явилось изучение понятия геральдики, поиск родовых гербов, или их разработка с учётом уже полученной информации о семье. Такая творческая работа способствует сплочению членов семьи, подчеркивать преемственность поколений рода. -
Совместно с педагогом-библиотекарем нашей школы была проведена беседа по теме «Семья – прибежище души». Цель данного мероприятия - возрождение нравственно-этических норм семейного уклада.
В городской библиотеке Снежногорска прошло мероприятие «Семью сплотить сумеет мудрость книг» направленное на возрождение семейного чтения, повышения нравственной составляющей семьи.
В январе 2018 года мои ребята участвовали в традиционном муниципальном рождественском фестивале проектов обучающихся, разработанных в рамках изучения учебного курса «ОРКСЭ», где представили коллективную работу «Дорога добра»
Направление «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству».
Работая в данном направлении, стараюсь сформировать жизненно важные трудовые навыки, привить уважение к труду, творчеству и созиданию, развиваю целеустремлённость и настойчивость, воспитываю уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом, учить бескорыстию, благотворительности.
Формы работы с классом в направлении «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству» представлены на слайде (участие в выставках, конкурсах поделок и рисунков, выполнение индивидуальных поручений, общественно-полезный труд, участие в проектной деятельности и т.д. ).
Хочу остановиться на отдельных мероприятиях проведенных мною за период работы с данным классом:
В нашем городе ежегодно проводится конкурс детской и семейной «Рукописной книги». Я помню, как и сама еще школьницей участвовала в нем. И сейчас вместе с ребятами моего класса ежегодно участвуем в этом мероприятии. В процессе подготовки мы подключаем и родителей. И ребята в совместной работе с родителями быстрее осознают важность и социальную значимость труда, развивается трудолюбие.
Ученики моего класса ежегодно участвуют в муниципальном конкурсе рисунков «Азбука профессий».
Есть мероприятия, которые ежедневно, незаметно воспитывают любовь к труду, уважение к людям труда и продуктам их деятельности. Конечно, все такие мероприятия и не перечислить, некоторые из них представлены на слайде.
Направление «Интеллектуальное воспитание».
Работая в данном направлении, оказываю помощь в преодолении трудностей в различных видах деятельности, способствую развитию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной внеклассной деятельности. В работе с обучающимися воспитываю осознание ценности знания не как самоцели, а как средство к развитию личности учащихся.
Формы работы с классом в урочной и внеурочной деятельности по направлению «Интеллектуальное воспитание» представлены на слайде (урок, беседы, разъяснения, примеры, игры, исследовательская и проектная деятельность, соревнования, классные часы, выпуск стенгазет, участие в предметных неделях, занятия в школьных внеурочных кружках «Вдумчивое чтение», «Моя малая Родина», « Умники и умница»
Есть одна замечательная традиция в нашей муниципальной системе образования - это научно-практическая конференция «Золотой росток». Мы с моими учениками ежегодно участвуем в ней. Нас волнуют такие темы, как «Время в жизни растений», «Время в жизни человечества», «Друг человек собаке или враг», «Игрушка своими руками – лучший подарок», «Создание мультфильма», «Польза Лего». Последнюю исследовательскую работу мы защищали на региональном уровне на конференции «Шаг в будущее».
Помимо очных конкурсов ребята участвуют и в заочных викторинах и конкурсах.
Направление «Здоровьесберегающее воспитание».
В данном направлении формирую у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, знакомлю обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье» представлены на слайде:
(спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы; - встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом; посещение спортивных соревнований; походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы; беседы и дискуссии на различные темы; тематические консультации для родителей; обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме).
Здоровьесбережение это важная часть воспитательной работы. С ребятами мы стараемся узнать о безопасности как можно больше. Для этого использую не только классные часы, но и исследовательские работы, встречи с представителями ГИБДД, прогулки по городу. Все эти мероприятия привели нас к созданию проекта «Безопасный путь домой», с которым мы выступили на научно-практической конференции «Золотой росток. Юниор».
Всем классом побывали в гостях у работников пожарной части города Снежногорск, где познакомились с работой пожарной команды, увидели технику, работающую на пожаре. Ребята рассказали пожарным о важности огня в жизни человека, рассказали правила пожарной безопасности и подарили заранее выполненные рисунки на тему «Огонь друг, огонь враг».
Мы с ребятами ведем здоровый образ жизни, соблюдаем режим дня, правильно питаемся, ходим в походы, участвуем в спортивных мероприятиях привлекая родителей.
Безусловно, достичь успехов в воспитании учеников помогают мне родители только тогда, когда они становятся моими союзниками во всех делах. Только мы вместе можем сделать жизнь наших детей интересной и содержательной. Родители моих учеников с удовольствием посещают школу, общаются, перезваниваются, и не отказываются от помощи учителю, школе, друг другу.
Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия; способности прощать ребенка. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости.
Я не останавливаюсь на достигнутом. Набирая детей, в 1 класс я наметила себе участие с ребятами в движении «Юнармия». Что такое юнармия я знаю. В моей жизни есть уже представители этого патриотического движения: моя супруг Владислав – руководитель юнармии в школе и моя дочь Вероника – юнармеец. Считаю, что работа с будущими юнармейцами должна уже вестись с 1 класса. Юнармия – это дисциплина, ответственность, организованность. Ребята с такими качествами будут применять их не только по жизни, но и в учебе.
А.С. Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»
Мастер-клас по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)
Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....
Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ». ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Родительское собрание. Лекция для родителей. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в семье...
Выступление на РМО по теме " Духовно - нравственное воспитание младших школьников" (презентация)
Духовно-нравственное воспитание современных школьников предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, развитие качеств: ...
Презентация для педсовета по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Диагностика по теме "Духовно- нравственное воспитание младших школьников"...