Методическая разработка плана – конспекта родительского собрания в начальной школе. Тема: «Как формировать учебные интересы и мотивы».
методическая разработка

Тема: «Как формировать учебные интересы и мотивы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_roditelskogo_sobraniya_.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка плана – конспекта

родительского собрания в начальной школе.

Тема: «Как формировать учебные интересы и

мотивы».

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

Эдуард Асадов.

Цель: способствовать формированию предпосылок успешного обучения

детей и предпосылок удовлетворенности родителей результатами обучения их

детей.

Задачи:

1. Сформировать представления родителей о влиянии мотивов на

характер учебной деятельности; познакомить с классификацией

мотивов учения;

2. дать рекомендации по формированию внутренней мотивации;

3. познакомить родителей с их ролью в повышении мотивации

учебной деятельности;

Форма проведения: лекторий - практикум.

Ход собрания.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Краткое обсуждение выставки детских работ.

2. Актуализация темы собрания.

Уважаемые родители!

Сегодняшняя наша встреча посвящена очень насущному вопросу. Ваши дети заканчивают второй класс. В этом году они узнали, как оценивается их работа в школе. Скоро детям предстоит годовая аттестация. Давайте вспомним. На первом в этом году родительском собрании мы определили для себя главную задачу: совместную нашу работу по формированию у детей ответственности и желания учиться. Но не всегда отметки были хорошими, случались и неудачи. Зачастую это связано не сработоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Что

такое мотивация? Как она возникает? Итак, тема нашего сегодняшнего разговора: ««Как формировать учебные интересы и мотивы?» Давайте попросим помощи у науки «психологии».

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Мотивы могут проявляться в следующих психологических явлениях: интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека; убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением; стремления – это мотивы поведения, где находит выражение потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат

специально организованной деятельности личности.

Мотивация определяется как активная, избирательная направленность

поведения.

Учебная мотивация – это частный, особый вид мотивации, который

определяется целым рядом факторов, специфических для той деятельности, в

которую она включается:

  • – характером образовательной системы;
  • – организацией педагогического процесса в образовательном

учреждении;

  • – особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень

интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний),

  • – личностными особенностями учителя и прежде всего системой его

отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;

  • – спецификой учебного предмета.

Многообразие мотивов, определяющих отношение ребенка к школе и учению, приводит к тому, что большинство детей младшего школьного возраста положительно относятся к школе. Стойкое нежелание учиться в этом возрасте встречается достаточно редко и обусловлено теми или иными внешними причинами. Это негативный опыт школьной жизни старших

детей, некорректные высказывания родителей в отношении школы, запугивание «вот пойдешь в школу, тогда узнаешь…»; конфликтные отношения ребенка с педагогом или сверстниками; завышенные ожидания родителей в отношении школьных успехов ребенка и невозможность им

соответствовать. В структуре мотивов, определяющих отношение к учению, выделяет

следующие группы.

Социальные мотивы – основаны на понимании общественной значимости

учения и стремлении к социальной роли школьника.

«Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и

важно».

Для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают учителя, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или задание не получается.

Учебно-познавательные мотивы – интерес к новым знаниям, желание

научиться чему-то новому.

«Я хочу много знать».

Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность; они стремятся узнать больше, задают много вопросов.

Оценочные мотивы стремление получить высокую оценку взрослого, его

одобрение и расположение.

«Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки».

Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого.

Позиционные мотивы связаны с интересом к внешней атрибутике

школьной жизни и позиции школьника.

«Я хочу в школу, потому что мне купят тетради, пенал и портфель».

Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Следует признать, что у детей во втором классе проявление этих мотивов незаметно.

Внешние по отношению к школе и учению мотивы.

«Я пойду в школу, потому что мама так сказала. В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению».

Игровой мотив по своей природе не соответствует учебной деятельности.

«Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».

Игровой мотив по своей природе не соответствует учебной деятельности. Преобладание игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется, приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не принимают школьных правил поведения.

Выделяют следующие источники учебной мотивации: самооценка, характер взаимодействия с другими учениками, развитие интересов учащихся. Давайте попробуем разобраться, как формировать интересы?

На основе анализа психолого-педагогической литературы были сформулированы факторы, стимулирующие развитие познавательных интересов школьников.

 К ним относятся:

1. Воспитание широких социальных мотивов учебной деятельности, понимание ее смысла.

2. Предоставление ученикам возможности проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативность; использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

3. Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний, убеждаясь в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта

трудность посильна, преодолима; в противном случае интерес быстро падает.

4. Использование разнообразных учебных материалов и приемов обучения. Например, возбуждение у учащихся познавательного интереса с помощью приема отстранения, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном.

При этом познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания.

5. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу –

его эмоциональная окраска, живое слово учителя. Таким образом, развитие потребностей, интересов и мотивов в процессе учебной деятельности является основой формирования личности младшего школьника, определяя его отношение к окружающему миру,

другим людям и самому себе. Следует отметить, что учебные интересы и мотивы формируются в процессе самого школьного обучения и в наших руках возможность сделать так, чтобы у наших детей формировалось побуждения к познавательной деятельности, чтобы интерес к познанию стал для них потребностью. А лучшая мотивация - собственным примером и

собственной ответственностью.

3. Практическая часть.

Перейдём к практической части нашего собрания. (Работа проводится

в группах).

1. Игра « Слово — эстафета».

Родители должны продолжать начатое ведущей предложение «Мой ребенок будет успешно учиться, если я…».

Признанный всеми самый удачный ответ: «…буду стимулировать его личным примером».

Мне хочется завершить эту игру словами, которые стали эпиграфом к

нашему собранию.

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

Эдуард Асадов.

2. Прошу вас провести анализ домашних анкет и данные занести в общую таблицу.

1.Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

2.Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

Устные ответы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?

Да -21.

5. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)? Устные ответы.

 

1. Назовите, 65 cm/G3 что читал в течение последней недели ваш ребёнок? Устные ответы.

2. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги,

газеты, телепередачи? Да -21.

3. Часто ли вы посещаете с ребёнком выставки, музеи, театры? Да – 8 .

4. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

Да – 1.

5. Рассказываете ли вы ребёнку о позитивных воспоминаниях вашей школьной жизни?

Да -21.

6. Любит ли ваш ребёнок учиться?

Да -21.

3. Для подготовки к этому собранию мною была проведена методика

«Карта интересов для младших школьников».

Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. (Приложение 1).

Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. А сейчас для того, чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития познавательных интересов вашего ребенка, я попрошу ответить на эти же вопросы о своём ребёнке вас и сравнить их с ответами детей.

Для развития познавательных интересов, любознательности и активности учащихся рекомендую поиграть с детьми в игру «Придумай вопрос». (Приложение 2).

Уважаемые родители!

Не забывайте о том, что прежде всего на вас лежит ответственность за воспитание и обучение ваших детей. При подготовке к собранию мне попалась «Мотивация студентов Гарварда». И хоть ваши дети ещё малы для её осмысливания, я надеюсь, что вы найдёте для себя полезный совет, который поможет в формировании учебных интересов ваших детей.

(Приложение 3 ).

4. Рефлексия.

Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников.

Материал: лепестки из цветной бумаги.

Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему эмоциональному настроению. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветы и поместим их на доску.

 Я узнал(а) много нового. Жёлтый.

 Мне это пригодится в жизни. Зелёный.

 собрании было над чем подумать. Красный.

5. Итог.

Я благодарю Вас за работу. Мне нравится наш коллективный букет. А для продолжения нашего плодотворного сотрудничества я хочу подарить вам памятки. (Приложение 4).

Приложения.

(Рекомендации родителям учащихся).

1. Методика «Карта интересов для младших школьников».

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную

информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь,

даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности

ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду,

что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у

большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но

это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и

интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и

склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между

ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности

выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой

или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой

его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают

как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с

другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной

методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить

листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование

можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей.

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-» ; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей.

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития

способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагаются

вопросы, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не

занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими

детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свою имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках,

номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в

вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если

нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь

ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»:

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и

др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами

художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и

т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на

семь сфер:

1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

2. гуманитарная сфера (2-й столбик);

3. художественная деятельность;

4. физкультура и спорт;

5. коммуникативные интересы;

6. природа и естествознание;

7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

 2. Примеры игр на развитие познавательных интересов,

любознательности и активности учащихся.

Придумай вопрос (с 8 лет).

Цели. Когда учащиеся в рамках какой-нибудь темы учатся задавать точные, интересные

вопросы, они нередко так сильно проникаются этой темой, что пытаются сами найти

ответы на волнующие их вопросы в энциклопедии или у старших.

Данная игра привлекает внимание детей к искусству задавать вопросы. Вы можете

использовать ее снова и снова – в каждой новой теме. Выберите тематику,

соответствующую уровню школьников, и отнеситесь серьезно к каждому их вопросу, а не

только к тем, которые действительно сложны и требуют размышлений. Кроме того, объясните им, что в жизни умение задавать точные, интересные вопросы, по меньшей мере, столь же важно, как и умение находить правильные ответы.

Инструкция.

Сегодня я хочу задать вам несколько вопросов:

Кто из вас хотел бы стать учителем?

А кто из вас хотел бы стать исследователем?

Вам хотелось бы иметь лошадь?

Вы хотели бы иметь дома собаку?

Кто из вас хотел бы быть вопросом?

Кто из вас хотел бы быть ответом?

Я хочу попробовать поиграть с вами в игру, которая называется «Придумай вопрос». Вопросы это своеобразные инструменты, с помощью которых мы можем лучше узнать других людей, открыть для себя их интересы и желания. Но с помощью вопросов мы можем также глубже узнавать и самих себя, можем учиться лучше понимать окружающий нас мир. Я сейчас дам

вам ключевое слово и посмотрю, сколько вопросов к этому ключевому слову вы сможете

придумать.

Важными ключевыми словами для младших школьников могут быть следующие:

солнце, вода, воздух, тело, друзья, родители, работа, музыка, велосипед, сон и т.д.

Позднее обсудите с детьми, какие вопросы оказались для них особенно интересными.

3. Мотивация студентов Гарварда!

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты

выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано.

3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания вечна.

4. Учеба это не время. Учеба это усилия.

5. Жизнь это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на

что ты, вообще, способен?

6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием.

7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему

сможет насладиться своим успехом.

8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с

самосовершенствованием и решительностью.

9. Время летит.

10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.

11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее - реалисты.

12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.

13. Сегодня никогда не повторится.

14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.

15. Не попотеешь, не заработаешь.

Советы родителям.

Не самоустраняйтесь при проверке домашнего задания. Не молчите, но и не ругайтесь. Представьте, что вы начали учиться вместе с вашим ребенком. Относитесь ко всему вдумчиво, с неизменным интересом. Если находите ошибки или небрежность, обращайте на них внимание ребенка, предложите ему все исправить. При этом старайтесь внушить ребенку, что уроки — это его дело, и учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой.

Родителям обычно кажется, что, если детям по сто раз не напоминать про уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой. Так что с самого начала старайтесь не ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание

учиться должно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха

быть наказанным вырабатывает отвращение к учебе и школе. Вспомните слова, которые произносят чаще всего родители, когда их сын или дочь возвращается из школы: «Какие сегодня оценки?» Попробуйте сделать иначе, спросите его: «Что сегодня на уроках было интересного? Что тебе понравилось, а что огорчило?»

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка. Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени. После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков,

необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания — с 15 до 17 часов. Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перемены. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь — наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: «Не волнуйся, все получится, давай

разберемся вместе. Я помогу». Похвала, даже если что-то не получается, необходима.

Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудностей учебы. Учтите, что даже дети, повзрослев, очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном

о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную. Любите своих детей, верьте им!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе  по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна   ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ родительского собрания в форме семинара. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ.

Дать информацию об основных принципах детского питания; Раскрыть смысл понятия «режим питания»; Показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей; Дать рекомендации по соблюдению пр...

Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»

Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обо...