Программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса школы 8 вида "Малая моя Родина"
рабочая программа (4 класс)

Черняева Ирина Михайловна

Программа занятий внеурочной деятельности "Малая моя Родина" разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в рамках нравственного напавления в 4 классе.

Цель программы: Создание условий для воспитания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начал патриотизма и гражданственности.

Программа расчитана на проведение  1 часа в неделю, 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malaya_moya_rodina_4_klass.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа занятий внеурочной деятельности «Малая моя Родина» разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в рамках нравственного направления в  4 - А классе МКОУ «Школа « 75».

Актуальность.

Проблема формирования нравственных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в настоящее время. Основная задача в работе с такими детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции.

Многие из детей не знакомы с историей своих семей, не знают истории своего края, не видят связь истории своей семьи с историей страны. Программа внеурочной деятельности «Малая моя Родина» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории города, пробудить в них интерес к изучению истории своей Республики, пробудить дух патриотизма.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Программа предполагает формирование понятий о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.

Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

Цель программы:

- Создание условий для воспитания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начал патриотизма и гражданственности.

Задачи программы:

- Расширение представлений о своей малой Родине;

- Воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

- Воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, родному дому, школе, городу;

- Формирование и расширение бережного отношения к родной природе и всему живому.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

Программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Малая моя Родина» составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Программа внеурочной деятельности «Малая моя Родина» предназначена для обучающихся 4 класса, в котором обучаются дети с легкой степенью УО – 11 человек. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания.

Режим занятий:

Общее количество часов в год

Количество занятий в неделю

Продолжительность одного занятия

Время проведения

34

1

  Продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПин, т.е. 35 - 40 минут.

Четверг

15. 00 – 15.40.

Данная программа реализуется через следующие виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, трудовая.

              Формы работы: игры, беседы, наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий, обсуждение заданных ситуаций, просмотр и обсуждение презентаций,  конкурсы загадок о животном и растительном мире родного края,  конкурсы рисунков,  экскурсии с различной тематикой,  викторины и т.д.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Малая моя Родина»

 Личностные результаты:

- ценностное отношение и любовь к близким, школе, своему городу, своей малой Родине;

- развитие нравственных качеств, творческих способностей;

- ценностное отношение к Родине, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

- знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;

- ценностное отношение к природе.

Предметные результаты:

- формирование представлений обучающихся о родном крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, края;

- освоение основ элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

- развитие интереса к народным праздникам и важнейшим событиям в жизни города, района;

- развитие стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Малая моя Родина».

В ходе реализации программы учащиеся должны знать:

Минимальный уровень

Допустимый уровень

- имена и отчества родителей;

- элементарные правила поведения и общения в семье и школе;

- безопасную дорогу в школу и домой;

- свой домашний адрес;

- название своего города, республики;

- названия растений и животных;

- основные признаки времен года.

- названия русских и удмуртских национальных блюд;

-название города, улицы, где ребенок живет;

-основные достопримечательности;

-название животных и растений;

-праздники;

-историю своей семьи, семейные традиции

- имена и отчества родителей, бабушек, дедушек;

- правила поведения и общения в семье и школе;

- названия некоторых улиц города;

- историю школы;

- название города, республики и некоторые достопримечательности города;

- символы нашей республики;

- виды народных промыслов;

-значимые даты и события города;

-достопримечательности города;

-символику;

-традиции и культурное достояние города;

-историю народа;

-имена знаменитых соотечественников;

Должны уметь:

Минимальный уровень

Допустимый уровень

- соблюдать правила поведения в школе и дома, на природе, в общественных местах;

- любить свою семью, школу, Родину;

- с уважением относиться к старшим;

- выполнять обязанности дежурного: мыть доску, протирать стол в столовой, протирать пыль;

- в согласии делать общие дела.

-донести сведения о своем роде, своей семье;

-ценить красоту и богатство родной природы;

-рассказать народные сказки.

- соблюдать правила поведения в школе и дома на природе, в общественных местах;

- радоваться успехам друзей;

- заботиться о младших членах семьи;

- помогать родителям, выполнять домашние дела;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- бережно относиться к родной природе, родному городу.

-находить на карте свой город;

-растения и животных родного края

-находить на карте свой город;

-рассказать основные исторические события;

-рассказать о соотечественниках, прославивших город;

-рассказать о культуре своего народа

Календарно – тематическое планирование. 4 класс.

№ п/п

Форма и тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Урок – путешествие «Школа, здравствуй!»

 

Организация урока – праздника, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе после летних каникул.

05.09.

2

Сюжетно – ролевые игры «Я в классе и школе».

Организация сюжетно – ролевых игр с целью развития у учащихся мотивов сотрудничества и толерантности. Игры «Кто я?

 « Кораблекрушение» и т. д.

12.09.

3

Проект «Школа – наш дом».

Защита проекта с целью вовлечения учащихся в жизнь школы и привития интереса к изучению истории школы.

19.09.

4

Конкурс рисунков «Моя дружная семья».

Конкурс рисунков о своей семье, составление устного рассказа о членах своей семьи.

26.09.

5

Час общения «Профессии моих родителей».

Организация беседы с целью расширения представлений детей о различных профессиях.

03.10.

6

Устный журнал «Осень в родном краю».

Знакомство с стихотворениями удмуртских поэтов об осени. Ф. Кедров «Снова осень», А. Леонтьев «Ветер, листья мои пожалей» и другие.

10.10.

7

Беседа «Удмуртия – Родина моя».

Беседа с целью развития познавательного интереса к своей Родине, просмотр и обсуждение презентации об Удмуртии.

17.10.

8

Беседа «Ижевск – город оружейников.                                    

Знакомство с историей возникновения города Ижевска.

24.10.

9

Игра «Тайны живой природы».

Организация игры в форме состязаний двух команд с целью воспитания бережного отношения к природным  богатствам Удмуртии.

31.10

10

11

Игра  - путешествие «Мой родной город».

Беседа «Главная площадь Ижевска».

Организация игры -путешествия по станциям: «История», «Транспорт», «Достопримечательности»,

«Творческая» с целью воспитания активной жизненной позиции.

Беседа по данной теме.

07.11.

14.11.

12.

Урок – презентация «М. Т. Калашников».

Просмотр и обсуждение презентации.

21.11.

13

Час общения «Считаете ли вы себя патриотом?»

Беседа – знакомство с понятием

«патриот», диспут «Кого можно назвать патриотом?»

28.11.

14

Устный журнал «Песня – душа народа».

Прослушивание и обсуждение русских и удмуртских народных песен.

05.12.

15

Экскурсия - наблюдение «Зимний город».

Организация экскурсии – наблюдения с целью выявления изменений в городе зимой.

12.12.

16

Игра – путешествие «Ты помни – мира не узнаешь, не зная края своего».

Организация игры - путешествия по станциям «Игровая», «Сказочная», «Угадай – ка», «Переводчики».

19.12.

17

Животный и растительный мир Удмуртии в загадках.

Конкурс рисунков о животном и растительном мире Удмуртии.

26.12.

18

Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

Просмотр и обсуждение презентации.

09.01.

19

Беседа «Великий русский композитор П. И. Чайковский».

Организация беседы с целью ознакомления учащихся с жизнью П. И. Чайковского».

16.01

120

Экскурсия «Главная площадь Ижевска».

Организация экскурсии на Центральную площадь.

23.01.

21

Урок – презентация «Символы Удмуртии».

Просмотр и обсуждение презентации.

30.01.

22

Беседа «Известные спортсмены».

Организация беседы с целью ознакомления учащихся с именами известных спортсменов: Г. Кулакова, Т. Тихонова и т. д.

06.02.

23

Викторина «Люби и знай свой край».

Организация викторины с целью обобщения и систематизации знаний учащихся о своей Республике.

13.02.

24

Русские народные игры.

Разучивание русских народных игр.

20.02.

25

Удмуртские народные игры.

Разучивание удмуртских народных игр.

27.02.

26

Экскурсия – наблюдение «Современный Ижевск».

Организация экскурсии по улице Карла Либкнехта.

05.03.

27

Конкурс рисунков «Ижевские зарисовки»

Организация конкурса рисунков с целью привития любви к родному городу.

12.03.

28

Беседа «Полезные ископаемые Удмуртии».

Организация беседы с целью ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, добываемыми в Удмуртии – нефтью, торфом и т. д.

19.03.

29

Устный журнал «Кто живет рядом с нами?»

Знакомство с разными народами, населяющими Удмуртию, привитие уважительного отношения к культуре разных народов.

02.04.

30

Игра «Узнай птицу по описанию».

Организация игры с целью систематизации знаний учащихся о перелетных птицах.

09.04.

31

Беседа «Их именами названы улицы нашего города».

Организация беседы с целью ознакомления учащихся с историей улицы Татьяны Барамзиной.

16.04.

32

Урок – презентация «Этих дней не смолкнет слава».

Просмотр и обсуждение презентации о Великой Отечественной войне.

23.04.

33

Практическая работа «Сделаем город краше и чище»

Организация трудового десанта, уборка мусора на пришкольном участке.

30.04.

34

Практическая работа «Посажу цветок».

Посадка цветов на пришкольном участке.

07.05.

Научно-методическое обеспечение программы внеурочной деятельности

Интернет-ресурсы

Методические пособия

Другое

http://festival.1september.ru

 http://nsportal.ru

http://ped- kopilka.ru http://www.uchportal.ru

Бродовская З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.В. №6, 2003, с. 45.

Перевозчикова Т.Г. Мелодия небесной росы. – Ижевск: Удмуртия, 1988.

Природа Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чемпион". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чемпион". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика". 1 класс. Школа 2100...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Школа добрых дел"

Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Программа по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Юный патриот»

Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под ре...