ДЕЛОВАЯ ИГРА «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА КАК ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ»
методическая разработка

Хоткевич Ольга Петровна

Для работы классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx13.45 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА КАК ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ»

Цель деловой игры – инициировать освоение педагогами существующих диагностических методик, помочь им научиться самим организовывать диагностическую работу в своем классе или группе.

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в их повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ребенка в мир сложных человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по тем или иным актуальным проблемам современности. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т.д. Возможно также применение и количественных методов диагностики.

В ходе деловой игры трем или четырем группам педагогов предстоит разработать проект тестового опросника, направленного на изучение изменений, происходящих в личности воспитанника. Ведущий при необходимости выступает здесь в роли консультанта, знакомя участников игры с правилами составления педагогических опросников, а также с принципами составления уже существующих подобных диагностических методик. Ведущий также может познакомить педагогов с одним из существующих опросников по изучению динамики личностного развития ребенка, а педагоги могут составить свой опросник на тех же принципах, только с другим содержанием. В процессе игры необходимо организовать промежуточную презентацию разрабатываемых методик с обязательным обсуждением участниками проектов друг друга. Это позволит разработчикам скорректировать свои первоначальные варианты проектов, увидеть их сильные и слабые стороны, познакомиться с направлениями работы других групп. После представления окончательных вариантов проектов организаторы игры должны дать им свою экспертную оценку. Наиболее удачные проекты могут быть апробированы в образовательном учреждении, а результаты этой апробации проанализированы во время следующей встречи.

Ведущий может предложить педагогам и другой ход игры. За несколько дней до начала игры он просит педагогов назвать методики изучения личностного развития ребенка, которыми они обычно пользуются. Отбирает из них несколько и в ходе игры, имея в качестве раздаточного материала тексты этих методик, организует их обсуждение и анализ. Анализ может развернуться вокруг следующих вопросов: что сравнивается (измеряется) в ходе диагностики? Каковы достоинства и недостатки анализируемой методики? Есть ли ограничения в ее использовании? Как соотносится конкретная анализируемая методика с теми целями воспитания, которые ставит перед собой использующий ее педагог?

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является первый вариант этой игры, когда в ходе работы появляется собственный опросник (тест или анкета). Это невозможно сделать за час-полтора работы. Поэтому этой игре нужно будет посвятить два-три занятия в школе или использовать возможности выездных сборов педагогов, которые практикуются в ряде школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деловая игра как способ совершенствования личности ребенка»

Цели: воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу...

Изучение личности воспитанника

Отслеживаемые параметры.    Как отслеживаются.*Познавательная  потребность  *Школьная  мотивация*Структура ЦО.*Уровень воспитанности.    Анкета познаватель...

Методика для изучения социализированности личности воспитанника

Методика для изучения социализированности личности воспитанника...

Родительское собрание-деловая игра Развитие личности младшего школьника

Материалы для родительского собрания в начальной школе...

«Деловая игра как способ совершенствования личности ребенка»

Цели : воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу; развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;способствовать сплочению детского коллектива....

Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...