«Государственные символы России: гимн, герб и флаг»
методическая разработка (4 класс)

Иванова Оксана Николаевна

На основе знакомства воспитанников с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с историей родной страны, поэтому предлагаемая методическая разработка направлена на развитие у воспитанников  мотивации к познанию истории.

Ознакомление детей с символами своего государства - гербом, флагом, гимном - традиционно является одним из элементов воспитания воспитанников в духе здорового патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx280.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка

«Государственные символы России: гимн, герб и флаг»

Разработала: педагог доп. образования детей

МБУДО ДЮЦ «ЦДОД»

Иванова Оксана Николаевна

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме«Государственные символы России: гимн, герб и флаг»состоит из 3-х блоков:

  1. Государственный Герб.

 «Государственные символы России: герб. История и современность»;

  1. Государственный флаг.

«Государственные символы России: флаг». История и современность»

  1. Государственный гимн.

«Государственные символы России: гимн». История и современность»

Первые три блока предполагают детальное изучение государственной символики. Последний блок – обобщение и систематизация знаний, что позволяет воспитанникам самим попытаться создать символику кабинета, что развивает их творческие способности.Первый блок (первое занятие) можно приурочить ко Дню Конституции (декабрь), второй блок (второе занятие) – ко Дню рождения российского флага (январь), третий блок (третье занятие) – ко Дню родного языка (февраль).

На основе знакомства воспитанников с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с историей родной страны, поэтому предлагаемая методическая разработка направлена на развитие у воспитанников  мотивации к познанию истории.

Ознакомление детей с символами своего государства - гербом, флагом, гимном - традиционно является одним из элементов воспитания воспитанников в духе здорового патриотизма.

Патриотизм – она из характеристик всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Формирование патриотического сознания подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, так как детство и юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви и уважения к Родине.

В современной России одной из важных характеристик патриотизма является знание и уважение государственной истории, традиций, права. Поэтому значимым направлением гражданско-патриотического воспитания является приобщение воспитанников  к культурно-историческому наследию России через изучение государственной символики: на основе знакомства с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с отечественной историей.

Актуальность темы методической разработки  подтверждают официальные государственные документы, например, инструктивное письмо Минобразования РФ «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации», методические рекомендации по изучению государственных символов России в общеобразовательной школе «Символы российской государственности».

В занятиях используются компьютерные технологии (презентации) и игровые методы. Применение разных форм представления исторических материалов на занятиях (рассказ, иллюстрированный слайдами мультимедийной презентации, игровые задания с элементом соревновательности) даёт возможность воспитанникам на практике проявить свои способности, демонстрировать знания, умения и навыки. Использование игровых методов направлено на повышение эффективности формирования и развития ряда компетентностей воспитанников  и определяется психологическими возрастными особенностями и потребностями детей 12-13 лет, на которых и рассчитаны предлагаемые занятия.

Блоки (занятия)  подчинены следующим целям:

1.  Обеспечение усвоения, обобщения и систематизации воспитанниками знаний о государственной символике России;

2.  Воспитание чувства патриотизма, уверенности в своих силах, бережного отношения к государственной символике;

3.  Развитие умений выделять существенные признаки, самостоятельно работать с текстами, изображениями символики.

Задачи:

  • знакомство с историей и значением государственной символики России;
  • активизация знаний воспитанников о современных государственных символах России;
  • создание условий для формирования и развития информационной, творческой, коммуникативно-речевой, интеллектуально-познавательной, гражданской компетентностей воспитанников;
  • расширение тематики и разнообразие форм и методов обучения и воспитания;
  • закрепление и контроль полученных знаний о государственных символа России через выполнение игровых, тестовых  заданий.

Предполагаемые результаты:

  • ознакомление воспитанников с историей и значением государственных гимна, герба и флага России;
  • определение уровня знаний воспитанников о государственных символах страны, их отношения к российской символике;
  • практическое применение навыков публичного выступления, развитие информационной, интеллектуально-познавательной, коммуникативно-речевой компетентностей;
  • осознание воспитанников  своей сопричастности как граждан России к символам государства и их значимости как социокультурной ценности;
  • воспитание у воспитанников чувства уважения к государственной символике.

Блок  1. Государственный Герб.

    «Государственные символы России: герб. История и современность».

Оформление и оборудование:

  • выставка «Государственные символы России в повседневной жизни», плакаты с российской символикой;
  • мультимедийная презентация «Государственные символы: герб России. Страницы истории»,
  • карточки с игровыми заданиями.

Выступление, рассказ  по теме занятия иллюстрируются слайдами мультимедийной презентации «Государственные символы: герб России. Страницы истории»

Вступление.

Педагог:К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои:  герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.

Двуглавый орёл гордо парит над Россией уже более пяти столетий, показывая долгий путь страны от первых русских князей до могучей современной России.

Бело-сине-красный национальный флаг был торжественно поднят на первых русских кораблях, возвестил приход России на море.

Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда народы Советского Союза отстаивали независимость своей

необъятной Родины.

В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.

Педагог: В мире существует 193 государства, в которых говорят на почти 2000 языках около 6,5 миллиарда человек. У каждой страны есть свои отличительные знаки – государственные символы: герб, флаг и гимн. Эти символы имеют вековую историю.  Сегодня мы расскажем об истории российского герба. Поэтому вспомним: 1) что же означает слово «герб»? 2) как называется наука, которая изучает гербы?

Ответы воспитанников.

Правильные ответы:

  1. Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. В переводе с немецкого языка слово «герб» означает «наследство».
  2.  Геральдика – это раздел науки, изучающий гербы, их историю и описание.

Педагог:  На Руси самым древним символом власти является печать. Именно она стала первым отличительным знаком нашего государства.

В средние века на Руси люди не ставили под документами привычных для нас  подписей. Печать выполняла функцию удостоверения документа, сообщения о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать. Именно с момента приложения печати документ вступал в силу. Право пользования печатью обозначало право пользоваться властью, а неподчинение документу с печатью считалось тяжким преступлением.

Каждый русский князь владел своей печатью. На ней с одной стороны помещался знак князя. Фигура, изображавшаяся на этой стороне, понималась как изображение самого князя – обладателя печати. На оборотной стороне помещались символы, связанные лично с князем, например, святой покровитель обладателя печати.

Великий князь Иван III, объединивший в XV веке разрозненные русские княжества в единое государство, поместил на свою печать символы, которые стали считаться главными символами Русского государства. Изображение этой печати вы видите на слайде.

Слайд 1: печать Ивана III

На одной стороне печати Ивана III был изображён конный воин, пронзающий копьём змея. Он символизировал собой государя, победившего недругов. На оборотной стороне – двуглавый орёл с опущенными крыльями и короной на каждой голове. Он стал символом власти государя, царя, объединившего русские земли в единое государство, а также силы и независимости России.

Слайд 2: герб на печати Ивана III

Эта печать считается самой древнейшей, дошедшей до нас и датируется 1497-ым годом. Этот год и принято считать годом рождения российского герба.

В последующие века всадник и двуглавый орёл оставались главными символами в государстве. Изменялось только их изображение.

Слайд 3: изменения в гербе.

При Иване Грозном два символа совмещаются: щиток с всадником переходит на грудь орла. Двуглавый орёл выступает теперь как общегосударственный символ, а всадник – лишь как часть его.

Слайд 4: герб Алексея Михайловича Романова (XVII век ).

В середине 17-го века на государственных грамотах появляется печать, на которой крылья орла изображены поднятыми, а в его лапах – скипетр и держава. Такое изображение было закреплено на Большой государственной печати царя Алексея Михайловича в 1667 году. На этом гербе вы видите все элементы, сохранившиеся до наших дней: двуглавый орёл с поднятыми крыльями; в его лапах скипетр и держава; над головой орла три короны, на груди – всадник на щите».

Слайд 5: герб Петра I (XVIII век).

«Совершенно новый элемент в российский герб был внесён императором Петром I – это изображение орденской цепи ордена Андрея Первозванного, который в то время был высшей воинской наградой в России. Также был изменён и цвет орла – он стал чёрным.

После Петра I на протяжении XVII века история герба заключается в незначительных изменениях, которые вносили разные российские правители.

Слайд 7: герб Павла I (XVIII - XIX века).

Так, например, вы видите герб императора Павла I: исчезла орденская цепь, а щиток с всадником стал изображаться на фоне Мальтийского креста, четырёхугольного с раздвоенными концами.

Слайд 7: гербы Николая I (XIX век)

А вот такие два типа двуглавого орла существовали при императоре

Николае I.

Слайд 8: Большой и малый государственные гербы Александра III

 (XIX - XX века)

Значительные преобразования российская символика претерпела в середине XIX века. В России появились три государственных герба: большой, средний и малый. Они были утверждены императором Александром III и просуществовали вплоть до 1917 года.

На Большом Государственном гербе появились элементы, которых не было в прежних изображениях: главный элемент, щит с двуглавым орлом, увенчан изображением древнерусского шлема. По сторонам щита располагаются архангелы Михаил и Гавриил. Первый держит в руке пламенеющий меч. В верхней части герба – императорская корона и девиз «С нами Бог». По окружности герба как на печати Ивана Грозного располагаются щиты с родовым гербом Романовых и гербами царств и великих княжеств, названия которых входили в полный титул императора. Большой государственный герб соответствовал всем правилам геральдики, но получился тяжеловесным, что и определило его малую распространённость. Поэтому Малый герб, более всего походивший на старый герб империи, получил широкое распространение.

Слайд 9: герб Временного правительства (XX век).

После февральской революции 1917 года, когда в России была свергнута единоличная императорская власть, возникла необходимость в новом Государственном гербе и печати. На государственной печати Временного правительства России стали использовать изображение двуглавого орла без всех символов царской власти: корон, скипетра и державы, использовалось и после Октябрьской революции 1917 года, вплоть до принятия нового советского герба в 1918 году.

После Октябрьской революции в России появились совершенно новые символы. Первым символом новой Советской власти стала красная пятиконечная звезда, которая символизировала союз трудящихся пяти континентов в борьбе против капитализма, а её красный цвет был цветом революции. Затем государственными символами стали перекрещенные серп и молот, они означали союз рабочих и крестьян.

Слайд10: герб РСФСР (XX век).

В 1918 году была образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, и появился новый герб: на красном гербовом щите с фигурными краями располагались перекрещенные серп и молот, и лучи восходящего солнца. Эмблему окружали венцы из колосьев. Внизу под щитом располагалась надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Лучи восходящего солнца символизировали счастье и светлое будущее страны, золотые колосья – народные богатства, плодородие земли.

Слайд 11: герб СССР (XX век).

В 1922 году народы бывшей российской империи, создав свои республики, образовали единое государство: СССР – Союз Советских Социалистических Республик. У нового государства также появился герб. Он состоял из серпа и молота на фоне земного шара. Земной шар изображён в лучах солнца и обрамлён колосьями, перевитые красной лентой, с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках республик. Вверху герба – располагалась пятиконечная звезда.

Слайд 12: современный герб России

События XX века ознаменовались для мировой истории исчезновением СССР. Новый герб, утверждённый в 1993-ем году, перенял в незначительно изменённом виде основные элементы Малого государственного герба Российской империи: золотой двуглавый орёл на красном поле.

Что вы знаете о Георгии Победоносце?Ответы воспитанников .

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасна царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный дракон (змий), которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змия. Царь – отец девушки и его подданные убедились в силе христианской веры, крестились. Позже Георгий был признан святым. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на Российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла.

Главный элемент герба – двуглавый орёл. Он символизирует государственность России, её свободу и независимость от других стран. Две его головы говорят о единении всех народов, проживающих на территории России в двух частях света: Европе и Азии. Всадник, поражающий дракона – это символ защиты Отечества, борьбы добра со злом. Он говорит о готовности российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость».

Педагог:Вы познакомились с историей российского государственного герба. Хорошо ли вы запомнили наш рассказ? Мы предлагаем вам немного поиграть с нами и выполнить наши задания.

Воспитанники делятся на 2 команды и получают задания.

Первое задание:

На карточках перечислены элементы герба: у одной команды – герба с печати Ивана III, а у другой – герб Петра I. Вспомните, как выглядели эти гербы. Нужно исключить лишнее, зачеркнуть те элементы, которых на данных гербах не было.

1-й вариант: двуглавый орёл, скипетр и держава, царские короны, красная звезда, колосья, древнерусский шлем, всадник, поражающий копьём змея, восходящее солнце.

Правильный ответ: должно остаться – двуглавый орёл, царские короны, всадник, поражающий копьём змея.

2-й вариант: двуглавый золотой орёл, орден Андрея Первозванного, двуглавый чёрный орёл, серп и молот, древнерусский шлем, скипетр и держава, щит с всадником, земной шар.

Правильный ответ: должно остаться – орден Андрея Первозванного, двуглавый чёрный орёл, скипетр и держава, щит с всадником.

Второе задание:

На карточках слева нарисованы гербы России разных лет, справа проставлены даты. Нужно сопоставить изображение герба и время его существования (соединить стрелками) – карточка к заданию: см. приложение № 1.

Правильные ответы:

1-й вариант:

Герб Павла I

Герб СССР

Герб Петра I

Современный герб РФ

Герб Временного правительства

2-й вариант:

Герб на печати Ивана Грозного

Герб Александра III

Современный герб РФ

Герб Павла I

Герб РСФСР

Третье задание:     Игра «Собери герб».

Дидактический материал к уроку.

Составные части государственного герба:

- большой красный щит;

- золотой двуглавый орёл;

- короны с лентой;

- малый красный щит;

- Святой Георгий Победоносец;

- чёрный дракон (змий).

Каждой команде выдаются составные части герба.

Задача: Кто быстрее сложит герб в правильной последовательности.

Подведение итогов выполнения заданий.

Педагог:На этом знакомство с историей российского герба завершается.

Современный герб России – один из самых красивых в мире. В нём заключены честь, достоинство и слава России. Он отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии. Уважайте и берегите государственный флаг, знайте его историю и значения, как полагается настоящим гражданам страны.

До встречи на следующем занятии, посвящённом истории нашего флага».

Блок 2.  Государственный флаг.

«Государственные символы России: флаг». История и современность

(Звучит песня)ПЕСНЯ О РОССИИ

/МР 3 /  Музыка: В.Локтев

Слова: О.Высотская

 Посмотри, как всё красиво,

 Посмотри - простор какой.

 Точно мать, склонилась ива

 Над заснувшею рекой.

 Ветерок метнулся разом,

 Облаков прорвав кольцо.

 И ромашка жёлтым глазом

 Смотрит солнышку в лицо.

 Припев:

 Над Россией солнце светит,

 И дожди шумят над ней.

 /В целом свете, в целом свете

 Нет страны её родней,

 Нет страны её родней.-2р./

 Посмотри, леса какие

 И сады шумят кругом.

 Наша Родина - Россия

 Хорошеет с каждым днём.

 Видишь - яблони и сливы

 Вдоль дороги стали в ряд.

 О житье-бытье счастливом

 В русских сёлах говорят.

 Припев.

 И берёзку молодую,

 И кустарник, и траву, -

 Беззаветно всё люблю я,

 Всё я родиной зову.

 Хорошо костер походный

 На поляне разжигать,

 Хорошо в стране свободной

 Мне с друзьями подрастать.

 Припев.

Педагог:А что такое Родина для вас?

Ответы воспитанников:Родина – это страна, в которой ты родился и вырос.

Педагог:Как называется наша страна?

(Россия, Российская Федерация.)                            

Педагог:Верно, Родина у нас одна, и это Россия. Но как и у любого государства у нас есть свои символы. Кто знает, что является государственными символами Российской Федерации?                          

(Герб, гимн, флаг.)

Педагог:На прошлом занятии мы с вами познакомились с гербом России, а сегодня мы с вами познакомимся с флагом. Кто знает, что обозначает слово – флаг. Слово «флаг»-  греческого происхождения, от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг».

Педагог: Бело – сине – красный флаг появился при царе Петре 1.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, отношение ширины флага к его длине 2:3. Флаг состоит из одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного. Цвета флага выбираются не просто так. Красный означает отвагу, мужество, героизм. Синий цвет – это небо, верность. Белый – благородство, совершенство.

Под флагом солдаты идут защищать свою Родину. Флаг поднимается во время спортивных состязаний в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных мероприятий.

У вас на столах лежат полоски цветной бумаги. Они разного цвета. Вам нужно выбрать только необходимые цвета полосок,  и собрать флаг нашего государства.  (Дети работают)

Педагог:Мы гордимся нашим флагом, потому что он показывает, Россия страна мирная. Нашему флагу уже более трёхсот лет (показ).

Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, государственной думы и другими государственными учреждениями.

Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торгпредставами на судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета красивы в картинах природы, наиболее часто белые, синие и красные ткани использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белый собор и красные стены, башниМосковского Кремля. Нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского двора в Царском селе под Санкт – Петербургом.

История флага Российского.

Днём рождения флага считается 20 января 1705 года. В этот день Пётр I подписал соответствующий указ. С петровского же времени известен точный порядок полос на флаге, оно совпало с древним пониманием мира: внизу – физический, плотский; выше - небесный; ещё выше – мир божественный. Позже, в XIX веке, полосам придавали значение содружества трёх восточно – славянских народов – белорусов, украинцев и русских.

Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом, главным назначением стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли, села или городка.

В те времена даже счёт войска вели по количеству стягов: т.е. часть войска называлось стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – знамения. Так появилось слово “Знамя”.

Официально бело – сине – красный флаг был утверждён как государственный флаг России только накануне коронации императора Николая в II 1896 году

Что является самым главным флагом?

Самым главным флагом является штандарт Президента Российской Федерации – бело – сине – красное полотнище, с изображённым на нём гербом Российской Федерации.

Штандарт развивается над резиденцией Президента в Кремле, на знамёнах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках, на официальных государственных приёмах.

Подведение итогов

-Какой царь ввел бело-сине-красный флаг?

-Что означает красный цвет флага?

-Что означает синий цвет флага?

-Что означает белый  цвет флага?

-Где можно увидеть флаг России?

-Зачем нужен флаг?

т

Блок 3. Государственный гимн.

«Государственные символы России: гимн». История и современность»

Оборудование:  листочки с текстом гимна.

Педагог:Мы живём в России, в Российской Федерации. Наша страна большая и очень красивая.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны всё чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждёт от вас страна.

И подымай безумья вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

И может, от одной твоей руки

Зависит всё, что будущим зовётся.

 “Здравствуй, Двадцать первый!”

Нам в двадцать первом веке жить.

Прощай, наш век двадцатый!

Но также будем дорожить

Мы всем, что в жизни свято

Мы дорожим своей мечтой,

Своим путём, своей Землёй,

И самой трудной ношей,

И песнею хорошей.

Нам в двадцать первом веке жить,

И всё о чём мечтаем,

С тобою сможем совершить –

Мы это твёрдо знаем.

У нас с тобой всё впереди:

И песня новая в груди,

И молодость и сила,

И родина – Россия!

Третьим символом нашей страны  является гимн. Гимн в переводе с греческого языка «торжественная песнь».

В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания.

В отличие от других государственных символов – герба и флага – гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать.

В 1991г. Россия стала независимым государством. Уже в ноябре 1990г. встал вопрос о гимне России. В конце ноября был утверждён новый государственный гимн, но без слов. В основу нового российского гимна легло произведение М. И. Глинки с названием «Мотив национального гимна». В 1947г. были написаны слова поэтом А. Машистовым. 11 декабря 1993г. указом президента Б. Н. Ельцина был утверждён гимн Российской Федерации. Им стала мелодия М. И. Глинки, только без слов. С избранием в России нового президента, В. В. Путина, вопрос о гимне был решен. Текст гимна написал С. В. Михалков, а музыка осталась от гимна СССР, автором которой является А. В. Александров.Мелодию Государственного гимна написал известный композитор и хоровой дирижер Александр Васильевич Александров. Впервые она прозвучала еще в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.

Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утверждённым текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случаях. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы. Гимн был утверждён 30 декабря 2000г.

Патриарх Алексий II 7 декабря 2000 года высказался о вновь вводимом гимне следующим образом:

«Символика государства должна отражать нашу историю — и дореволюционную, и послевоенную», — считает предстоятель Церкви. Именно этот принцип, по его мнению, положен в основу предложенного президентом РФ варианта государственной символики. С одной стороны, сказал Патриарх Алексий, — флаг и герб, которые отражают дореволюционную историю, с другой — музыка Александрова, которая «помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать её из разрухи в послевоенный период»

Исполнение гимна допускается в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом или ином вокальном и инструментальном варианте с точным соответствием утверждённой музыки и текста.

- Когда гимн можно услышать?

Каждое утро и ночью в радио эфире, гимн исполняется при открытии торжественных заседаниях при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх.

-Как надо слушать  гимн?

 Стоя.  (Прослушивание гимна Р.Ф.)        

Задание.  «Тебе, моя Россия, хвалебные гимны пою…»

I. Тест «Гимн»

1. Поэт Г.Р. Державин и композитор О.А. Козловский были авторами:

а) гимна-марша «гром победы, раздавайся»;

б) «Преображенского марша»;

в) русского духовного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе».

2. Инициатором создания собственного национального гимна российской империи был:

А) Александр I

Б) Николай I

в) АлександрII.

3. Национальный гимн России «Боже, царя храни!» был создан:

А) В.А. Жуковским и А.Ф. Львовым;

Б) М.М.Харасковым и Д.С. Бортнянским;

В) К.Д. Бальмонтом и А.Т. Гречаниновым

4. Нозовите государственный гимн Советской России в 1918 –1943 гг:

А) «Марсельеза»;

Б) «Гимн партии большевиков»;

В) «Интернационал».

5. Автором слов современного государственного гимна России является поэт:

А) А. Вознесенский;

Б) С. Михалков;

В) В. Лебедев- Кумач.

6. Современный государственный гимн России утвержден на музыку композитора:

А) А. Александрова;

Б) М. Глинки;

В) А. Пахмутовой.

ОТВЕТЫ:

1.а, 2.б, 3. б, 4. а,5.б,  6. а

Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление

1. Педагог: Как называет Сергей Михалков Россию в гимне?
Воспитанник: Священная наша держава; любимая наша страна;

2
 Педагог: Каким называется Отечество в гимне?
Воспитанник: Отечество наше свободное, братских народов союз вековой.

Педагог: Гордимся ли мы своей страной?
Воспитанник: Мы гордимся тобой!

Ссылки.

Голованова М. П.; В. С. Шергин. Государственные символы России. — Росмэн-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Государственные символы России"

Открытое мероприятие в 3 классе по теме "Государсвенные символы России" подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....

О гимне, гербе и флаге.

Материалы содержат информацию для провеления мероприятия о гимне, гербе и флаге....

Государственные символы России (флаг, гимн, герб).

Целью данного мероприятия является: Развивать позновательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства; фор...

Государственные символы России: флаг, герб, гимн

Урок по ознакомлению учащихся с государственными символами России с использованием ЭОР....

Государственные символы России: флаг, герб, гимн

Урок по ознакомлению учащихся с государственными символами России с использованием ЭОР....

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"...