Материал выступления на Методическом объединении "Использование национально-регионального компонента "
статья

Илларионова Наталья Николаевна

Материалы доклада о значимости использования национально-регионального компонента в работе с детьми в студиях художественно-эстетическкого направления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование национально-регионального компонента

Выступление на МО художественно-эстетической направленности

Воспитатель ГПД Илларионова Н.Н.

Актуальность использования НРК на занятиях эстетической направленности.

Национально-региональный компонент (НРК) государственного образовательного стандарта разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с учетом основного направления модернизации общего образования и является основой для разработки плана воспитательной работы учреждений образования.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом во внеурочной деятельности несёт очень большой объём знаний: история государства, история родного края, история своей семьи, информация о народах России, природе родного края, культурное наследие и т.д.

Под национально-региональным компонентом (далее НРК) понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, природно-экологическое своеобразие, региональную специфику развития.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине. Опираясь на знания детей, нужно углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур народов, живших и живущих на территории области.

На этом пространстве он начинает осознавать себя представлением своего народа, частью окружающего его мира. Поэтому первоначальное знакомство с историей как предметом целесообразно начинать с истории родного города, села, улицы и семьи. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное.

Как педагог, я не случайно обратилась к проблеме использования НРК во внеурочной деятельности. Анализируя работу педагогов дополнительного образования, пришла к выводу, что  имеющийся небольшой объем материала о родном крае, о малой родине, недостаточен и носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории нашей области, ее прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Организация внеурочной деятельности

с учетом национально-регионального компонента.

Работа состоит из пяти основных направлений:

  • спортивно-оздоровительное,
  • художественно-эстетическое,
  • научно-познавательное,
  • военно-патриотическое,
  • проектная деятельность.

В данный момент мы говорим о художественно-эстетическом направлении, поэтому в первую очередь – это изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество (рисунки, поделки, изготовление макетов национальной одежды и домашней утвари, изготовление национальных костюмов для выступлений, презентаций). Кроме того, это еще и хореография (изучение и постановка русских народных танцев, танцев народов России), вокал (песни народов России, песни на стихи местных авторов, песни на семейную тематику), изучение родного языка, литературное творчество на родном языке, изучение истории, культуры и быта народностей, населявших наши земли много сотен лет назад, соотнесение артефактов прошлого и настоящего, театральные постановки, зарисовки на тему родины, семьи, природы и проч.

А также очень важно участие в культурных мероприятиях страны, республики, города, района, обмен опытом, трансляция собственных умений и навыков, пополнение методической копилки. Это дает возможность чувствовать себя причастным к написанию современной истории государства, республики, города, семьи, ощущать себя значимой частью огромного, такого большого и разнообразного мира.

Темы воспитательных мероприятий с учетом национально-регионального компонента:

«Я живу в России»

«Страна, в которой мы живем. Что мы знаем о народах России»

«Моя малая родина»

«Чувашия – любимая республика»

«Национальный чувашский орнамент»

«Достопримечательности нашего города»

Моя семья – моя радость»

«Земля – наш общий дом»

«Все профессии хороши – выбирай на вкус»

«Человек среди людей»

«Дружба – чудесное слово»                и другие.

В проектной деятельности в рамках воспитательного плана работы ДТО также можно использовать приведенные выше темы.

Обращение к педагогам

Ну и напоследок, в работе с детьми, обучая, воспитывая и развивая, не забывайте о дружеском общении, взаимопонимании, поддержке, сотрудничестве.

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Я твердо верю в это. Вера – двигает горы... Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый – независимо от семейных условий – сын или дочь большой и сильной страны!

Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.

Никогда не падайте духом!

У Вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)

коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....

Методические рекомендации по проведению национально-регионального компонента (Челябинская область) во внеурочное время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется в образовательном учр...

Методическое пособие "Дидактический материал для 1 класса по русскому языку и математике с использованием национально - регионального компонента"

Данное методическое пособие, разработанное на основе регионального материала, помогает осуществить реализацию федерального компонента образования ...